Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 17:04, реферат
Конформизмом называется стремление быть «как все». Подростки, в частности, стремятся одеваться «как все», говорить «как все» и даже думать «как все». Они принимают определенный образ жизни только потому, что так принято в их окружении, группе, обществе. Конформизм является «приметой» нашего времени. Хотя он существовал во все времена. Мода — одно из проявлений конформизма. Но только в наше время, с развитием рекламы, которая навязывает вкусы и привычки, конформизм широко распространился, глубоко проникая в наше сознание. Однако подростковый конформизм — особенное явление. Страх оказаться не таким «как все» у них очень велик, поскольку в этом возрасте очень сильно влияние компании.
Конформизм. Конформизмом называется стремление быть «как все». Подростки, в частности, стремятся одеваться «как все», говорить «как все» и даже думать «как все». Они принимают определенный образ жизни только потому, что так принято в их окружении, группе, обществе.
Конформизм является «приметой» нашего времени. Хотя он существовал во все времена. Мода — одно из проявлений конформизма. Но только в наше время, с развитием рекламы, которая навязывает вкусы и привычки, конформизм широко распространился, глубоко проникая в наше сознание.
Однако подростковый конформизм — особенное явление. Страх оказаться не таким «как все» у них очень велик, поскольку в этом возрасте очень сильно влияние компании. Подростки чувствуют себя очень неуютно вне группы. Психологически им трудно вынести отвержение друзей.
Фактически поведение
подростка диктуется его
Опасность конформизма для подростков заключается в том, что он заставляет их делать то, чего они не хотят, а также то, что, как они прекрасно знают, является неправильным, незаконным, вредным. Одно дело — следовать моде в одежде и совсем другое — курить, пить пиво, иметь беспорядочные половые связи, как это делают некоторые знакомые. Существуют моменты, когда подросток должен суметь сказать «нет», не побоявшись быть не таким «как все». Для этого нужны смелость и психологическая подготовка. Классный руководитель должен помочь в этом своим подопечным.
Противостоять давлению общества очень нелегко, тем более подростку. Для этого надо быть уверенным в себе. Кроме того, потребуется мужество. Преподаватель должен объяснить старшеклассникам, что отстаивание своей позиции, когда друзья хотят увлечь в неверном направлении, достойно уважения. Компания не отвергает таких ребят, а, напротив, высоко ценит. Именно тот, кто умеет быть твердым и оставаться самим собой, даже когда другие насмехаются над ним, очень часто становится лидером группы. Классный руководитель должен научить старшеклассников отстаивать свои убеждения.
Поэтому на классных часах в старших классах полезно проводить дебаты, дискуссии, полемики и т. п. Такие формы работы очень важны, они дадут ученикам необходимые навыки не только для будущей взрослой жизни, но и для их подростковой реальности.
Можно обыгрывать ситуации в ролевых играх. Важно дать почувствовать подростку, что на практике представляет собой противостояние другим. Попробовав себя в этой роли, ученик станет более уверенным в себе. Кроме того, когда подросток увидит, что он не один противится давлению толпы, он тоже становится увереннее в себе.
Причиной неуверенности подростка является комплекс неполноценности, присущий этому возрасту. Переживая определенные физические и психологические изменения, подростки, как правило, перестают нравиться сами себе. Им противно смотреть на себя в зеркало, они постоянно измеряют свой вес. Подростки недовольны тем, как они двигаются, говорят и т. д. Они во всем усматривают недостатки. Самооценка очень занижена, как рассматривалось выше.
Когда подросток не нравится сам себе, то он очень остро реагирует на мнение других людей. Поэтому, стараясь быть «как все», подросток пытается заработать расположение, хорошее мнение своего окружения или большинства из них. Так, он начинает одеваться и думать «как все», боится сделать что-то не так или не вовремя, отказывается от собственной независимости в угоду группе. Подросток считает такое поведение более безопасным, чем иметь собственное мнение. Он боится психологического давления больше, чем физического насилия.
При повышенном конформизме и негативизме, молодежь стремится к самостоятельности, к утверждению своего чувства личности, своей уникальности. Именно в период молодости ярко проявляет себя ее амбивалентная сущность: зависимость от условий окружающей жизни и от стремления выразить свою исключительную индивидуальную позицию. Одним из ярких примеров проявления такой самостоятельности является распространенный среди молодежи абсентеизм, т.е. молодежь отказывается от возможности отдать свой голос за того или иного кандидата, аргументируя это тем, что его голос ничего не решает. Распространенный среди молодежи абсентеизм является ответом на действия государства в отношении молодежи, по сути это является чем-то вроде акции протеста, причем в последние годы подобная позиция стала сознательной, преследующей определенные политические цели.
ГРУППОВОЕ ДАВЛЕНИЕ, ВИДЫ ГРУППОВОГО ДАВЛЕНИЯ. УМЕНИЕ СОПРОТИВЛЯТЬСЯ ГРУППОВОМУ ДАВЛЕНИЮ
Весь класс разбивается
на четыре группы. Учитель приводит
примеры группового давления, обсуждает
его виды и способы
Ход занятия: Упражнение-
Учитель: стоящие в центре круга испытали сейчас на себе групповое давление. Кто-нибудь может дать определение этому? Давление - это попытка заставить другого человека что-либо сделать, как правило, не объясняя ему истинных причин. Особенно сильным бывает такое психологическое давление, если его оказывает не один человек, а целая группа. Все мы порой подвергаемся подобному давлению, и бывает, что оно оказывает серьезное влияние на наши поступки; однако заметить, что на нас оказывают психологическое давление, не всегда легко. Бывали ли в жизни ситуации, когда вас пытались заставить что-либо сделать? (Обсуждение ситуаций).
Учитель задает вопрос: почему, по мнению школьников, многие из них начали или начнут курить. После того, как школьники перечислят ряд причин (любопытство, желание казаться взрослым и т.д.) следует указать, что для их возраста одна из главных причин - их сверстники или более старшие товарищи, оказывающие на них так называемое групповое давление.
Различают четыре вида группового давления:
1. Прямое, когда предлагают закурить (выпить).
2. Непрямое, когда все курят (или, например, пьют за праздничным столом), а ты не куришь (не пьешь).
3. Через оскорбление, унижение.
4. Через назойливое донимание (постоянные, занудные предложения).
Каждой группе раздается один из рассказов для прочтения и обсуждения.
Рассказ 1
Ты со своим товарищем встречаешь во дворе группу своих одноклассников, которые курят. Кто-то из них предлагает закурить. Когда вы отвечаете "нет", то один из одноклассников спрашивает: "Ты что, боишься?", другие говорят, что вы дураки, раз не хотите с ними курить.
Обведите кружком вид давления: 1.Прямое; 2.Непрямое; 3.Через оскорбление;4.Назойливое предложение. Как выйти из ситуации, не закурив?
Рассказ 2
Ты переехал в новый район. Один из одноклассников приглашает тебя к себе домой. Когда ты пришел к нему, то видишь, что все гости курят. Никто из них не предлагает тебе сигарет, но ты чувствуешь себя в неудобном положении. Твое решение ...
Обведите кружком вид давления: 1.Прямое; 2.Непрямое; 3.Через оскорбление;4.Назойливое предложение. Как выйти из ситуации, не закурив?
Рассказ 3.
Ты пришел в гости к товарищу. Родителей нет дома. Когда вы смотрите телевизор, товарищ закуривает. Ты спрашиваешь, давно ли он курит и почему родители разрешают ему курить. Товарищ отвечает, что родители ничего не знают. Он предлагает тебе закурить.
Обведите кружком вид давления: 1.Прямое; 2.Непрямое; 3.Черезь оскорбление;4.Назойливое предложение. Как выйти из ситуации, не закурив?
Рассказ 4
У тебя есть лучший друг, который курит. Он хочет, чтобы ты курил тоже. Каждый раз, когда вы встречаетесь, он предлагает тебе закурить. Когда ты идешь с ним в школу, он тоже предлагает закурить. Когда ты идешь с ним из школы, он снова предлагает закурить. В школе, на перемене, он предлагает закурить. Твое решение...
Обведите кружком вид давления: 1.Прямое; 2.Непрямое; 3.Через оскорбление;4.Назойливое предложение. Как выйти из ситуации, не закурив?
Учитель: Сейчас вы столкнулись с тем, что, давление может выступать в разных формах. Оно может быт прямым и косвенным. В случае прямого давления человеку предлагается совершить какое-то действие. В случае косвенного давления человеку могут прямо и не предлагать делать что-то, но это делают окружающие. При этом такое косвенное давление может включать в себя и другие виды давления, которые в этом случае будут направлены на кого-то еще. Например, ты находишься в группе курящих и не куришь, а группа в это время насмешливо обсуждает кого-то, кто боится закурить, или пытается заставить курить еще кого-то, кто не курит. Такое косвенное давление действует сильнее, чем прямое.
А почему нужно уметь сопротивляться групповому давлению? (Групповая дискуссия)
Для того, чтобы сопротивляться групповому давлению важно замечать, когда его на вас оказывают, распознавать его. Теперь давайте поговорим о том, какими способами можно сопротивляться групповому давлению.
Способы сказать "нет" в ситуации группового давления:
• просто сказать "нет"
• отказаться, объяснив причину
• предложить сделать что-то другое
• проигнорировать предложение
• попытаться объединиться с кем-то, поддерживающим ваше мнение
• убежать
• обратиться за помощью