Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2014 в 16:05, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть причины конфликтов и методы управления конфликтами.
В соответствии с целью определяем задачи:
1. дать понятие конфликта и причины его возникновения;
2. рассмотреть методы управления конфликтами в организации;
3. рассмотреть влияние конфликтов в деятельности организации на примере коллектива ТК «Фактория».
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТОВ В ОРГАНИЗАЦИИ………….5
1.1 Понятие конфликта в организации, причины возникновения.………….5
1.2 Методы управления конфликтами ………………………………….…..14
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ
НА ПРИМЕРЕ КОЛЛЕКТИВА ТОРГОВОЙ КОМПАНИИ «ФАКТОРИЯ»…..29
2.1 Характеристика трудового коллектива ТК «Фактория» ……………….29
2.2 Методика и результаты исследования стратегий поведения в конфликте на примере трудового коллектива ТК «Фактория» ..……..31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….39
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………….41
В результате проведенного наблюдения было установлено, что социально-психологический климат в данном первичном трудовом коллективе напряженный. Продавцы, т.е. непосредственные исполнители, считают, что делают некоторые виды работ, которые не входят в их функциональные обязанности, но недовольство этим проявляют только в своем кругу. Обращаться в вышестоящие инстанции считают неперспективным, бесполезным. Отсюда зреет недовольство, которое накапливается и периодически выплескивается друг на друга.
Для изучения стратегии
поведения, которые используют члены данного
первичного трудового коллектива, был
применен тест описания поведения К. Томаса.
В результате было установлено, что респонденты используют в своей деятельности практически
все стратегии поведения. Но наибольшее количество баллов
Наименьшее количество баллов набрала
Таблица 7.
Результаты диагностики по методике Томаса
№ |
Соперничество |
Сотрудничество |
Компромисс |
Избегание |
Приспособление |
1. |
0 |
5 |
8 |
8 |
9 |
2 |
1 |
7 |
8 |
9 |
5 |
3. |
5 |
1 |
7 |
11 |
6 |
4 |
4 |
6 |
6 |
10 |
4 |
5 |
1 |
7 |
4 |
10 |
8 |
6 |
2 |
6 |
9 |
9 |
4 |
7 |
5 |
7 |
5 |
8 |
5 |
8 |
5 |
1 |
9 |
10 |
5 |
9 |
1 |
6 |
6 |
10 |
7 |
10 |
2 |
4 |
8 |
11 |
5 |
11 12 |
4 |
6 |
5 |
12 |
3 |
3 |
10 |
4 |
8 |
5 | |
13 |
6 |
7 |
8 |
6 |
3 |
14 |
4 |
6 |
4 |
6 |
10 |
Полученные данные позволили предположить, что использование тактики избегания может быть вызвано потребностью в признании, стремлением соответствовать одобряемому авторитетом образцу поведения.
В связи с этим респондентам был предложен тест Д. Марлоу и Д. Крауна «Диагностика самооценки мотивации одобрения».
Результаты этого теста показали, что у 9-ти человек высокие показатели (от 13 до 18 баллов), у одного (10 баллов ), у 3-х человек (9 баллов), у 1-го (8 баллов) (табл. 9). Это говорит о довольно высокой потребности в одобрении у большинства респондентов.
Таблица 9.
Результаты диагностики по методике Марлоу и Крауна
№ испытуемого 1. |
Мотивация одобрения (баллы) 14 13 14 16 18 9 14 13 15 16 9 9 8 |
Полученные данные позволяют выдвинуть экспериментальную гипотезу: между выбором индивидами стратегии избегания и их стремлением к одобрению есть взаимосвязь.
По итогам экспериментального исследования
можно сказать, что высокая потребность
в одобрении у членов данного коллектива
ведет к формированию у них избегательной
тактики поведения в конфликтной ситуации,
что в свою очередь ведет к накоплению
негативных эмоций, взаимных негативных
оценок, неспособности отстоять свое мнение,
что отражается на социально-психологическом
климате коллектива.
Таким образом, подтверждается гипотеза
о том, что стратегия поведения индивидов
влияет на социально-психологический
климат первичного трудового коллектива.
Т.е. из результатов исследования можно
сделать следующие выводы:
- существует взаимосвязь
между самооценкой уровня
- сотрудники, которых
воспринимают неконфликтными, предпочитают
стратегию избегания (по
- причиной конфликтности сотрудников в организации на психологическом уровне может являться неосознаваемая потребность в соперничестве, т. е. желание удовлетворить свои интересы в ущерб интересам других сотрудников на уровне скрытых мотивов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Управление конфликтом – это целенаправленное, обусловленное объективными социально-психологическими законами воздействие на его динамику. Очень важен конструктивный аспект управления конфликтами, для этого руководителю необходимо знание социально-психологических технологий.
На уровне
непосредственного осуществлени
По первой задаче работы мы выяснили, что конфликтом принято называть трудноразрешимое противоречие. Всякий конфликт начинается с конфликтной ситуации, в основе которой лежит объект конфликта, т. е. объективная причина, из-за которой оппоненты вступают в противоборство. Началом конфликта является инцидент, т. е. действия, направленные на создание конфликта.
Существуют четыре основных типа конфликтов: внутриличностный, межличностный, между личностью и группой, межгрупповой, которые проанализированы в работе.
Второй задачей работы было показать пути решения конфликтов в организации. Мы выяснили, что для руководителя важно вовремя и главное правильно расценить ситуацию, и принять необходимые меры к погашению конфликта. Так, в управлении конфликтной ситуацией полезны средства интеграции. Например, производство, где назрел конфликт между взаимосвязанными подразделениями, может решить этот конфликт, создав промежуточную службу, координирующую объемы отправки готовой продукции. Можно установить общеорганизационные комплексные цели — это тоже способ управления конфликтом. Суть его в том, чтобы направить усилия участников конфликта на достижение общей цели.
Предотвратив конфликтную
ситуацию или назревший конфликт
конструктивными методами, руководство
организации сохраняет
В соответствии с третьей задачей работы мы рассмотрели влияние конфликтов в деятельности организации на примере ТК «Фактория». Для этого было проведено экспериментальное исследование, включавшее наблюдение за поведением организации, диагностику стратегий поведения в конфликтной ситуации работников организации по методике К. Томаса, диагностика самооценки и оценки другими конфликтности личности. Результаты исследования мы отразили в работе. Исследование обнаружило напряженность и преобладание негативных эмоций в отношениях в коллективе. По результатам оценок эксперта группа была проранжирована по уровню конфликтности. Тестирование выявило, что преобладающей стратегией поведения в конфликтной ситуации в коллективе является избегание, самооценка испытуемых значительно отличается от оценки экспертов, менее конфликтные люди в группе испытуемых получили больше положительных выборов.
В результате проведенного корреляционного анализа была обнаружена взаимосвязь между стратегией избегания (по К. Томасу) и степенью конфликтности личности. Неконфликтные люди в группе испытуемых предпочитают уход от конфликта. Была обнаружена положительная корреляция между оценками независимого эксперта и количеством положительных выборов по результатам исследования, т. е. оценки независимого эксперта отражают то, что в отношениях предпочтение отдается неконфликтным членам коллектива. Менее привлекательными для построения отношений в группе испытуемых являются более конфликтные личности.
Таким образом, основываясь на результатах проведенного исследования, мы можем констатировать, что конфликты в организациях оказывают влияние на социально-психологический климат в коллективе, а это в свою очередь отражается на эффективности труда. Поэтому менеджерам по персоналу, непосредственным руководителям необходимо оперативно выявлять назревающий конфликт и стремиться к его разрешению конструктивными методами. При этом самим руководителям не нужно накалять обстановку в коллективе своими необдуманными действиями и конфликтностью.
Цель работы раскрыта, но проблема конфликтов в организации продолжает оставаться актуальной, поэтому требуются дальнейшие исследования по пути разрешения конфликтов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ