Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 17:41, доклад
Современная ситуация в мире выдвигает проблему ресурсов или жизненных потребностей на одно из первых мест.
Его основание заключается в том, что наши потребности могут противостоять друг другу и побуждать нас к различным действиям. Иногда мы хотим одновременно противоречивых вещей и поэтому не можем действовать. Например: ребенок хочет съесть конфету. Но мать просит его отдать лакомство ей. В таком случае ребенок хотел бы съесть конфету, а также отдать ее матери. Он испытывает конфликт потребностей и начинает плакать.
2. Конфликт потребностей
Современная ситуация в мире выдвигает
проблему ресурсов или жизненных потребностей
на одно из первых мест.
Его основание заключается в том, что наши
потребности могут противостоять друг
другу и побуждать нас к различным действиям.
Иногда мы хотим одновременно противоречивых
вещей и поэтому не можем действовать.
Например: ребенок хочет съесть конфету.
Но мать просит его отдать лакомство ей.
В таком случае ребенок хотел бы съесть
конфету, а также отдать ее матери. Он испытывает
конфликт потребностей и начинает плакать.
Изучение внутриличностных конфликтов в потребностно-мотивационной сфере человека в русле психологической теории поля осуществлял К. Левин. Автор акцентирует внимание на динамической характеристике разнонаправленных потребностно-мотивационных составляющих поведения человека, которые могут образовывать различные комбинации. В результате своих исследований К. Левин выделил три типа внутренних конфликтов:
1) конфликт равнопривлекательных,
но взаимоисключающих
2) конфликт одинаково
непривлекательных
3) конфликт амбивалентных потребностей, которые сколь привлекательны для человека, столь и отвергаемы им, к примеру, курильщик, страстно желающий курить и ненавидящий себя в этой роли [11].
Конфликты по поводу
потребностей могут быть подразделены
на два типа: во-первых, конфликт из-за
реальной или кажущейся ограниченности
ресурсов; во-вторых, из-за соотношения
краткосрочных и долгосрочных потребностей.
Несомненно, что к числу наиболее существенных
долгосрочных потребностей всего человечества относится освоение
околоземного космического пространства.
Однако реализация соответствующих программ
- дело чрезвычайно дорогостоящее. В условиях
кризиса это дополнительная нагрузка
на бюджет, в связи с чем появляются аргументы
против развертывания соответствующих
программ. Примерно таким же образом обстоит
дело и с вопросами финансирования фундаментальных
научных исследований, которые не могут
дать непосредственной отдачи в краткосрочной
перспективе. Однако свертывание этих
программ означает некоторый выигрыш
с точки зрения ближайшей перспективы
и проигрыш в долгосрочном варианте.
Проблема ориентации на ближайшие и отдаленные
цели является общечеловеческой и вечной
проблемой. Она касается не только человечества
в целом, но и жизнедеятельности любых
сообществ, социальных институтов, социальных
групп, жизненных потребностей любой семьи
и каждого отдельного индивида. Во всех
структурах человеческого взаимодействия
эта проблема возникает вновь и вновь,
решается и вновь перерешается. Примеры,
иллюстрирующие значение этой проблемы,
могут быть приведены из самых разных
областей. Так, каждая семья в современном
обществе самостоятельно решает вопрос
о количестве детей, т. е. о продолжении
своей жизни в потомстве. При этом семейная
политика призвана учитывать с помощью
семейного планирования “качество” будущих
новых членов семьи - их здоровье, уровень
образования, характер жилищных условий
и т.д. Все это связано с долгосрочными
потребностями воспроизводства на индивидуальном
уровне. Выбор в пользу этих потребностей
несомненно означает определенный ущерб
текущему благосостоянию семьи. В кризисных
условиях ущерб этот может быть весьма
существенным. Совокупный результат решений,
принимаемых на индивидуально-семейном
уровне, может стать и становится подчас
важнейшим фактором неблагоприятной демографической
ситуации для населения данной страны
или данной этнической группы.
Следующая линия конфликта, связанного
с динамикой потребностей, проходит через
формы и способы организации совместной
жизни людей. Сами эти способы неверно
представлять в качестве некоторой внешней
силы по отношению к данному сообществу.
Случаи навязывания политического строя
имеют место в истории, но лишь в редких
случаях они оказывают определяющее воздействие
на потребности людей. По большей части
эти формы совместной жизни вырабатываются
обществом и являются существенной характеристикой
народного образа жизни. В современной
политологической литературе принято
деление политических систем на четыре
группы: либеральные, демократические,
авторитарные и тоталитарные. Каждый из
вариантов политической системы опирается
на определенную сумму стереотипов политического
поведения, которые и составляют потребности
определенного рода.
Новые политические потребности - потребность
участия в политической жизни - складываются
с большим трудом. Главный вопрос здесь
заключается в формировании нового нравственно
целостного отношения к власти, которая
сама по себе далека от демократического
идеала. Конфликт между нравственностью
и политической практикой сегодняшнего
дня оказывается глубинным конфликтом,
развивающимся на уровне жизненных потребностей
человека. Этот конфликт не сразу дается
массовому сознанию, как бы отступая на
второй план по сравнению с жесткой борьбой
политических интересов, разыгрывающихся
на поверхности.
Третья сфера конфликта на уровне потребностей
связана с выработкой баланса рационально
осмысленных и эмотивных стремлений, в
которых проявляются подчас подсознательные
сферы мотивации. Здесь мы также сталкиваемся
с общечеловеческими свойствами. Конфликт
рационального и эмоционального пронизывает
все структуры человеческой жизни. Он
лежит в основе разделения между собой
высших сфер духовной деятельности - науки
и искусства, которые пытаются найти компромисс
между собой при помощи философии и религиозного
сознания.
Рассмотрение конфликта потребностей
в трех взаимодействующих между собой
и все же самостоятельных сферах жизнедеятельности
человека и общества показывает, что потребности
нельзя сводить лишь к сумме внешних требований,
проистекающих из социальных и экономических
условий. Они представляют собой определенные
стержневые линии организации всей системы
взаимодействия в социуме. Они проявляются
в массовых привычках и навыках культуры,
которые усваиваются людьми в ходе их
социализации, индивидуального развития,
воспитания.
Вместе с тем проблема определения приоритетности
тех или иных потребностей остается важнейшей
проблемой социально-политического характера.
Исследование конфликта в сфере удовлетворения
потребностей людей (питание, жилье, медицинское
обслуживание, соотношение заработной
платы и цен, пенсионное обслуживание,
семейная политика, решение экологических
проблем) предполагает пересмотр нормативистского
подхода, длительное время доминировавшего
при разработке основных проблем социальной
политики. Суть этого подхода состояла
в определении некоторого среднедушевого
показателя обеспечения жизненных потребностей
(на пример, научно обоснованного метража
жилой площади на человека или научно
обоснованных нормативов потребления
мяса, овощей и так далее) и сравнения с
этим показателем достигнутого на этот
год показателя реального потребления
опять же в среднедушевом измерении. Этот
подход был положен в основу социальной
статистики. По сути дела он исходил из
уравнительной трактовки потребностей.
Он не учитывал реальных механизмов распределения
и потребления как составляющих компонентов
общего экономического процесса.
Теоретическая модель удовлетворения
потребностей населения и реальный процесс
находились в вопиющем противоречии друг
с другом. Согласно теоретической модели
в экономике должен был действовать принцип
материальной заинтересованности работника
в результате своего труда, однако на практике
преимущества в области потребления доставались
тем слоям общества, которые контролировали
процесс распределения жизненных благ.
Этот слой в большей мере овладевал механизмами
присвоения общественного богатства и
становился стержнем номенклатуры, обеспечивающей
себе наиболее высокий жизненный уровень,
основанный на использовании гласных
и негласных привилегий.