Краткий очерк истории социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 06:10, доклад

Краткое описание

Один из патриархов мировой социологии Роберт Кинг Мертон (род. 1910) как-то сказал: «Социология – это очень молодая наука об очень древнем предмете изучения».
Точнее и не скажешь. Тем, что сегодня мы называем обществом, люди заинтересовались в глубокой древности. В течение 2500 лет мыслители анализировали и описывали общество, не называя, однако, полученные знания социологией. Первое и достаточно полное представление о строении общества дали античные философы. Первых социологов античности называют социальными философами. Среди них выделяются два гиганта – Платон (427–347 до н. э.) и Аристотель (384–322 до н. э.). Они, как и нынешние социологи, изучали традиции, обычаи, нравы и взаимоотношения людей, обобщали факты, строили концепции, которые завершались практическими рекомендациями по усовершенствованию общества.

Вложенные файлы: 1 файл

Краткий очерк истории социологии.docx

— 31.92 Кб (Скачать файл)

       Под стать К. Марксу другой немецкий мыслитель  Макс Вебер (1864–1920). Его можно смело  назвать Леонардо да Винчи социологии. Его базисные теории сегодня составляют фундамент социологии: учение о социальном действии и мотивации, об общественном разделении труда, об отчуждении, о  профессии как призвании. Он разработал основы социологии религии, экономической  социологии и социологии труда, социологии города, теорию бюрократии, концепцию  социальной стратификации и статусных  групп, основы политологии и института  власти, учение о социальной истории  общества и рационализации, учение об эволюции капитализма и института  собственности. Достижения М. Вебера просто невозможно перечислить, настолько  они огромны. В области методологии  одним из самых главных его  достижений является введение идеальных  типов.  

       Благодаря М. Веберу, а также его коллегам Ф. Теннису (1855–1936) и Г. Зиммелю (1858–1918) немецкая школа доминировала в мировой  социологии вплоть до Первой мировой  войны. В Англии наибольший вклад  в мировую социологию внес Герберт  Спенсер (1820–1903), создавший учение о  социальной эволюции и рассматривавший  человеческое общество как живой  организм.  

       В своем главном труде «Общность  и общество» (1887) Ф. Теннис предложил  ставшую позже классической типологию  социальности: сообщество (община), где  господствуют непосредственно личные и родственные отношения, и общество, где преобладают формальные институты. Если «общинные» отношения предполагают «высшую самость», то «общественные» – «искусственное лицо». Отсюда следует  и различие главных экономико-правовых категорий. В первом случае (община) речь идет о «владении», «земле», «территории», «семейном праве»: во втором (обществе) – об «имуществе», «деньгах», «обязательственном» (торговом) праве. Сюда же Теннис добавляет  и противоположность статуса  и контракта (договора). Касаясь динамики общества, Теннис полагал, что «общинная» социальность в ходе истории все  больше вытесняется «общественной» социальностью. Отсюда открывался путь для анализа нравов, права, семьи, хозяйствования, деревенской и городской  жизни, религии, государства, политики, общественного мнения и т.д.  

       Центром мировой социологии на первом этапе (конец XIX – начало XX века) являлись три европейские страны: Франция, Германия, Англия. Конечно, и в других странах были замечательные мыслители, сделавшие немало для развития национальной социологии. В России к ним относятся  Н. Кареев, Н. Михайловский, М. Ковалевский, В. Хвостов. Однако они не оказали  заметного влияния на развитие мировой  социологии.  

       Исключение  составляет Питирим Сорокин (1889–1968), которого по универсальности охвата социологической проблематики, значению теоретического и методологического  вклада в мировую социологию можно  сравнить разве что с М. Вебером. Именно этот мыслитель, родившийся в  России, а умерший в США, прославил  нашу социологию. Именно благодаря  в первую очередь ему Россию наряду с Италией (где жили и трудились  выдающиеся социологи XIX – XX веков Вильфредо  Парето, Гаэтано Моска и Роберт Михельс) можно причислить к разряду  социологических держав мира, но, быть может, поставив ее не в первый, а  во второй эшелон.  

       На  следующем этапе, который начинается в 20-е годы XX века и продолжается по сей день, центр мировой социологии переместился в США, где эта наука  сразу же получила немалую помощь государства и поддержку большинства  университетов. Первый в мире социологический  факультет, присваивающий докторские степени, возник в 1892 г. в Чикагском  университете. Уже к 1910 г. большинство  американских университетов и колледжей  предлагали желающим курсы социологии.  

       Ничего  подобного в Европе не происходило. Социология не пользовалась здесь поддержкой ни со стороны государства, ни со стороны  университетов. Эмиграция социологов ослабила европейскую и усилила  американскую науку. В XIX веке социологическое  обучение в Европе, в отличие от США, было в роли пасынка. Если оно  и получало прибежище в университетах, то не так, как в США: независимым  частным ученым разрешали читать лекции или, что еще ранее, создавали  кафедру социологии для известных  ученых. Чаще профессор экономики, истории, права, политической экономии или философии  предлагал обучение по социологии, хотя и не под ее собственным именем. Г. Зиммель преподавал социологию под  именем философии, М. Вебер и В. Парето – под именем экономики. Только Дюркгейм и еще немногие европейцы в XIX веке получили академический статус как социологи. Дюркгейм был профессором  социологии и образования в Парижском  университете.  

       Эмиль Дюркгейм (1858–1917) углубил, а во многом переориентировал позитивистскую методологию  О. Конта. Дюркгейм предлагал опираться  на социальные факты и изучать  их статистически: одни социальные факты (самоубийства) Дюркгейм объяснял при  помощи других социальных фактов (интеграция). По существу Дюркгейм дал новую методологию  современной социологии. Его методологической позиции присущи две особенности: натурализм – понимание законов  общества по аналогии с законами природы  и социологизм – утверждение  специфичности и автономности социальной реальности, ее превосходства над  индивидами. Центральной в научном  творчестве Дюркгейма, как и во всей французской школе, является проблема социальной солидарности. Согласно Дюркгейму, развитие человеческого общества проходит две фазы: механической солидарности (доиндустриальное, или традиционное общество) и органической солидарности (до-индустриальное, а затем индустриальное общество).  

       В США вокруг ведущих университетов  Чикагского, Гарвардского, Мичиганского в конце XIX –начале XX веков сформировались крупные научные школы. Десятки  тысяч проведенных в первой половине XX века эмпирических исследований заложили прочный фундамент научной социологии. Если европейцы под научной социологией  понимали прежде всего теоретическую  науку, опирающуюся на мощные традиции классической философии, то американцы сводили научную социологию прежде всего к эмпирической, созданной  по образцу классического естествознания. Именно благодаря новому взгляду  на природу социологии Америка вскоре опередила Европу в деле создания научной социологии.  

       К1960 г. большинство американских университетов  и колледжей имели департаменты социологии, хотя только 70% из них предлагали подготовку на докторскую степень. В 60-е  годы в США социологов было больше, чем во всех странах мира, вместе взятых. Сегодня здесь более 20 тысяч  профессиональных социологов, подготовленных 250 университетами и колледжами.  

       Но  вот парадокс: несмотря на обилие социологов, Америка дала миру лишь одно чисто  национальное течение – символический  интеракционизм, и только одного великого социолога – Толкотта Парсонса (1902–1979). Он пытался сделать в социологии то же, что в физике стремился  совершить великий Альберт Эйнштейн, – создать всеохватывающую социологическую  теорию, которая объясняла бы все  уровни общества и все формы движения социальной материи. Парсонсу удалось  создать гигантскую дедуктивную  систему абстрактных понятий, охватывающую человеческую реальность во всем ее многообразии.  

       Но  вот незадача: в эмпирическом исследовании и в повседневной социологической  практике ни один социолог в мире ею не пользуется. Они предпочитают менее  емкие, но более оперативные частные  теории, объясняющие небольшую часть  социальной вселенной, но с гораздо  большей точностью и разрешающими возможностями.  

       Т. Парсонс, как и А. Эйнштейн (который, кстати сказать, творил свою общую физическую теорию почти в те же годы, что  и Парсонс создавал свою общую  социологическую теорию), потерпел неудачу. Общей теории, охватывающей все другие в качестве своих частных  случаев, нет ни в физике, ни в  социологии. А многие специалисты  считают, что таковые вовсе не нужны. И вот на поприще частных  социологических теорий США значительно  преуспели. Америка дала миру самый  многочисленный отряд выдающихся мыслителей – Э. Шилз, П. Лазарсфельд, Р. Мертон, П. Блау, Ч. Кули, Дж. Мид, Р. Парк, И. Гофман, Дж. Александер, Д. Белл, Т. Веблен, А. Гоулднер, Р. Миллс, Д. Рисмен, У. Самнер, А. Смолл, А. Тоффлер, Дж. Хоманс, которые определили научное содержание современной  социологии.  

       Если  в Европе социологическая мысль  развивалась в тесном контакте с  философией, то в Америке среди  социологов получила широкое распространение  социальная психология. Представители  обеих культур стремились объяснить  эволюцию и функционирование общества, поделали это по-разному: европейцы  больше тяготели к глобальным историческим схемам, американцы – к конкретным моделям и прикладным разработкам.  

       Вместо  философской субстанции американцы делали акцент на поведении и действии. Их не интересовало то, что скрыто внутри разума и что не поддается точному  измерению. Их привлекало то, что проявляется  вовне, в так называемом открытом поведении. Так появился бихевиоризм ( от англ. behavior – поведение), подчинивший  себе в первой половине XX века все  социальные науки (экономику, психологию, социологию, политологию). Теперь уже  за ними закрепился ярлык поведенческих, или бихевиориальных наук. С этим званием, а именно поведенческой (а  не философской, какой она была в  Европе в начале XX века), социология и дожила до наших дней.

Информация о работе Краткий очерк истории социологии