Контрольная работа по социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 15:53, контрольная работа

Краткое описание

Данная контрольная работа (Вариант №4) содержит два задания, которые раскрывают три направления социологического изучения. Первое задание на примере ситуации в магазине рассматривает социальное действие, представляя собой работу в рамках микросоцилогического подхода и обращаясь к теме социологического номинализма, предполагающего, что основное внимание социологического исследования должно быть направлено на рассмотрение акторов и их взаимодействия. Второе задание, оперирует понятиями малой группы и социального института, сочетая таким образом микро - и макросоциологию, и посредством изучения социальных институтов восходит к социологическому реализму.

Вложенные файлы: 1 файл

Kontrolnaya_rabota.docx

— 31.78 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

По дисциплине Социология

 

Выполнена студентом

Тарачковой Натальей Андреевной

Вариант №4

 

Оглавление

 

Введение 3

Задание №1 4

Задание №2 6

Заключение 8

Список информационных источников 9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Данная контрольная работа (Вариант №4) содержит два задания, которые раскрывают три направления  социологического изучения. Первое задание  на примере ситуации в магазине рассматривает  социальное действие, представляя собой  работу в рамках микросоцилогического подхода и обращаясь к теме социологического номинализма, предполагающего, что основное внимание социологического исследования должно быть направлено на рассмотрение акторов и их взаимодействия. Второе задание, оперирует понятиями малой группы и социального института, сочетая таким образом микро - и макросоциологию, и посредством изучения социальных институтов восходит к социологическому реализму.

Таким образом, комбинация подобных заданий позволяет достаточно детально ознакомиться с основными направлениями  социологического познания.

 

Задание №1

 

Ситуация: в мебельном магазине семейная пара обсуждает ассортимент диванов перед принятием решения о покупке и в результате отказывается от нее, то есть покидает магазин, ничего не купив.

1. Данная ситуация может рассматриваться как социальное действие, при этом она представляет собой, согласно М. Вебера, тип наиболее соответствующий «чистому» социальному действию – целерациональное действие. В обоснование можно привести следующую аргументацию: покупка дивана представляет собой взаимодействие двух основных акторов – мужа и жены, которые должны совершить покупку наиболее рациональным образом и с точки зрения стоимости, и с точки зрения своих эстетических пристрастий, и с точки зрения соответствия дизайна дивана применительно к обстановке жилища, для которого они его приобретают.

Таким образом, основные действующие  лица – акторы – муж и жена, именно между ними происходит основное социальное взаимодействие, результатом которого должно стать решение о покупке/непокупке необходимой им вещи. Однако помимо названных лиц повлиять на принятие решений (именно в данной конкретной ситуации) могут еще две категории лиц, которые также становятся участниками социального действия – продавцы и другие посетители магазина. При этом участие продавцов практически неизбежно, тогда как другие посетители могут и не принять участие в данной ситуации. Первые могут быть вовлечены в ситуацию самой семейной парой, а могут и самостоятельно предложить свои услуги по консультированию, вторые же могут невольно присоединиться к уже существующей дискуссии самостоятельно, либо у них может попросить совета сама пара.

 

2.В качестве социального фактора может рассматриваться любая переменная, оказывающая влияние на принятие решения о покупке либо отказе от покупки. Исходя из этого, можно выделить две группы социальных факторов: факторы, возникающие непосредственно в рамках ситуации, и факторы, существующие до самой ситуации в магазине. К первым относятся: влияние продавцов (их советы, комментарии, побуждения), влияние других посетителей, другие ситуации общения продавцов/покупателей (негативное взаимодействие другой пары продавец-покупатель может способствовать отказу от покупки), сама обстановка магазина, возможность доставки приобретаемой покупки. Ко вторым относятся такие факторы как мнение близких/знакомых, собственные предпочтения супругов (совместно выработанные до прихода в магазин), мода на мебель в данный временной период, также такой социально-экономический фактор как располагаемые средства на покупку, являющийся зачастую доминирующим фактором в подобных ситуациях.

3.Социальный статус данной семейной пары можно определить по следующим признакам: внешний вид (видимое качество, новизна, опрятность одежды, уход за собой), стиль поведения, общения как между собой, так и с продавцом, суждения о цене покупки.

4-5.Распределение социальных ролей между супругами можно определить по следующим признакам: по тому кто выступает инициатором обращения к продавцу, к другим посетителям, степени участия в обсуждении, активности в процессе выбора, инициативе принятия решения, стилю поведения, вниманию к рассматриваемой вещи. Все названные признаки могут явно присутствовать в рассматриваемой ситуации.

6.Социальный статус мог повлиять следующим образом. Для супругов с высоким социальным статусом важными факторами выбора помимо цены, явились бы дизайн дивана, соответствие его общей обстановке жилища, соответствие модным тенденциям, бренд производителя, престижность самого магазина, тогда как для людей с более низким социальным статусом основным фактором стала бы стоимость дивана и, возможно, стоимость доставки.

7.Ролевые отношения влияют на процесс покупки следующим образом. Решение о покупке/отказе может принимать либо только глава семьи (к примеру, муж, что связанно с традиционным понимаем главы семьи), либо совместно, что основано на конвенциональных отношениях мужа и жены.

 

 

Задание №2

 

Для указания признаков семьи  как социального института и  малой группы необходимо привести дефиниции  данных социальных образований.

Социальный институт – это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества. В этом определении под общественными ценностями понимаются разделяемые идеи и цели, под общественными процедурами – стандартизованные образцы поведения в групповых процессах, а под системой социальных связей – сплетение ролей и статусов, посредством которых это поведение осуществляется и удерживается в определенных рамках.

Таким образом, институт семьи включает в себя: 1) совокупность общественных ценностей (любовь, отношение к детям, семейная жизнь); 2) общественные процедуры (забота о воспитании детей, их физическом развитии, семейные правила и обязательства); 3) переплетение ролей и статусов (статусы и роли мужа, жены, ребенка, подростка, тещи, свекрови, братьев и т.п.), с помощью которых осуществляется семейная жизнь.

Исходя из представленной информации основными признаками семьи как социального института являются:

    1. Социальные нормы
    2. Социальные ценности
    3. Социальные процедуры
    4. Социальные роли
    5. Социальные статусы
    6. Социальные потребности

Малая социальная группа – немногочисленное устойчивое объединение людей (от 3 до 15 человек), которые объединены общей социальной деятельностью, находятся в непосредственном общении, способствуют возникновению эмоциональных отношений.

Признаками семьи  как малой социальной группы могут быть названы следующие:

    1. Пространственное и временное соприсутствие членов семьи. Это соприсутствие людей дает возможность личных контактов.
    2. Наличие постоянной цели совместной деятельности.
    3. Наличие в группе организующего начала. Оно может быть персонифицировано в ком-либо из членов семьи (глава семьи), а может и нет, при этом организующая функция распределена между членами семьи.
    4. Разделение и дифференциация персональных ролей (разделение и кооперация труда, властное разделение, т. е. активность членов семьи не является однородной, они вносят свой, разный вклад в совместную деятельность, играют разные роли).
    5. Наличие эмоциональных отношений между членами семьи.
    6. Выработка специфической семейной культуры – нормы, правила, стандарты жизни, поведения семьи.

Следует отметить общность некоторых признаков семьи как  социального института и малой  социальной группы.

В качестве интегрального  определения семьи уместно привести следующее:

Семья – это общность людей, которая может быть основана на браке, на кровном родстве, на юридическом договоре, образованная для моральной и экономической поддержки друг друга и выполнения ряда общественных функций по воспроизводству населения и эмоционально-психологической стабилизации взрослых индивидов, а также для удовлетворения в наиболее приемлемой форме комплекса других биологических и социальных индивидуальных потребностей.

Роли в семье распределяются, как правило, следующим образом: роль мужа, роль жены, роль ребенка, роль подростка, роль бабушки/дедушки, роль главы семьи, роль «добытчика», роль домохозяйки.

Ролевое поведение в семье  как малой группе зачастую обусловлено  нормами к подобным ролям, определяемыми  для семьи как для социального  института. Так, роль мужа соответствует  требованиям мужественности, главенства, представителя в общении семьи  с официальными структурами, ответственного за материальное благополучие семьи. Роль жены определяется нормой быть хранительнице  домашнего очага, заботы о доме, о  внутрисемейной сфере.

 

Заключение

 

В ходе выполнения данной контрольной  работы были рассмотрены вопросы  социального действия, малой группы, социального института, семьи.

Во-первых, на примере конкретной обыденной ситуации было рассмотрено  социальное действие с точки зрения ролевой концепции личности.  Проанализированы предполагаемые социальные факторы, которые могли повлиять на исход ситуации, социальный статус, который также обуславливает  социальное действие и социальные роли и отношения, влияющие на исход ситуации.  Следовательно, предложены возможные варианты развития взаимодействия между акторами и различный исход социальной ситуации.

Во-вторых, проанализировано понятие семьи как социального института и малой социальной группы. Семья как социальный институт включает социальные нормы, ценности, процедуры, статусы, потребности, роли. Как малая социальная группа, семья характеризуется пространственным и временным присутствие членов семьи, разделением персональных ролей, наличием цели совместной деятельности, эмоциональных отношений между членами семьи, а также семейной культурой, уникальной для отдельно взятой семьи.

Таким образом, проделанная  работа является эффективной с точки  зрения применения и усвоения таких  важных социологических понятий  как социальное действие, социальный институт, семья, малая социальная группа, ролевые отношения.

 

 

Список информационных источников

 

  1. Андрущенко, В. П. Социология. Наука об обществе. Учебное пособие / В. П. Андрущенко [и др.]; под общ. ред. В. П. Андрущенко, Н. И. Горлача. – Харьков: 1996. – 688 с.
  2. Бурова, С.Н. Социология семьи. Цикл лекций / С.Н. Бурова. – Мн.:, 2011. – 195 с.
  3. Вебер, М. Основные социологические понятия // Вебер М. Избранные произведения. — М.: Прогресс, 1990.
  4. Волков, Ю. Г. Социология: курс лекций: учебное пособие / Ю. Г. Волков [и др.]; Ростов – н/Д: Феникс, 2000. – 512 с.
  5. Новикова,  С.С. Социология: история, основы, институционализация в России / С.С. Новикова. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 2000. - 464 с.
  6. Осипов, Г. В. Социология. Основы общей теории: учеб. пособие / Г. В. Осипов [и др.]; под. ред. Г. В. Осипова, Л. Н. Москвичева. М.: Аспект Пресс, 1996. – 461 с.

 


Информация о работе Контрольная работа по социологии