Концепция культуры и цивилизации О. Шпенглера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 03:08, реферат

Краткое описание

Освальд Шпенглер (1880— 1936) — немецкий философ и историк, один из основоположников современной философии культуры, представитель "философии жизни". Рост кризисных явлений в мире, особенно Европе, свидетелями которых мы являемся, делает изучение идей Шпенглера особенно актуальным, поскольку позволяет взглянуть на них в новом свете.
Целью данной работы является изучение творчества О. Шпенглера.

Содержание

Введение

1. Локальность культур и идея прогресса.

2. Развитие культур.

3.Заключение.

Список использованной литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная.doc

— 128.50 Кб (Скачать файл)

вершающего этапа античной,  арабской, египетской культур ве-

дется по единому плану;  все  сводится к единой, конечной це-

ли: показать Европе ее судьбу.

     Здесь обнаруживается  еще один важный аспект мировоззре-

ния Шпенглера, который вызывает активный протест большинства

исследователей его творчества.  Коль скоро культуры -  живые

организмы,  то закономерно предположить, что срок их сущест-

вования ограничен определенными  сроками. "О каждом отдельном

организме мы знаем,  что темп, образ  и продолжительность его

жизни...  ... является чем-то определенным..., но по отноше-

нию к человечеству в смысле будущего царит безграничный три-

виальный оптимизм...  Здесь находят  место  для  безграничных

возможностей - но никогда для естественного  конца...". Никто

до Шпенглера не  заявлял  с  такой  определенностью:  "Живые

культуры  умирают!"  Для него неопровержимым фактом является

то,  что "Всякая культура переживает возрасты отдельного че-

ловека".

     В следующем разделе данного реферата будет сделана попытка раскрыть  те формы,  в которых,  по мнению германского

мыслителя, происходит переход культуры  от  одной  стадии  к

другой, от рождения через детство,  юность,  зрелость и ста-

рость к гибели.

 

                  2.    РАЗВИТИЕ КУЛЬТУР

 

     Здесь мы подходим  к рассмотрению внутреннего содержания

понятия цивилизации - второго из рассматриваемых  в этой  ра-

боте. В общепринятом понимании слово "цивилизация" близко по

значению к "культуре" (в понимании  О.Шпенглера),  но  автор

"Заката  Европы"  подразумевает под этим термином  нечто дру-

гое.  Как ни парадоксально  это звучит, в определенном смысле

Шпенглер противопоставляет культуру и цивилизацию,  и назва-

ние "теория локальных  цивилизаций" применительно к  нему сле-

дует преобразовать  в "теорию локальных культур".

 

                                                         5

     Сама идея  разделения культуры и цивилизации не нова, но

Шпенглер нетрадиционно  подошел к этому вопросу, гармонически

объединив терминологию со своей концепцией.  Немецкий теоре-

тик под цивилизацией понимает итог,  завершение и исход  вся-

кой культуры.  "Цивилизация - это те самые крайние и искусс-

твенные состояния,  осуществить  которые способен высший вид

людей".  О.Шпенглер называл цивилизацией одряхлевшую  культу-

ру,  реализовавшую  свои цели,  подошедшую к концу  своего су-

ществования.

     Припомнив,  что  германский философ старался создать об-

щий метод исследования мировой истории,  который позволил бы

спрогнозировать  будущее  Запада,  мы сможем прийти к выводу,

что такое толкование цивилизации вызвано современной  социо-

культурной ситуацией. Ряд исследователей отмечает, что "Тема

общего кризиса западной культуры - одна из главенствующих  и

наиболее устойчивых в философско-исторической литературе на-

шего столетия" [2], и  О.Шпенглера не миновала эта тенденция.

Рим для него - классическая цивилизационная модель, заверше-

ние античной культуры,  и на этом примере философ показывает

Европе  ее  судьбу.  По  его мнению,  стадия завершения всех

культур протекает аналогично,  и это утверждение нередко  на-

зывают одной из ошибок Шпенглера. Действительно, если применительно к Риму понятие империализма еще имеет какой-то (хо-

тя и значительно  искаженный) смысл,  то словосочетание "еги-

петский империализм" вызывает у большинства историков  усмеш-

ку. Вместе с тем, Шпенглер полагает империализм неотъемлемой

частью цивилизационной  стадии всех рассматриваемых им форма-

ций.

     Идея завершаемости,  гибели непосредственно вытекает  из

убежденности Шпенглера  в  неизбежности  прохождения  каждой

культурой  определенных  стадий развития.  "Неминуемость,- и

закономерное наступление,  чередование этих стадий,-  делает

периоды развития всех культур  абсолютно тождественными, дли-

тельность фаз и срок существования самой культуры - отмерен-

ными, нерушимыми". [2].

     Как же  рисует Шпенглер возникновение,  эволюцию и гибель

культур ?  Зарождение культур,  говорит он, происходит в тот

момент, когда "из первобытно-душевного  состояния вечно детс-

кого  человечества  пробуждается  и выделяется великая  душа,

некий образ из безобразного..." [1].

     Гибель  культуры  происходит  после того,  как "эта душа

осуществит полную сумму своих возможностей в  виде  народов,

языков,  вероучений,  искусств,...  и,  таким образом, вновь

 

                                                     6

возвратится в первичную  душевную стихию".  "Когда цель  дос-

тигнута и идея,  т.е.  все изобилие внутренних возможностей,

завершена и осуществлена во внешнем,  тогда  культура  вдруг

застывает, отмирает, ее кровь свертывается, силы ее надламы-

ваются - она становится цивилизацией" [1].

     Ранний  период  существования  культуры  - время поисков

средств выражения;  время  определения,  формулировки  идей.

"Чем  более приближается  культура к зрелости,  тем более  му-

жественным, резким, властным, насыщенным становится ее окон-

чательно утвердившийся  язык форм,... тем яснее становятся ее

черты." Наконец,  завершив все, что можно было сделать, "ус-

талая, вялая и остывшая", душа "теряет радость бытия и  стре-

мится ...  из тысячелетнего  света обратно в потемки перводу-

шевной мистики...".

     Говоря  о стадиях развития культуры,  О.Шпенглер  немед-

ленно  проводит параллели  с античностью,  Египтом и в  первую

очередь с Европой. Для  него не подлежит сомнению то, что За-

пад давно превратился  в цивилизацию,  что душа его,  которую

он называет "фаустовской", находится в стадии завершения. Из

этого  положения  и  вырастает его тезис о неизбежной гибели

Запада.

     Блестящие  аналогии,  проводимые Шпенглером,  заставляют

нас увидеть в современности  те явления,  которые предшество-

вали  исчезновению великих  культур древности.  Наиболее наг-

лядно завершение внутренней идеи,  создание стройной концеп-

ции,  означающей  конец  творчества, показано на примере двух

математик:  античной и западной.  "Теперь на этой высочайшей

точке  -  истощив  все свои внутренние возможности  и исполнив

свое назначение быть отражением и чистейшим выражением  идеи

фаустовской души - математика Запада заканчивает свое разви-

тие,  совершенно так  же, как это сделала математика античной

культуры в III веке" [1].

     Переход  от культуры к  цивилизации,  говорит  Шпенглер,

вызывает появление "трех или четырех мировых городов",  "ко-

торые всосали в себя все содержание истории и по отношению  к

которым  вся остальная  страна культуры нисходит на положение

провинции ...".  "Мировой  город - это означает космополитизм

вместо <<отечества>>, холодный практический ум вместо благо-

говения к преданию и  укладу,  научная иррелигиозность  в  ка-

честве окаменелых остатков прежней религии сердца...".

     Житель  мирового города не признает  традиций,  борьба  с

которыми есть,  по мнению Шпенглера, борьба с культурой. Ци-

вилизация, говорит философ, означает конец науки, искусства,

философии, творчества.

                                                    7

     Но вместе  с тем в слова О.Шпенглера  о цивилизации  про-

никает некий всеобщий пафос, некое признание необходимости и

важности этого периода.  "...  Для Шпенглера в цивилизации -

своя,  новая жизнь,  какой бы краткий век ей не был  отмерен"

[2].  Немецкий мыслитель  утверждает, что искусства и филосо-

фия в настоящее время  истощены и бесплодны;  он говорит, что

"в наши дни изобретатели,  дипломаты и финансисты больше  фи-

лософы, чем все те, кто занимается плоским ремеслом экспери-

ментальной психологии".

     Выдвигая  тезис о том, что нынешняя  эпоха иррелигиознос-

ти ("что вполне покрывается понятием об укладе жизни моего города") есть одновременно период упадка,  О.Шпенглер за-

мечает,  что не мы выбирали это время. "Все сводится к тому,

чтобы уяснить себе это  положение, эту судьбу, и понять, что,

как бы мы ни обманывали  себя  относительно  действительного

положения вещей,  мы не можем перешагнуть через него". Глав-

ный вопрос,  который  следует задать себе прежде, чем  присту-

пить  к  какой-либо проблеме - "что доступно человеку в наше

время и от чего он должен отказаться ?"

     Итак, критикуя  европоцентризм, Освальд Шпенглер  создает

концепцию, направленную на выявление  исторического будущего

Запада.  Неминуемое последовательное наступление всех стадий

различных формаций приводит нас к мысли о своеобразной  пов-

торяемости их развития.  "Идея <<повторяемости>>, и следова-

тельно <<равнозначности>>, обращена к Европе: множество  ку-

льтур повторяют, показывают гибнущей Европе ее судьбу"  [2].

     Но, хотя  философ  говорит о закате  Европы,  его работу

нельзя назвать  проникнутой  ощущением  смерти,  завершения.

Каждый период существования  любой культуры имеет свой смысл,

свои цели, и Запад  в этом смысле не стал исключением.

  Теперь, когда   понятия культуры и цивилизации  в филосо-

фии Шпенглера определены достаточно четко,  следует  сказать

несколько слов об историческом аспекте его мировоззрения.

     Жизнь - действительно центральное понятие  рассматривае-

мой концепции,  что  наиболее  четко проявляется в  понимании

О.Шпенглером ставшего и  становления.  Становление  означает

творчество, поиск,  выражение  во  внешнем  внутренней идеи.

Ставшее неизбежно следует  за становлением и при этом  лишено

динамики последнего.

     Нетрудно  увидеть,  что цивилизация есть  нечто  ставшее,

тогда как  ранняя  стадия культуры - становление.  Цивилиза-

ция - завершение культуры,  ибо ставшее всегда неподвижно, а

неподвижность - это смерть.

 

                                                8

     Время О.Шпенглер  полагает совершенно  особым  явлением,

так как  пространство  не подчинено закономерности направле-

ния. И в этом убеждении  коренится его идея  о  существовании

двух в  корне различных  способов познания мира.  Один из них

он зовет природой, второй - историей.

     "Природа  и история - вот два  крайних,  противоположных

способа  приводить  действительность в систему картины мира.

Действительность становится природой,  если все  становление

рассматривать с точки  зрения ставшего; она есть история, ес-

ли ставшее подчинять  становлению" [1].  Природу следует  опи-

сывать  с помощью  законов;  историю можно объяснить лишь ис-

пользуя язык образов. Природа  есть воплощение постоянно воз-

можного, история - однажды  произошедшего.

     О.Шпенглер  говорит,  что нет четкой границы  между двумя

этими способами мировосприятия, но добавляет, что природа по

существу является искусственным творением разума,  "старчес-

кого" интеллекта,  и поэтому характерна для стадии цивилиза-

ции. Возникновение  природного понимания мира вызвано бунтом

"чистого разума" против идеи судьбы,  предопределенности.  В

противовес судьбе  выдвигается принцип причинности,  который

позволяет выявлять закономерности между современным и  буду-

щим состояниями,  управлять  ими. Таково духовное обоснование

превращения культуры в  цивилизацию,  перехода от становления

к ставшему, данное немецким философом.

     И задача  западной философии,  по его  мнению,  состоит в

том, чтобы  создать  некоторый  "специфически западный" "вид

исследования истории  в высшем смысле",  который позволил  бы

проникнуть в мирочувствование не только присущее  собственно

Европе, но и во всякое другое, в корне отличное от нашего, и

при этом дал бы возможность  заранее определить пути и  перс-

пективы развития иных культур.

     История  культуры для Шпенглера - это  ее судьба,  и поэ-

тому он  говорит,  что возможности внутренней идеи культуры,

ее "прафеномен" реализуются  во внешних формах истории.  Этот

новый метод исторического  исследования,  "Морфологию органи-

ческого, истории и  жизни,  всего того, что подчинено  направ-

лению и судьбе", мыслитель  называет физиогномикой.

 

 

 

 

 

 

                                                      9

 

                    З А К Л Ю Ч Е Н И  Е

 

     Итак, из  всего  сказанного  можно сделать  ряд выводов.

Согласно концепции  О.Шпенглера культура - это набор  качеств

и структур, имеющий во многом ценностную основу, привязанный

к некоторой нации  либо стране  и  определяющий  ментальность

входящих в нее людей. Культуры имеют локальный характер, что

означает отсутствие общей направленности исторического  про-

цесса и бессмысленность  самого понятия человечества.  Понять

культуру можно,  выявив ее стиль,  который,  в свою очередь,

Информация о работе Концепция культуры и цивилизации О. Шпенглера