Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 07:43, контрольная работа
Термин «социология» происходит от двух слов: латинского слова societas - общество и греческого logos - слово, учение, понятие. Следовательно, в самом прямом смысле слова социология - это учение об обществе.
Объектом социологического познания является общество. В социологии выделяются два уровня: микроуровень и макроуровень. На микроуровне социология изучает поведение людей в их непосредственном межличностном взаимодействии, микромоделью при этом являются социальные отношения. На макроуровне социология исследует крупномасштабные социальные системы, их структуру и динамику. В данной работе мы рассмотрим макроуровень социологии к которому принадлежит понятие социальный прогресс.
По какой причине могли сформироваться такие мысли, если испокон веков огромное количество философов, социологов, учённых пытались донести то народа понятие социального процесса и доказать существование этого явления?
Разочарование в прогрессе породили конкретные исторические события XX столетия: Первая мировая война, возникновение фашизма, Вторая мировая война, угроза ядерного истребления в годы холодной войны и т. д. Сегодня к такого рода явлениям можно отнести терроризм, конфликты на религиозной почве, отрицательные последствия человеческой деятельности на окружающую среду и т. д. Уверенность в непрерывном прогрессе у многих сменилась скептицизмом. Остались в прошлом социальные проекты, ориентированные на светлое будущее, а самой идеи прогресса нанесен ощутимый удар.
В последней четверти XX столетия эта разочарованность и скептицизм нашли свое выражение и в теоретической критике идеи прогресса. Особенно заметно она проявилась в теории постмодернизма. Основными представителями этого направления являются Ж. Бодрийяр, Ф. Гваттари, Ж. Делез, Ж. Деррида, Ж. Лиотар, Р. Рорти и др.
Постмодернизм обосновывает
невозможность независимого индивидуального
существования, доказывает, что индивид
постоянно и главным образом
бессознательно обусловливается в
процессе своего мышления языковыми
структурами. Эта позиция, общая
для всего постмодернистского образа
мышления, одна из главных констант
общей постмодернистской
Среди основных проблем постмодернизма обсуждаются: конец веры в господство всеобщей научно-рационалистической и единственной теории социального прогресса; замена эмпирических теорий истины постэмпирическими; расширенное внимание к явлениям бессознательного в социальных действиях; возрастание роли свободно конструируемых теорий и плюрализма концепций. Кроме того, постмодернизм взаимодействует с проблемами и теориями постиндустриального и посткапиталистического общества, а также с прогностическими возможностями социологии. На смену технологическому сердцу современности пришла информационная природа постсовременного общества.
Главные положения социологии постмодернизма связаны с критикой основных постулатов модернизма и выражаются в следующем:
—отрицание веры в научную рациональность;
—отрицание каких-либо устойчивых и тем более абсолютных ценностей;
—отрицание значения и смысла идей;
— отрицание мира как объективной реальности и т. д. личностей.
" Постмодернистская чувствительность" - одно из ключевых понятий постмодернизма. Разочарование в идеалах и ценностях Возрождения и Просвещения с их верой в Прогресс, торжество разума, безграничность человеческих возможностей трансформировалось в неприятие всей традиции западноевропейского рационализма. Это и привело к формированию "постмодернистской чувствительности" - специфического видения мира – мира децентрированного, фрагментированного, неупорядоченного, лишенного причинно-следственных связей и ценностных ориентиров, предстающего сознанию лишь в виде иерархически неупорядоченных фрагментов. Любая попытка сконструировать "модель" такого мира – бессмысленна.
Заключение:
Несмотря на все трудности и противоречивость позиций в понимании социального прогресса, на имеющиеся сомнения и пессимизм по отношению к нему, многие представители социальной мысли полагают, что понятие прогресса сохраняет свою ценность. И, по моему мнению, это единственно правильная позиция.
Действительно, признание идеи прогресса и самого реального прогресса имеет эвристическое значение и оптимистический социальный смысл.
Прогресс, его ценности и идеалы (благо, добро, справедливость, красота и т. д.) являются ориентирами социальных изменений как для человечества, так и для каждого нормального человека. Без этих ценностей и идеалов теряются сами смыслы истории и существования личности. Помимо этого, идея прогресса и необходимость ее утверждения имеют интегративное значение. Под знаменем прогресса всегда объединялись самые передовые социальные силы.
Актуальность идеи прогресса и его реальность выражаются также в утверждении общечеловеческих ценностей и естественных прав и свобод человека, поскольку их реализация отвечает интересам всех (или по крайней мере большинства) людей. Так, вероятно, мало кто будет возражать против наличия социального прогресса в увеличении продолжительности жизни, в отказе от войн как средства разрешения конфликтов, расширении прав и свобод человека, утверждении гражданского общества и т. д. А между тем это и есть реальные факторы социального прогресса.
Список литературы
1. Интернет ресурсы.
2. Блохин В.В. Историческая концепция Николая Михайловского (к анализу мировоззрения российской народнической интеллигенции XIX века). М., 2001.
3. Кареев Н. И. Памяти Н. К. Михайловского как социолога // Русское богатство. 1904.
4. Кареев Н.И. Конт как основоположник социологии // Памяти Белинского. СПб, 1899.
5. Кареев Н.И. Социальная проблема прогресса // Социология в России XIX - нач. XX вв. М, 2001.
6. Михайловский Н.К. Что такое прогресс? Соч. Т. 1. – СПб., 1898
7. Postmodernism. // A Dictionary of Sociology. Ed.by Gordon Marshall. Oxford Press, Oxford-N.Y, 1998