Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 17:56, контрольная работа
Контрольная работа №4
1. Дать определение понятиям: социальная группа, либерализм, микросоциология, семья.
2. Дайте комментарий и обоснуйте свою позицию.
«…Социальный мир с самого начала всегда и повсюду движется только группами, группами приступает к деятельности, группами борется и стремится вперед, - и что мудрое законодательство считается с действительностью и должно уважать эти фактические отношения и, не закрывая перед ними глаз, подобно «конституционалистам», не должно подобно коллективистам (социалистам и коммунистам) надеяться на возможность их изменения. В гармоническом взаимодействии социальных групп лежит единственно возможное решение социальных вопросов, поскольку оно вообще возможно».
Министерство образования и науки РФ
ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный технический университет»
Заочно-вечерний факультет
Кафедра общеобразовательных дисциплин
Контрольная работа
по социологии
Студент:
.
Должность _ канд. филос. наук, доц.
Оценка:___________________
Иркутск, 2012
Контрольная работа №4
«…Социальный мир с самого начала всегда и повсюду движется только группами, группами приступает к деятельности, группами борется и стремится вперед, - и что мудрое законодательство считается с действительностью и должно уважать эти фактические отношения и, не закрывая перед ними глаз, подобно «конституционалистам», не должно подобно коллективистам (социалистам и коммунистам) надеяться на возможность их изменения. В гармоническом взаимодействии социальных групп лежит единственно возможное решение социальных вопросов, поскольку оно вообще возможно».
Гумплович Л. Основания социологии. Спб. 1899. С. 263.
На чем должны основываться гармоничные отношения в обществе?
ГРУППА СОЦИАЛЬНАЯ — устойчивая группа людей, занимающая определенное место и играющая присущую ей роль в общественном производстве (классы, интеллигенция, служащие, люди умственного и физического труда, население города и деревни.
ГРУППА СОЦИАЛЬНАЯ - совокупность людей, объединяемая наличием общих интересов, целей и задач и выполняющая специфическую функцию в общей структуре разделения социальных статусов, ролей и действий
СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА - любая относительно устойчивая совокупность людей, находящихся во взаимодействии и объединенных общими интересами и целями. В каждой С.Г. воплощаются некоторые специфические взаимосвязи индивидов между собой и обществом в целом в рамках определенного исторического контекста.
ГРУППА СОЦИАЛЬНАЯ - совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других
ГРУППА СОЦИАЛЬНАЯ — совокупность взаимодействующих людей, ощущающих свою взаимосвязь; совокупность, воспринимаемая другими как некоторое сообщество.
СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА - совокупность людей, занимающих одну и ту же социальную позицию (ячейку общества) или выполняющих одну и ту же роль.
ЛИБЕРАЛИЗМ Выражение "либерализм" этимологически происходит от латинского слова libertas, свобода. Корень этого слова связан с понятиями "люди* и –рост
ЛИБЕРАЛИЗМ - англ. liberalism; нем. Liberalismus. 1. Соц.-полит. ориентация и движение, провозглашающие свободу индивида во всех областях жизни как условие развития общества. Л. в экономике поддерживает свободу частного предпринимательства и конкуренции; в политике правовое государство, парламентарную демократию, расширение полит, и гражданских прав и свобод. См. НЕОЛИБЕРАЛИЗМ. 2. Тип мышления и поведения, характеризующийся независимостью и терпимостью по отношению к различным взглядам, традициям, типам поведения.
Либерализм (liberalism), полит, взгляды, придающие особое значение обеспечению свободы личности в об-ве. Либеральные идеи зародились в 16—17 вв., во время борьбы за религ. веротерпимость терпимость). С т.зр. Л. религия является частным делом человека; государство не должно навязывать свое кредо (религия и политика) . Позднее этот взгляд развился в более общую доктрину об ограниченном и конституц. гос-ве, действия к-рого ограничены естественными правами людей (напр., полит, теория Локка). К 1800 г. Л. стал ассоциироваться с доктринами свободного рынка и невмешательства гос-ва в экономику (laisser-faire). Эта тенденция изменилась в 19 в. с появлением нового Л., приверженного социальным реформам и законодательству, направленному на создание государства всеобщего благоденствия. В совр. полемике участвуют оба направления, причем нек-рые либералы вернулись к идеалам классической политической экономии кон. 18 в. (напр., Хайек); др. взяли на вооружение теории смешанной экономики и гос-ва всеобщего благоденствия (напр., Ролс). Несмотря на разногласия по эконом, вопросам, либералы едины в защите идеи свободы личности от посягательства со стороны гос-ва, а также в требовании конституционного правления, предоставления гражданских прав и защиты неприкосновенности частной жизни.
МАКРО- и МИКРОСОЦИОЛОГИЯ – два уровня социологического анализа, социологических обобщений. Макросоциология - уровень социологического анализа целых обществ, социальных структур и систем, фундаментальных социальных закономерностей и процессов ( структурный функционализм, эволюционизм, теория конфликтов и др.). Базовые понятия этого уровня – общество, социальная система, класс, власть и т.п. Микросоциология – уровень социального анализа, основанный на изучении непосредственных межличностных взаимодействий повседневного уровня, на отношениях в группе (символический интеракционизм, этнометодология и др.). Базовые понятия этого уровня – социальная группа, групповая динамика, лидерство и т.п.
СЕМЬЯ — вид социальной общности, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т. е. на многосторонних отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и др. родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство. Жизнь С. характеризуется различными материальными (биологическими, хозяйственными) и духовными (нравственными, правовыми, психологическими, эстетическими) процессами. Социальная роль семьи определяется ее непосредственным участием в воспроизводстве самого человека, в продлении человеческого рода. С.— категория историческая. Ее типы, формы и функции обусловлены характером существующих производственных отношений, общественных отношений в целом, а также уровнем культурного развития об-ва. В свою очередь С. также воздействует на жизнь об-ва (деторождение, социализация детей и подростков, труд в домашнем хозяйстве, влияние на физическое, духовное и нравственно-эстетическое развитие своих членов). В вопросе о происхождении семьи есть две т. зр. Большинство специалистов продолжают считать, что в начале первобытнообщинного строя господствовали беспорядочные половые отношения. На смену им пришел групповой брак, вытесненный позже парным браком, к-рый и стал основой сначала большой материнской, а затем большой отцовской семьи-общины соответственно материнскому роду (матриархат) и отцовскому роду (патриархат). Некоторые новые исследования привели ряд ученых к выводу об изначальности парной С., существовавшей на базе женского и мужского рода (матриархат, патриархат), ведшей материнский и отцовский счет родства. Установление моногамии сопровождалось порабощением женщины мужчиной. Она постепенно превращалась в собственность, в рабу своего мужа-хозяина. Гл. целью С. становится накопление богатства и передача его законным наследникам. Социальный прогресс, реализация идеи гуманизма открывают простор для достижения равенства женщины с мужчиной во всех областях общественной жизни, в т.ч. и в С. Любовь, долг, взаимное уважение, забота о воспитании детей, забота взрослых детей о родителях — важные нравственные принципы С. в социалистическом обществе. В ходе перестройки и обновления социалистического общества семейные отношения совершенствуются, возрастает роль С. в обществе.
В гармоническом взаимодействии социальных групп лежит единственно возможное решение социальных вопросов, поскольку оно вообще возможно. То есть гармоничные отношения в обществе основываться лишь во взаимодействии социальных групп.
Мудрое законодательство «заточено» в основном под индивидуальность-личность, в меньшей степени под «коллективизм» (соц. группы). С позиции автора мир это соц. группы и гармоничные отношения в обществе основываться лишь во взаимодействии социальных групп. То есть мудрое законодательство должно «уважать эти фактические отношения и, не закрывая перед ними глаз».., быть ориентированным в большей степени на «коллективизм» (соц. группы), а в меньшей на личность.
Вопросы к зачету