Концепция социального дарвинизма и феномен бедности в современной России
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2014 в 12:02, реферат
Краткое описание
Бедность и феномен социального неравенства, являющийся результатом действия дарвиновского естественного отбора, всегда являлись актуальной проблемой, но в современной России этот вопрос стоит особенно остро. В настоящее время значительная часть населения находиться за чертой бедности или близко границе «социального дна». Это особенно заметно на фоне сильного расслоения, когда разница в доходах бедных и богатых составляет десятки, сотни и тысячи раз.
Содержание
Введение 1.Понятие бедности и богатства. Понятие социального дарвинизма. Анализ. 1.1Понятие бедности и богатства 1.2Понятие социального дарвинизма. Герберт Спенсер: общепризнанный инициатор социального дарвинизма 1.3Анализ статей о бедности из журнала «социологические исследования» 2. Богатые и бедные в современной России 2.1 Богатство и бедность в представлении россиян 2.2 Причины богатства и бедности в представлениях россиян 3. Уровень жизни в современной России. Методы борьбы с бедностью Заключение Список использованной литературы
«Сибирский государственный
университет телекоммуникаций и информатики»
(ФГОБУ ВПО СибГУТИ)
Кафедра СПП
Домашняя письменная работа по истории
социологии
Концепция социального дарвинизма
и феномен бедности в
современной России.
Выполнила:
Котова В. ,2курс, ГС-33
Проверила
: Ширяева Т.Б.
Новосибирск 2014
Содержание
Введение
1.Понятие бедности и богатства.
Понятие социального дарвинизма. Анализ.
1.1Понятие бедности и богатства
1.2Понятие социального дарвинизма.
Герберт Спенсер: общепризнанный инициатор
социального дарвинизма
1.3Анализ статей о бедности
из журнала «социологические исследования»
2. Богатые и бедные
в современной России
2.1 Богатство и бедность
в представлении россиян
2.2 Причины богатства и
бедности в представлениях россиян
3. Уровень жизни в современной
России. Методы борьбы с бедностью
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Бедность и феномен социального
неравенства, являющийся результатом
действия дарвиновского естественного
отбора, всегда являлись актуальной проблемой,
но в современной России этот вопрос стоит
особенно остро. В настоящее время значительная
часть населения находиться за чертой
бедности или близко границе «социального
дна». Это особенно заметно на фоне сильного
расслоения, когда разница в доходах бедных
и богатых составляет десятки, сотни и
тысячи раз.
Целью данной работы является
изучение и анализ уровня жизни населения
в нашей стране, отношения богатых и бедных
к различным аспектам существования, теория
социал-дарвинизма и его критика.
Задачи: определить понятия
бедности и богатства как категории, детально
рассмотреть представления россиян о
бедности и богатстве в нашей стране, их
отношение к сложившейся ситуации. Проанализировать
уровень жизни в современной России.
Объектом исследования выступает
современная Россия.
Предмет: богатство и
бедность в представлениях россиян
и Россия в категориях богатства
и бедности, борьба за существование
и ее последствия для человечества.
В первой главе раскроем понятия
бедности и богатства, понятие социального
дарвинизма, попытаемся выяснить причины
бедности на основе анализа трех статей
из журнала «Социологические исследования»,и
концепцию социального дарвинизма со
на основе заключений Спенсера.
Во второй на основе результатов
исследования, проведенного Институтом
комплексных социальных исследований
РАН в сотрудничестве с Представительством
Фонда им. Фридриха Эберта в РФ (руководитель
доктор М. Бубе) в марте 2003 г. можно увидеть
реальную картину отражения богатства
и бедности в современном российском самосознании.
В последней главе на основе
сравнительного анализа и статистических
данных в общем виде становится ясна ситуация
в Российской Федерации, виден разрыв
в уровне жизни нашей страны и развитых
западных государств. Рассмотрим основные
методы борьбы с бедностью, основные положения
Концепции повышения уровня жизни.
Понятие бедности
и богатства. Понятие социального дарвинизма.
Анализ.
Понятие бедности
и богатства
В индустриальную эру понятие
бедности уже было. Если вспомним литературу
традиционного периода - тоже будем постоянно
наталкиваться на нищету. Даже во времена
гомеровской Греции мы имеем с ней дело,
причём речь идёт не о рабах, которые, кстати,
могли быть вполне обеспеченными, а именно
о городской бедноте. Таким образом, в
течение всего исторического периода
мы наблюдаем наличие богатых и бедных,
из чего можно сделать вывод, что эти понятия
появились не позднее раннего неолита,
то есть - с началом традиционной фазы
развития.
Бедность - характеристика экономического
положения индивида или группы, при котором
они не могут сами оплатить стоимость
необходимых благ.
Бедность - неспособность поддерживать
определенный приемлемый уровень жизни.
Бедность - это состояние, при
котором насущные потребности человека
превышают его возможности для их удовлетворения.
Также бедность принято делить
на относительную и абсолютную.
Бедность относительная - невозможность
поддерживать уровень жизни, принятый
в данном социуме. Определяется общими
уровнями жизни в различных обществах
и основывается на культурологическом
определении, а не на абсолютном уровне
депривации. Б.О. в качестве базы сопоставления
использует нормативные оценки, внешние
по сношению к объекту исследования. Показывает,
насколько бедным является индивид, группа,
общество в сравнении с другими индивидами,
социальными группами, обществами. Б.О.
является сравнительной характеристикой
в двух смыслах. Во-первых, она показывает
состояние субъекта бедности относительно
того изобилия или достатка, которым обладают
другие члены общества, не считающиеся
бедными, и заключается в сравнении различных
групп (слоев) стратифицированных обществ.
Во-вторых, она показывает состояние субъекта
бедности относительно некоторого стандарта
жизни, например стандарта достойной или
приличествующей жизни. Масштабы Б.О. не
совпадают с масштабами бедности абсолютной.
В обществе может быть ликвидирована абсолютная
бедность, но всегда сохраняется Б.О. вследствие
того, что неравенство - непременное условие
стратифицированных обществ. Поэтому
Б.О. сохраняется или даже возрастает,
когда стандарты жизни всех социальных
слоев повышаются.
Бедность абсолютная - явная
недостаточность имеющихся у индивида,
семьи, региона, государства имущественных
ценностей, товаров, денежных средств,
минимально необходимых для поддержания
жизни и жизнедеятельности. Б.А. имеет
место, когда люди не обладают достаточными
ресурсами для поддержания минимума физического
здоровья, работоспособности и фактически
не в состоянии удовлетворить базовые
человеческие потребности, обеспечивающие
выживание. Этот вид бедности чаще всего
измеряется в количестве потребляемых
индивидами калорий или уровне и качестве
питания. Современные социологические
концепции бедности оперируют к понятию
бедности относительной.
Понятие богатства неразрывно
связано с термином «элита». Т.е. богатые
люди - это и есть элита общества.
Термин «элита» в конце 19 века
ввели итальянские социологи Г. Моска
и В. Парето. В нашей стране и в Европе для
обозначения высших привилегированных
слоев общества используется термин «элита».
В США наряду с этим термином употребляют
также «истеблишмент» (господствующая
верхушка, правящие круги), имея в виду
людей, занимающих в США позиции наверху
иерархических пирамид в основных сферах
жизни общества - бизнесе, политике, науке
и технике, рекламе и информации, культуре
и массовой культуре. Истеблишмент держится
на неформальных связях между этими людьми.
Эта верхушка «задает тон» во вкусах и
поведении, на нее ориентируются, с нее
берут пример многие американцы.
Элита - небольшая группа людей,
которые отличаются не тем, что они обладают
лучшими нравственными или творческими
качествами, а тем, что обладают наибольшей
властью в обществе.
Элита общества - узкий круг
избранных людей, располагающих большой
властью и не меньшими деньгами, обитает
на вершине социальной пирамиды. К элите
обычно относят представителей деловых
и финансовых кругов, специалистов в области
внешней политики и обороны : правительственную
верхушку и политических лидеров, крупнейших
ученых, владельцев телесетей и наиболее
известных изданий, а также популярных
музыкантов, балетмейстеров и модельеров.
Различают столько видов элиты,
сколько существует видов власти в обществе.
Это и понятно: большая власть - основной
признак принадлежности к элите. Есть
элита экономическая, элита политическая
и элита бюрократов-чиновников.
Вслед за деление власти на
формальную и неформальную ученые различают
официальную элиту, состоящую из политической
верхушки, и неофициальную - «власть знаменитостей»
Понятие социального
дарвинизма. Герберт Спенсер:
общепризнанный
инициатор социального
дарвинизма
Социа́льный дарвини́зм (социа́л-дарвини́зм)
— социологическая теория, согласно которой
закономерности естественного отбора
и борьбы за выживание, выявленные Чарлзом
Дарвином в природе, распространяются
на отношения в человеческом обществе.
Социал-дарвинизм пользовался
особой популярностью с конца XIX века до
окончания Второй мировой войны, хотя
некоторые критики полагают, что современная
социобиология также может быть классифицирована
как форма социал-дарвинизма.
Элементы социал-дарвинистской
теории используются различными консервативными
движениями, либертарианцами, сторонниками
лессеферизма и милитаризма. В своих крайних
проявлениях социал-дарвинизм граничит
с евгеникой и расизмом. Социал-дарвинисты
в своих учениях часто использовали мальтузианство,
а также положения евгеники для обоснования
превосходства наследственных свойств
господствующих классов, например, людьми
белой расы над неграми.
В целом ключевые понятия теории
биологической эволюции: «естественный
отбор», «борьба за существование», «выживание
сильнейшего» - стали в какой-то мере характерными
для всей социальной науки второй половины
XIX в. Поэтому социальный дарвинизм выступил
не столько как особое направление, сколько
как определенная парадигма, проникшая
в разные направления социологической
мысли.
Некоторые социологи были озабочены
выявлением специфики естественного отбора
и борьбы за существование в социальном
мире в отличие от мира животных, но при
этом оставались в рамках той же биолого-эволюционистской
парадигмы. Именно такое стремление обнаружить
особенности человеческой борьбы за существование
пронизывает книгу итальянского социолога
А. Ваккаро «Борьба за существование и
ее последствия для человечества» .
Социал-дарвинизм можно определить
как направление обществоведения, сводящее
закономерности развития общества к закономерностям
биологической эволюции, в частности,
рассматривающее естественный отбор как
определяющий фактор общественной жизни.
Общепризнанным инициатором
и вдохновителем социального дарвинизма
явился английский философ и социолог
Герберт Спенсер (1820 -- 1903), рассматривавший
борьбу за существование, естественный
отбор и выживание наиболее приспособленных
в качестве не только биологических, но
и социальных факторов.
Спенсер был выдающимся ученым,
и его творчество никоим образом не ограничивается
рамками того, что принято обозначать
ярлыком «социальный дарвинизм». Этот
ярлык неприменим к нему хотя бы потому,
что некоторые его идеи относительно эволюции
человеческого общества Дарвин впоследствии
распространил на мир растений и животных,
так что, как справедливо было замечено,
скорее не Спенсера, согласно укоренившемуся
стереотипу, следует считать социальным
дарвинистом, а, наоборот, Дарвина - биологическим
спенсерианцем.
Спенсер первым в развернутой
форме стал разрабатывать подход, получивший
впоследствии название общей теории систем,
и применять его к человеческому обществу.
В своих исследованиях он сочетал структурно-функциональный
и эволюционный анализ общества. Не будучи
социальным реалистом на манер Конта,
он вместе с тем считал общество особой
реальностью, возникшей в результате взаимодействия
индивидов и зависящей от них .
Спенсеровское представление
об обществе как организме позволило осмыслить
и понять ряд важных особенностей структуры
и функционирования социальных систем.
Он не отождествлял общество с индивидуальным
биологическим организмом, как зачастую
утверждали и его противники, и его сторонники.
Он лишь сравнивал эти две сущности, прослеживая
как сходства, так и различия между ними
и рассматривая общество как «сверхорганический»
организм, т. е. как специфическую организацию.
Различая два главных типа обществ
- воинственный и промышленный, - Спенсер
видел существенное различие в двух типах
борьбы за существование; в первом случае
речь идет о военных конфликтах и истреблении
или порабощении побежденного победителем;
во втором имеет место главным образом
промышленная конкуренция, где побеждает
«сильнейший» в отношении усердия, способностей
и т. п., т. е. в области интеллектуальных
и моральных качеств. Такого рода борьба
является благом для всего общества, а
не только для победителя, так как в результате
растет интеллектуальный и моральный
уровень общества в целом, объем общественного
богатства. И наоборот, альтернативой
такого естественного отбора является
выживание и процветание «слабейших»,
т. е. людей с низшими интеллектуально-моральными
качествами, что ведет к деградации всего
общества.
Спенсер был противником «обязательной
благотворительности», т. е. государственного
принудительного перераспределения социальных
благ. Но он был сторонником благотворительности
как частного дела, задача которого -- «смягчать,
поскольку это совместимо с другими целями,
несправедливость природы».Он был критиком
социализма, представляющего собой «поощрение
худших за счет лучших» и ведущего к росту
бюрократического аппарата, ведающего
распределением и перераспределением
. В то же время он был сторонником равенства,
понимаемого как равная свобода индивидов
и равенство перед законом. Он был противником
вмешательства государства в экономическую
и частную жизнь, считая правительство
«неизбежным злом». Но вместе с тем он
доказывал усиление значения управленческих
функций в современном обществе и первостепенную
роль государства в защите прав его граждан.
Анализ статей
о бедности из журнала «социологические
исследования»
1.Бедность и маргинализация
населения. 2004. № 4. С. 33-43.
Автор подробно рассматривает
историю обозначенной проблемы, особое
внимание уделяя методикам оценки "бедности"
и "малообеспеченности" населения.
Однако можно сделать общий вывод о том,
что масштабы бедности сводятся фактически
к выявлению доли и численности бедных
в населении страны или региона. Исходным
при этом является вычленение границы
бедности, методология которой имеет по
крайней мере три практики: абсолютный
подход, основанный на сопоставлении денежных
доходов или расходов с прожиточным минимумом,
депривационный, построенный путем измерения
бедности относительно преобладающих
в обществе стандартов потребления, и
субъективный, измеряющий бедность через
представления самого населения о денежных
ресурсах, необходимых семье, чтобы не
быть бедной.