Кризисные центры помощи женщинам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 18:01, реферат

Краткое описание

Во время контакта важно помочь женщине понять, что она не только в состоянии преодолеть свои трудности, но и должна делать это ради себя и своих детей. В то же время следует внушить ей уверенность в себе, объяснить, что только она сама в состоянии изменить что-то в своей жизни. Службы доверия начали входить в жизнь людей в России недавно, поэтому женщинам нередко трудно преодолеть определенный психологический барьер («до чего я дошла!»). И, тем не менее, с самого своего появления линия доверия Кризисного центра для женщин пользуется популярностью.

Содержание

1.Кризисные центры: основные формы и направления деятельности
2. Опыт деятельности кризисных центров в России
2.1 Кризисный центр «Сестры» (г. Москва)
2.2 Петербургский женский кризисный психологический центр (г. Санкт-Петербург)
2.3 Кризисный центр для женщин-жертв насилия "Приют" в Мурманске
2.4 Кризисный центр п. Майна (Республика Хакасия)
Список использованной литературы:

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.doc

— 51.50 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Кафедра социальной работы

 

 

 

Реферат

 

На тему:  Кризисные центры помощи женщинам

По дисциплине: Опыт организационно-административной работы в системе социальных служб, учреждений и организаций

 

 

 

Выполнила: студентка 5 курса    Проверила: старший преподаватель  кафедры 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План

1.Кризисные центры: основные формы  и направления деятельности

2. Опыт деятельности кризисных  центров в России

2.1 Кризисный центр «Сестры» (г.  Москва)

2.2 Петербургский женский кризисный  психологический центр (г. Санкт-Петербург)

2.3 Кризисный центр для женщин-жертв  насилия "Приют" в Мурманске

2.4 Кризисный центр п. Майна  (Республика Хакасия)

Список использованной литературы:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Кризисные центры: основные формы  и направления деятельности

В современном мире, существуют кризисные  центры различной направленности. Общество старается защитить женщин от различного рода проявления насилия и другого ущемления их прав.          Кризисный центр может предоставлять помощь женщине в различных формах. Одна из них - телефонная линия доверия. Цель телефонного контакта - выслушать, понять проблему, поддержать женщину, определить вид необходимой помощи и организовать, если надо, консультацию. Помимо этого она может получить подробные сведения о месте и режиме работы специалистов и другие необходимые данные.       Линия доверия имеет большое эмоциональное значение, так как часто женщине не с кем поделиться. Во время контакта важно помочь женщине понять, что она не только в состоянии преодолеть свои трудности, но и должна делать это ради себя и своих детей. В то же время следует внушить ей уверенность в себе, объяснить, что только она сама в состоянии изменить что-то в своей жизни.           Службы доверия начали входить в жизнь людей в России недавно, поэтому женщинам нередко трудно преодолеть определенный психологический барьер («до чего я дошла!»). И, тем не менее, с самого своего появления линия доверия Кризисного центра для женщин пользуется популярностью.           Анализ звонков позволяет выявить основные причины стрессовых (кризисных) ситуаций для женщин, обращающихся на линию доверия: домашнее насилие против женщин и детей; изнасилование; внутрисемейные отношения (конфликты между супругами); безработица или угроза потери работы; ухудшение состояния физического и психического здоровья женщины или детей; конфликты между родителями и детьми; юридические проблемы; конфликты на работе, в трудовом коллективе; уход из жизни близких людей.       С одной стороны, долгое время считалось, да, пожалуй, и сейчас считается, что «выносить сор из избы» неприлично, нельзя обсуждать интимные проблемы с посторонними. С другой стороны, женщине трудно держать в себе все отрицательные эмоции и проблемы, они требуют выхода. Изучив заполняемые при обращении анкеты, можно определить основные мотивы обращений на Телефон доверия: желание получить совет специалиста; отчаяние («вы для меня последняя надежда, как соломинка для утопающего»); чувство одиночества; стремление выплеснуть отрицательные эмоции на человека, которого не знаешь и не видишь, так как часто трудно перекладывать отрицательную эмоциональную нагрузку на близких людей, и т.д.   Вторая форма работы кризисного центра - очное консультирование. В этом случае женщины общаются непосредственно со специалистами в конкретной области. Помощь может быть организована по следующим направлениям: социально-психологическая поддержка (ее цель - прояснение жизненной ситуации, прежде всего для самой женщины); психотерапевтическая, немедикаментозная помощь в случае депрессии и страхов; юридические консультации по текущему законодательству; группы поддержки, группы по росту уровня самооценки и самосознания.          Опыт показывает, что индивидуальное (личное) консультирование обычно организуется уже после того, как линия доверия стабильно работает. Начиная работу по консультированию женщин, не обязательно сразу иметь помещение для специалистов. Можно привлекать юристов, работающих в других организациях, договорившись с ними, в какие дни и часы они могут принимать на своей территории женщин, обращающихся в центр. Для сбора групп поддержки можно использовать, например, актовые залы в детских садах и других учреждениях.   Существует третья форма помощи женщинам в кризисной ситуации -убежище. Создание убежища - задача довольно трудная для нашего общества как с юридической, так и с материальной точки зрения. Убежище - это место, куда женщина может прийти вместе с детьми в любое время, если ей и ее детям угрожает опасность, насилие. В убежище она может рассчитывать на одежду, еду и комнату. Цели пребывания женщины в убежище: иметь возможность почувствовать себя в безопасности; подумать о своей жизни в будущем и принять решение о дальнейших действиях. Во время пребывания женщин в убежище с ними работают сотрудницы центра, помогая осознать сложившуюся ситуацию, поддерживая, но не опекая. Одно из основных направлений работы, на котором может специализироваться кризисный центр - проблема домашнего насилия. Этот термин ранее не употреблялся в официальных документах и мало применялся в повседневной жизни. Домашнее насилие - проблема всего общества, в значительной мере связанная с пережитками патриархальных общественных отношений.

 

 

2. Опыт деятельности кризисных центров в России

2.1 Кризисный центр «Сестры» (г.  Москва)

 

Центр "Сестры" существует с 1994 года. Он был создан группой женщин и  является негосударственной некоммерческой организацией. Центр является членом российской ассоциации телефонов экстренной психологической помощи (РАТЭПП), ассоциации кризисных центров России. Центр основывает свою деятельность на Постановлении Министерства труда и социального развития РФ от 10.07.97г. №40 "Об утверждении Примерного положения о Кризисном центре помощи женщинам". Деятельность центра преследует две основные цели: оказать помощь людям, пережившим сексуальное насилие, и изменить общественные стереотипы по отношению к сексуальному насилию.

 Работа центра осуществляется  по следующим направлениям:

  1. Оказание помощи женщинам, пережившим сексуальное насилие (изнасилование, сексуальные домогательства, инцест, сексуальное насилие в браке и на свидании):

  • работа "горячей линии" (5 дней в неделю с 9:00 до 21.00) - экстренная психологическая помощь, медицинская и юридическая информация;

  • индивидуальные очные  консультации (психологические, юридические)  и социальная помощь;

  • группы поддержки для  женщин.

  2. Образовательные программы:

  • информационные встречи  и семинары для молодежи и  подростков по проблеме сексуального насилия с целью профилактики (с элементами самообороны);

  • тренинги и информационные  встречи со специалистами из  кризисных центров, общественных, государственных организаций России  и СНГ по проблеме сексуального  насилия, особенностями работы  и оказания помощи пережившим сексуальное насилие;

  • тренинги и стажировки  для региональных служб, кризисных  центров, женских и общественных  организаций России и СНГ по  опыту создания и особенностям  работы кризисного центра для  женщин.

  3. Работа с правоохранительными органами (милиция, прокуратура, суд).

  4. Участие в акциях, конференциях  и семинарах по проблеме насилия  и защите прав женщин.

  5. Работа со средствами массовой  информации, направленная на изменение  общественного мнения по отношению к женщинам, пережившим сексуальное насилие.

  6. Служба помощи несовершеннолетним  женщинам «Голуба»

 

 

 

2.2 Петербургский женский кризисный  психологический центр (г. Санкт-Петербург)

 

Петербургский женский кризисный  психологический центр был официально зарегистрирован весной 1994 года, но фактически его работа к тому времени велась уже несколько лет - проводились группы психологической поддержки для женщин. Центр является региональным общественным объединением, действующим на территории Санкт-Петербурга и области. В работе организации принимают участие 14 женщин- психологов. В марте 1995 года начал действовать первый в городе специализированный телефон доверия для женщин, переживающих различные формы насилия и другие кризисные ситуации. Было проведено 8 групп для женщин, 300 очных психологических консультаций.  Кроме того, обратившиеся в Центр жертвы насилия и их родственники могут получить направление на бесплатную юридическую консультацию и сопровождающего для посещения правоохранительных органов, прокуратуры, гинеколога и пр.

  Среди наиболее крупных проектов, реализованных Центром, можно  выделить:

  • Всероссийскую акцию "День  звонка" (май 1995). В 20 городах  России телефоны экстренной психологической  помощи принимали звонки, связанные  с различными формами насилия;

  • Всероссийскую конференцию  "Безопасность женщин" (апрель 1996). В ней приняли участие 60 специалистов из 17 городов России;

  • организацию и проведение  траурного марша женских организаций  города против всех форм насилия  и войны в Чечне (март 1995);

  • организацию и проведение  серии семинаров для представительниц  женских организаций и общественности  города по освещению Форума  НПО-95 в Пекине;

  • съемку документального  фильма, посвященного проблемам  профилактики домашнего насилия  (1996); съемку фильма, посвященного проблемам домашнего насилия (1997).

  В настоящее время, помимо  очного психологического консультирования, Кризисный психологический центр  проводит собственные программы,  а также участвует в нескольких  международных и всероссийских программах: "Юристы для кризисных центров", программе тренингов для женщин "От беспомощности к силе". Ведется исследовательская работа, готовятся к изданию материалы о новых подходах к психологической помощи женщинам, руководства для переживших насилие и пр. Намечен ряд акций для привлечения общественного мнения к путям искоренения насилия и помощи его жертвам.

 

 

 

 

 

 

2.3 Кризисный центр для женщин-жертв  насилия "Приют" в Мурманске

 

Кризисный центр для женщин - жертв  насилия в Мурманске "Приют" - неправительственная благотворительная организация, зарегистрирован 20 апреля 1997 года, имеет статус "общественного учреждения". Организационные усилия были направлены на создание и оборудование кризисного центра с приютом, организацию постоянной телефонной линии экстренной помощи жертвам насилия, непрерывной подготовке волонтеров. В результате в Мурманске появился кризисный центр для женщин с приютом на 16 мест, устойчиво работает телефон доверия, школа волонтеров.

  Анализ обращений на телефон  доверия показал, что:

  • женщины десятилетиями  терпят побои, но не уходят  от мужей и сожителей - истязателей.  В качестве аргумента многие  женщины выдвигают материальные  соображения: "жалко менять квартиру", "трудно разменять квартиру", "жалко нажитых вещей", "боюсь  осуждения со стороны соседей и родственников" и т.д.;

  • из "страха перед одиночеством", как говорят клиентки, они содержат  на свои средства сожителей  - пьяниц, не разводятся с гулящими  мужьями, которые заражают их  венерическими заболеваниями, многие  клиентки готовы жить с кем попало, лишь бы иметь статус "женщины при мужчине";

  • женщины стремятся делегировать  свои проблемы и их разрешение  родственникам, посторонним людям,  общественным организациям, но только  не себе. Половина звонков-обращений  о домашнем насилии в отношении женщин и детей сделана не самими жертвами, а родственниками, друзьями и знакомыми.

  Основные задачи центра:

  • вести просветительскую  и организационную работу с  жителями Мурманска и Мурманской  области, направленную на искоренение  всех форм насилия и дискриминации в отношении женщин:

  • предоставлять обращающимся  за помощью убежище и полную  информацию о социальной, психологической,  правовой и медицинской помощи  в Мурманске, России;

  • вести телефонное консультирование  и оказывать иные формы помощи жертвам насилия.

 

 

 

 

 

 

 

2.4 Кризисный центр п. Майна  (Республика Хакасия)

 

В поселке Майна (Хакасия) на базе гостиницы  «Прима» открылось кризисное  отделение для женщин и семей  с детьми, оказавшихся в трудной  жизненной ситуации. Отделение действует уже пять месяцев. За это время приют в отделении получили уже 59 человек. Сейчас там проживают 13 взрослых и 17 детей. Обратиться за помощью может каждый, попавший в беду. Кризисное отделение расположено на втором этаже гостиницы «Прима». Номера располагают всем необходимым.    Каждый клиент может проживать там до полугода, в это время с ним плодотворно работают психолог, юрист, социальный педагог.  Обратиться в кризисное отделение могут женщины, подвергшиеся психологическому и физическому насилию, потерявшие родных и близких, несовершеннолетние матери и беременные женщины. Те, кто находится на стадии развода, выпускницы детских домов и школ-интернатов, проживающие самостоятельно.        Центр принимает граждан, достигших 18 лет. При себе необходимо иметь документы, удостоверяющие личность; путевку министерства труда и социального развития республики; заключение лечебно-профилактического учреждения о состоянии здоровья лица, об отсутствии медицинских противопоказаний к принятию на обслуживание; акт обследования жилищно-бытовых условий семьи.        Финансирование центра осуществляется в рамках подпрограммы «Профилактика семейного неблагополучия» целевой программы «Дети Хакасии (2011-2013 годы)» за счет средств республиканского бюджета. В этом году на эти цели из республиканского бюджета предусмотрено три миллиона 750 тысяч рублей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Заяц.ОВ. Опыт организационно-административной  работы в системе социальных  служб, учреждений и организаций//[электронный  ресурс].- http://txtb.ru/113/index.html [дата обращения 06.11.2013]

2. Портал исполнительных органов  государственной власти Республики  Хакасия//[электронный ресурс].-  http://www.r-19.ru/news.html?view=64085 [дата обращения 06.11.2013]

3. Социальная работа//[электронный ресурс].-http://soc-work.ru/article/650 [дата обращения 06.11.2013]


Информация о работе Кризисные центры помощи женщинам