Кризис Культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 14:40, доклад

Краткое описание

Можно охарактеризовать социокультурный кризис как разлад между социальной и культурной системами, что проявляется в невозможности достичь определяемых целей имеющимися средствами из-за невозможности или недостаточности условий для самовыражения, или «окостенелости» культуры, несоответствия ее жизненным ценностям, что разрушает сложившиеся формы культуры, но не дает еще новые, ведет к отрицательным последствиям: агонии, разрушению традиционных этических норм, кризису идентичности, кризису ментальности.

Вложенные файлы: 1 файл

кризис культуры.docx

— 18.20 Кб (Скачать файл)

Социально-культурный кризис – это понятие, которое применяется  в культурологи и социологии для  обозначения естественного состояния  общества, при котором происходит нарушение его стабильного развития.

Анализируя социальный кризис, можно оттолкнуться от двух позиций. Первая позиция основывается на мнении, что социокультурный кризис - это гибель цивилизации. Ее основателем  был О. Шпенглер

Вторую позицию  выразил П. Сорокин в работе «Социокультурная динамика». В кризисе культуры он видел не агонию, смерть и разрушение, а начало обновления. 

Еще А. Тойнби было подмечено, что жизненный цикл цивилизаций  подразумевает стадию разрушения, после  которой происходит очередная стадия становления. Обществу так же необходимы определенные переломы, социокультурные  «точки», которые позволят изменить – возможно к лучшему – этот мир, сделать его более адекватным и, возможно, более приемлемым для существования. 

Но для тех поколений, который «попадают» в этот период социокультурный кризис не кажется  позитивным аспектом жизнедеятельности  общества в глобальном историческом понимании. Для них это реальная жизнь, суровая и нестабильная, нервная  и жестокая к тем, кто не успевает вовремя перестроиться, вовремя  одуматься. Кризис характеризуется прежде всего тем, что мир вокруг не изменяется «один раз и навсегда», этот процесс происходит долго, он растянут во времени, изменения происходят почти каждый день и поколения, выросшие в кризисное время, вынуждены также меняться и подстраиваться, ориентируясь на день сегодняшний и не думая о дне завтрашнем.

Итак, следует признать, что  философско-мировоззренческая критика  основ современных как культуры, так, впрочем, и цивилизации, поставивших  в центр бытия обладание и  покорение природы, началась давно. Широко известна критика мировой  и европейской культуры столь  разными мыслителями, как, например, Ф. Ницше и А. Шпенглер. Такая критика  возникла не из-за осознания опасности  экологической ситуации, глобальных проблем, а из-за того, что философы видели измельчание личности, разорвавшей связи с бытием и оказавшейся в плену у актуально данного, существующего. Осознание кризиса личности, человека, мечущегося между знанием и верой, существованием и сущностью, не привело, однако, к возвращению человека к бытию, стабильности, целостности.

Особенно резко тезис  о кризисе культуры и цивилизации  в целом звучал в тот период, когда в Европе «правил бал» фашизм, подавляя свободу, показывая бессилие рационалистических установок перед  силой.

На судьбу культуры этого периода  культуры сказывается  столкновение духовно-нравственных идеалов  с реальной жизнью: растут пренебрежение  и цинизм к этическим нормам культурного  человека, усиливаются озлобленность, нигилизм, забывается элементарная вежливость. Обостряется тревога за завтрашний день, множатся мрачные сценарии и  прогнозы; распространяется эстетическая всеядность.

После поражения фашизма  казалось, что кризис миновал. Однако с развитием производительных сил  общества он обрел новую форму  — лавинообразного нарастания глобальных проблем. Сегодня не только философы, ученые, но и политики ведущих стран  мира ищут пути выхода из той критической  ситуации, которая складывается в  мире. При этом мало кто возражает, что увеличивающееся число глобальных проблем и их углубление являются признаком беспрецедентного кризиса  цивилизации, уходящего корнями  в историю именно европейской  культуры.  И это кризис не отдельных сторон бытия, а основных форм жизнедеятельности европейской индустриально-технологической цивилизации, идейно-мировоззренчески восходящей к греческой культуре и философии. Одновременно это кризис современного человека вообще, способа его самореализации, форм рациональности, ибо все страны мира, все народы, пытаясь достичь уровня жизни промышленно развитых стран Западной Европы и Америки, стремятся идти по их пути. Другого способа успешной самореализации современный человек не знает. Вот почему можно сказать, что современный человек, способ его бытия находятся в кризисе и это та точка, в которой «пересекаются» интересы философии, религии, науки и других форм освоения человеком природы и самого себя, осознания своего настоящего и будущего.  

Так, например, кризис русской  культуры в связи с христианизацией  привел к полному забвению культуры славян, кризис культуры при вторжении  большевиков – к полному уничтожению  русского дворянства. И неизвестно, к чему приведет кризис сегодняшний. Многие надеются, что, учитывая ошибки прошлого, современные люди не будет  так яростно набрасываться на возможность революционного изменения  к лучшему и постараются сберечь  то, что осталось от «отжившей свое старины», потому что, как показывает история, однажды эта старина  может оказаться крайне актуальной.

Итак,  можно охарактеризовать социокультурный кризис как разлад между социальной и культурной системами, что проявляется в невозможности достичь определяемых целей имеющимися средствами из-за невозможности или недостаточности условий для самовыражения, или «окостенелости» культуры, несоответствия ее жизненным ценностям, что разрушает сложившиеся формы культуры, но не дает еще новые, ведет к отрицательным последствиям: агонии, разрушению традиционных этических норм, кризису идентичности, кризису ментальности.

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Кризис Культуры