Конфликтологическая парадигма в западной социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 08:41, лекция

Краткое описание

В середине XX века второй подход в понимании конфликта был развит в конфликтологическую парадигму общественного развития, которая стала ответом на неспособность функционализма дать адекватный анализ социальных конфликтов, кризисов. Исходным тезисом современных теорий конфликтов стало утверждение, что неотъемлемой компонентой общественной жизни являются постоянные социальные изменения, которые неизбежно, закономерно вызывают конфликты. Конфликты возникают на всех уровнях (индивидов, социальных групп, социальных организаций, общества) и во всех сферах социальной системы.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 16.83 Кб (Скачать файл)

28. Конфликтологическая парадигма в западной социологии

В середине XX века второй подход в понимании конфликта  был развит в конфликтологическую парадигму общественного развития, которая стала ответом на неспособность функционализма дать адекватный анализ социальных конфликтов, кризисов. Исходным тезисом современных теорий конфликтов стало утверждение, что неотъемлемой компонентой общественной жизни являются постоянные социальные изменения, которые неизбежно, закономерно вызывают конфликты. Конфликты возникают на всех уровнях (индивидов, социальных групп, социальных организаций, общества) и во всех сферах социальной системы.

 Среди  современных теорий конфликтов  наиболее известными являются  концепции Л.Козера, Р.Дарендорфа. Будучи активными критиками структурно-функционального анализа, они способствовали смене научной парадигмы в понимании общества, переходу от бесконфликтной к конфликтной модели общественного развития. Коротко рассмотрим основные положения их теорий.

 Льюис  Козер^ классик американской социологии, в 1956 году выпустил в свет свой труд "Функции социального конфликта". Это событие оказалось знаменательным в становлении конфликтологического подхода к анализу общественных процессов. Л. Козер положил в основу своей теории идею социальных изменений без которых жизнь общества невозможна. Изменения необходимы и естественны для любой общественной системы. Различия интересов неустранимы в принципе: справедливого распределения власти, материальных средств, равных статусов в реальном обществе достичь невозможно. Взаимодействия между людьми, социальные изменения приводят к столкновению интересов, возникновению противоречий, социальной напряженности, а следующим - естественным и закономерным - звеном социальной динамики является конфликт. Таким образом, конфликт - это продукт внутренних изменений в обществе.

 Л. Козер выделил целый ряд позитивных функций социального конфликта:

1) Контролируемый  конфликт дает выход накопившемуся  напряжению между антагонистами,  враждебности, а это позволяет  сохранить и улучшить отношения.

2)Коммуникативно-информационная  функция конфликта связана с  тем, что в ходе столкновения  стороны лучше проявляются, следовательно,  возможно взаимное узнавание,  большее понимание.

3)Интегративная  функция проявляется в повышении  сплоченности группы в борьбе  с противником. 

4)Стимулирующая  функция социального конфликта  напрямую связана с социальными  изменениями через становление  новых социальных норм, структур, институтов.

 Перечисленные  положительные функции социального  конфликта характеризуют его  не только как разрушительную  силу, но и как интегрирующий,  стабилизирующий фактор общественной  жизни, как способ выявления  и разрешения противоречий между  людьми.

 

29. Теория конфликта Л. Козера

Американский  социолог-функционалист Льюис Козер (1913–2003) разработал ведущие теоретические положения, ставшие фундаментальными предпосылками для становления науки конфликтологии. Его теория конфликтов представлена в трудах «Функции социального конфликта» (1956), «Дальнейшие исследования социального конфликта»(1967).

Главные вопросы, рассматриваемые Козером:

причины конфликтов;

виды конфликтов;

функции конфликтов;

типы общества;

острота конфликта;

последствия конфликта.

Причины конфликтов Козер видел в дефиците каких-либо ресурсов: власти; престижа; ценностей.

Люди по своей  природе всегда стремятся к власти и обладанию большими ресурсами, поэтому в любом обществе существует напряженность. Отличия возникающих  таким образом конфликтов могут  заключаться лишь в том, куда направлена энергия самого конфликта. Поразному устремляют энергию конфликта закрытое и открытое общество.

Общество  закрытого типа (ригидное, унитарное) обычно расколото на два враждебных класса. Конфликт между ними полностью разрушает общественное согласие. Энергия идет на проявление насилия, революцию.

Общество  открытого типа является плюралистичным по политическому и социальному устройству и более конфликтным, так как открыто новым влияниям. В нем существуют сразу не сколько конфликтов между различными слоями и группами. Но при этом в открытом типе общества находятся социальные институты, способные сохранить общественное согласие и направить энергию конфликта на развитие общества.

Именно поэтому  конфликты бывают двух видов: конструктивные; разрушительные.

Конфликт, по теории Козера, необходим и естествен для любого общества, так как выполняет адаптивные и интегративные функции, способствует устойчивости и жизнеспособности индивидов социальной системы. Но при неправильном развитии может осуществлять негативную или деструктивную функцию.

Поэтому теория функционального конфликта анализирует: негативные последствия конфликта  для общества; позитивные последствия  для общества.

Эмоции, преобладающие  у участников конфликта, уровень  ценностей, за которые шла борьба, определяют степень остроты конфликта. Теория функционального конфликта  часто сопоставляется с теорией  Р. Дарендорфа, хотя Козер критиковал своего немецкого коллегу за отсутствие исследований позитивных последствий конфликта. Направленность теории конфликтов Л. Козера в целом противопоставлялась идеям теории классовой борьбы К. Маркса и теории социального согласия и «человеческих отношений» Э. Мэйо, которые господствовали в социалистических странах.

 

30. ТЕОРИЯ КОНФЛИКТА Р. ДАРЕНДОРФА

Немецкобританский социолог Ральф Дарендорф (р. 1929) уже к концу 50х гг. XX в. разработал и обосновал свою теорию конфликтной модели общества. Конфликт является центральной категорией всей его социологической деятельности. Она представлена в его книге «Социальные классы и классовый конфликт в индустриальном обществе» (1957) и более зрелой публикации «Современный социальный конфликт» (1992) . Взгляды социолога на конфликт перекликаются с его более ранними диссертационными изысканиями, посвященными критике теории Маркса. Поэтому классовая борьба между пролетариатом и буржуазией признана Дарендорфом как основной конфликт, но не объясняет конфликты современного общества.

Общество, по Дарендорфу, представлено как постоянно меняющаяся система взаимоотношений между конфликтующими социальными группами или классами. Социальные конфликты неизбежны и необходимы. Отсутствие конфликта считается ненормальным для общества.

Дарендорф выделяет разные уровни, на которых может происходить конфликт:

1) между несогласующимися ожиданиями, которые предъявляются к человеку, играющему ту или иную роль;

2) между социальными  ролями, которые мы должны играть  одновременно;

3) внутригрупповые  конфликты;

4) между социальными  группами;

5) конфликты  на уровне общества в целом;

6) межгосударственные  конфликты.

Дарендорф выстраивает иерархию конфликтов, различающихся уровнем действия– от микроуровня до макроуровня, насчитывающую 15 типов конфликтов. Классовый конфликт как центральный конфликт общества зависит от характера власти, преобладающей на конкретном историческом этапе. В современном обществе этот конфликт определяется как конфликт между индустриальным ипостиндустриальным обществом. Конфликты индустриального общества теряют свою остроту изначимость. Появляются новые конфликты, порожденные сменой характера власти и отношений вобществе. Например, конфликт образа и стиля жизни. Влиять на подобные конфликты, как считает Дарендорф, бессмысленно и нецелесообразно, так как они образованы естественным эволюционным путем развития общества.

Одно из направлений  теории конфликта Дарендорфа посвящено развитию либерализма в обществе, поощрению реформ и других изменений в обществе, раскрытому в книгах «Жизненные перспективы» (1979), «Закон и порядок» (1985).

Другим важным направлением его теории стал анализ исторических событий, оказавшихся  переломными для общества XX в. Социолог изучает глобальные изменения, происходившие в Европе в целом и в Британии в частности, отыскивая причины социальных конфликтов и преобразований в обществе под воздействием революций.


Информация о работе Конфликтологическая парадигма в западной социологии