Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 14:40, доклад
Можно охарактеризовать социокультурный кризис как разлад между социальной и культурной системами, что проявляется в невозможности достичь определяемых целей имеющимися средствами из-за невозможности или недостаточности условий для самовыражения, или «окостенелости» культуры, несоответствия ее жизненным ценностям, что разрушает сложившиеся формы культуры, но не дает еще новые, ведет к отрицательным последствиям: агонии, разрушению традиционных этических норм, кризису идентичности, кризису ментальности.
Социально-культурный кризис
– это понятие, которое применяется
в культурологи и социологии для
обозначения естественного
Анализируя социальный кризис, можно оттолкнуться от двух позиций. Первая позиция основывается на мнении, что социокультурный кризис - это гибель цивилизации. Ее основателем был О. Шпенглер
Вторую позицию выразил П. Сорокин в работе «Социокультурная динамика». В кризисе культуры он видел не агонию, смерть и разрушение, а начало обновления.
Еще А. Тойнби было подмечено, что жизненный цикл цивилизаций подразумевает стадию разрушения, после которой происходит очередная стадия становления. Обществу так же необходимы определенные переломы, социокультурные «точки», которые позволят изменить – возможно к лучшему – этот мир, сделать его более адекватным и, возможно, более приемлемым для существования.
Но для тех поколений, который «попадают» в этот период социокультурный кризис не кажется позитивным аспектом жизнедеятельности общества в глобальном историческом понимании. Для них это реальная жизнь, суровая и нестабильная, нервная и жестокая к тем, кто не успевает вовремя перестроиться, вовремя одуматься. Кризис характеризуется прежде всего тем, что мир вокруг не изменяется «один раз и навсегда», этот процесс происходит долго, он растянут во времени, изменения происходят почти каждый день и поколения, выросшие в кризисное время, вынуждены также меняться и подстраиваться, ориентируясь на день сегодняшний и не думая о дне завтрашнем.
Итак, следует признать, что
философско-мировоззренческая
Особенно резко тезис о кризисе культуры и цивилизации в целом звучал в тот период, когда в Европе «правил бал» фашизм, подавляя свободу, показывая бессилие рационалистических установок перед силой.
На судьбу культуры этого периода культуры сказывается столкновение духовно-нравственных идеалов с реальной жизнью: растут пренебрежение и цинизм к этическим нормам культурного человека, усиливаются озлобленность, нигилизм, забывается элементарная вежливость. Обостряется тревога за завтрашний день, множатся мрачные сценарии и прогнозы; распространяется эстетическая всеядность.
После поражения фашизма
казалось, что кризис миновал. Однако
с развитием производительных сил
общества он обрел новую форму
— лавинообразного нарастания глобальных
проблем. Сегодня не только философы,
ученые, но и политики ведущих стран
мира ищут пути выхода из той критической
ситуации, которая складывается в
мире. При этом мало кто возражает,
что увеличивающееся число
Так, например, кризис русской
культуры в связи с христианизацией
привел к полному забвению культуры
славян, кризис культуры при вторжении
большевиков – к полному
Итак, можно охарактеризовать социокультурный кризис как разлад между социальной и культурной системами, что проявляется в невозможности достичь определяемых целей имеющимися средствами из-за невозможности или недостаточности условий для самовыражения, или «окостенелости» культуры, несоответствия ее жизненным ценностям, что разрушает сложившиеся формы культуры, но не дает еще новые, ведет к отрицательным последствиям: агонии, разрушению традиционных этических норм, кризису идентичности, кризису ментальности.