Содержание
Введение
История культуры Узбекистана
Литература и искусство
Гостеприимство - Значительная
часть узбекской культуры
История неповторимых городов
Узбекистана
Национальные праздники
Введение
Культура Узбекистана
одна из самых ярких и самобытных
культур Востока. Это неподражаемая
народная музыка, танцы и живопись,
неповторимая национальная кухня
и одежда. Узбекское народное
музыкальное творчество характеризуется
многогранностью тематики и разнообразием
жанров. Песни и инструментальные
пьесы в соответствии с их
функциями и формами бытования
можно разделить на две группы:
исполняемые в определенное время
и при определенных обстоятельствах
и исполняемые в любое время.
К первой группе относятся
песни, связанные с обрядами, трудовыми
процессами, различными церемониями,
театрализованными зрелищными представлениями,
играми.
Уклад жизни
коренного населения Узбекистана
отражает влияние многих культур,
элементы которых были привнесены
сюда завоевателями, миссионерами,
купцами и переселенцами. В
советское время вопросы истории
этих культур и их влияния
приобретали отчетливо политический
аспект. Многие черты т.н. «феодального
прошлого», включая религиозные
традиции и общественные отношения,
сохранившиеся с дореволюционных
времен, рассматривались как проявление
угнетения или отсталости. Однако
с середины 1980-х годов началось
возрождение национальных культурных
традиций. Многие «пережитки прошлого»
теперь пропагандируются средствами
массовой информации и учреждениями
культуры; правительство и руководство
правящей партии официально признали
традиционные праздники и обычаи.
Несколько
самых знаменитых и великолепных
образцов исламской культовой
архитектуры находятся в узбекскистане.
Большинство монументальных мечетей,
минаретов и мавзолеев относятся ко времени
тимуридов. Народное искусство Узбекистана
носило прикладной характер: одежда, украшения,
ткани, вышивка и ковры, - что оправдывалось
их полукочевым образом
жизни.
История культуры Узбекистана
Узбекистан - древний
очаг культуры, расположенный между
реками Амударья и Сырдарья, -
самая волнующая с исторической
точки зрения республика Центральной
Азии. На её территории находятся
самые древние в мире города,
несколько главных центров Великого
Шелкового Пути и самые изумительные
архитектурные сокровища региона.
Узбекистан находится в самом
сердце Центральной Азии, граничит
с со всеми другими государствами этого
региона, вот почему он сам считает себя
главной страной из всех бывших центрально-азиатских
советских республик, и вот почему он все
чаще и чаще берет на себя роль регионального
жандарма.
Узбекистан,
государство с богатой историей,
которая непосредственно связана
с историей Великого шелкового
пути, поэтому много исторических
памятников, которые входят в
сокровищницу мирового культурного
наследия. Но, в то же время отдых в Узбекистане,
это экстремальный вид туризма. Курорты
Узбекистана, это, прежде всего, его древнейшие
города - Ташкент, Самарканд и Бухара. Эти
города являются поистине бесценным наследием
мировой цивилизации. Государство расположено
в Центральной Азии, и через его территорию
проходил Великий Шелковый путь, что требовала
опорных пунктов, для того чтобы защитить
свои жизни и товар от разных людей с плохими
привычками. Так и начали создаваться
опорные пункты, которые в последствие
стали крупными торговыми центрами. Но
были на территории Узбекистана и более
древние поселения. Ведь расположение
таково, что с одной стороны бескрайние
степи, а с другой неприступные горные
массивыю.
Основной
целью туристических маршрутов,
которые предполагают отдых в
Узбекистане, является посещение
Ташкента, столицы страны, который
вот уже более двух тысяч лет, гордо
стоит на берегах реки Чирчик. Образован
Ташкент был, как небольшое поселение,
а превратился со временем в мощный оплот,
который защищал границы тюркского государства.
В долине реки Чирчик развито земледелие.
Сегодня в
Ташкенте можно посмотреть много
памятников древней архитектуры,
посетить восточный базар, ну
какой без этого мероприятия
отдых в Узбекистане, цены на
рынке довольно сносны, а основная
прелесть, можно торговаться, а
здесь вам и восточные сладости,
и фрукты разные. Можно бесконечно
долго ходить по исторической
части города, осматривая памятники
и посещая музеи, обратите внимание
на медресе Кукелдаш и Барак-Хан,
мавзолей Абу-Бакра Каффали Шаши, не пытайтесь
выговорить вслух, побывайте на площадь
Хаст-Имом.
Курорты Узбекистана
- это не только Ташкент. Особое
внимание необходимо уделить
посещению Самарканда. Сколько этому
городу лет, одному богу известно,
ученые к однозначному выводу
не пришли, то что Самарканд
оставил глубокий след в мировой
культуре , не оставляет сомнения. Так
в разное время в этом городе побывали
Александр Македонский, во время своей
туристической поездки по Азии, а также
Тамерлан, который из года столицу сделал.
Поэтому, запланировав поездку в Узбекистан,
отдых в Самарканде и посещение исторических
достопримечательностей, должны быть
само собой разумеющимся фактом. Кто тут
только не правил. Персы и греки, китайцы
и арабы, но больше всего постарался Тамерлан.
Самарканд был столицей его необъятной
империи. Перечислять многочисленные
памятники архитектуры не хватит и целой
страницы, это необходимо увидеть своими
глазами.
Социализация
Воспитания
детей и образования. Дети должны
поощряться как причина для
жизни. Мать первичной сторож, и в
случае развода, она практически всегда
имеют детей. Расширенной семьи и сообщества
в целом, однако, также принимают заинтересованность
в воспитании ребенка.Уходу за грудным
ребенком. Узбекских детей скрыты от глаз
за первые сорок дней. Они плотно пеленали,
когда в своих кроватках и перевозимые
на своих матерей. Мужчины, как правило,
не заботиться о чистой или детей.Когда
дети маленькие, они имеют большую свободу,
чтобы играть и разыгрывать. Но, как они
становятся старше, особенно в школе, дисциплина
увеличивается. Хороший ребенок становится
тот, кто тихий и внимательный, и все должны
помочь в трудовой семьи.
Все дети
ходят в школу в течение
девяти лет, с некоторыми происходит
в одиннадцатом классе, правительство
увеличения обязательного образования
до двенадцати лет.
Официальным
языком в Узбекистане является
узбекский, хотя русский продолжает
оставаться языком правительства
и учебных заведений, а в
Самарканде и Бухаре говорят
на таджикском. Центрально-азиатская кухня
напоминает ближневосточную и средиземноморскую
по количеству используемого риса, острых
приправ, овощей и специй, йогуртов и жареного
на гриле мяса. На севере Узбекистана едят,
в основном, плов, кебабы, макароны, рагу,
домашний хлеб и лепешки. Отличительной
чертой кухни южной части Узбекистана
являются тонкие приправы и изысканные
сладости.
Закон о языке
В октябре
1989 был принят закон, согласно
которому государственным языком
республики объявлялся узбекский.
К концу 1990-х годов значительно
расширилось использование узбекского
языка, однако русский язык
все еще сохраняет большое
значение, особенно в городах.
В 1993 правительство объявило о
переводе письменности на латинский
алфавит до 2000, однако финансовые
и экономические трудности переносят
дату перевода на следующее
десятилетие.
Образование
Хотя после
обретения независимости Узбекистан
начал преобразовывать систему
образования, до сих пор сохраняются
многие особенности советской
системы. Многие учителя и официальные
лица в системе народного образования
пытаются возродить традиции
мектебов (мусульманских религиозных
школ). Возобновлено изучение староарабского
алфавита, на котором ранее основывалась
узбекская письменность, а учебные планы
пересмотрены с целью более полного освещения
среднеазиатской истории, литературы
и культуры.
По существующему
закону все дети должны посещать
школу в течение 9 лет. Согласно
официальным данным, грамотно более
94% населения. В Узбекистане существует
Академия наук; научные институты,
принадлежащие к системе Академии,
ведут исследования в самых
различных областях науки, в
том числе в математике, ядерной
физике и геологии.
Литература и искусство
В основе
развития узбекской литературы
лежит богатый народный фольклор
- устное народное творчество. Народ
сочинял и передавал из уст
в уста героические эпосы, персонажами
которых становились богатыри, боровшиеся
против угнетателей и поработителей,
изображенных в образах злых
сил. Так родились такие эпические
произведения узбекского фольклора
как «Кёр-оглы» и «Алпамыш». Поэма «Алпамыш»,
повествующая о мужестве и отваге узбекских
богатырей, пережила столетия и стала
настоящим памятником восточной литературы.
Другим поистине народным произведением
стал цикл баек и сказаний о Насреддине
Афанди – ловком, остроумном хитреце,
который своими проделками преподносит
урок жадным богатеям и толстосумам.
В XI веке
создается множество произведений,
в основу которых положены
религиозные нормы исламской
морали. Это поучительные поэмы
«Знание, дающее счастье» (1069) Юсуфа
Баласагунского, «Подарок истин» Ахмада
Югнаки и особенно «Словарь тюркских наречий»
(1072-74), составленный Махмудом Кашгари.
Высокого расцвета
художественная литература достигла
в историческую эпоху Амира Темура
и Темуридов. Популярность ее обоснована
тем, что произведения приобретают более
светский характер, освобождаясь от излишней
религиозности. В этот период творит великий
восточный поэт, мыслитель и политический
деятель Алишер Навои, которого считают
классиком узбекской литературы. Его нетленные
произведения: «Чордевон», «Хамса», «Фархад
и Ширин» и «Лейли и Меджнун» входят в
сокровищницу мировой литературы и переведены
на сотни языков мира. Последний из династии
Тимуридов – Захириддин Бабур – также
прославился как яркий поэт своего времени.
Его эпическая поэма «Бабурнаме» является
шедевром узбекской литературы.
Литература XVIII-XIX
веков, в основном, лирическая, и
посвящена любовной теме. В этот
период становятся известны такие
замечательные поэты как Надира,
Увайси и многие другие.
Родоначальником
узбекской литературы был поэт
и общественный деятель Алишер
Навои (1441–1501). Классиками современной
узбекской литературы являются Хамза
Хаким-заде Ниязи (1889–1929) и Садриддин Айни
(1878–1954). Роль искусства и литературы в
культурной жизни Узбекистана в советское
время была исключительно велика. Популярные
писатели, художники, артисты занимали
привилегированное положение. Начиная
с периода «оттепели» 1960-х годов писатели
(в том числе Х.Гулям, А.Мухтар, П.Кадыров)
играли важную роль в формировании национального
самосознания. В середине 1980-х годов многие
из них активно включились в общественно-политическую
деятельность. В 1990-е годы многие поэты,
сценаристы, представители других творческих
профессий вернулись в систему образования
и театра. В стране работают ок. 40 театров;
Ташкентский театрально-художественный
институт является крупнейшим в Средней
Азии центром театрального образования.
Музеи и библиотеки. В советское время
в Узбекистане были созданы многочисленные
музеи и библиотеки. Крупные художественные,
этнографические и исторические музеи
находятся в Ташкенте, Бухаре, Самарканде,
Хиве, Нукусе и других городах. Практически
каждый город Узбекистана имеет собственный
краеведческий музей. В библиотеках Ташкента,
Самарканда и Бухары хранятся обширные
собрания не только книг, но и древних
рукописей. В 1996 в Ташкенте был открыт
музей, посвященный жизни и деятельности
Тамерлана, великого завоевателя 14 в.
Развитие национальной
живописи началось много веков
тому назад. В 16-17 веках в
столичной Бухаре, и некоторых
иных городских центрах значительных
успехов достигло искусство рукописи
и переплётного дела. Художественное оформление
манускрипта включало изысканную каллиграфию,
выполнение водяными красками тонкие
орнаменты на полях. В Самарканде и особенно
Бухаре достигла расцвета среднеазиатская
школа миниатюры. В ней развивалась несколько
стилевых направлений. Одно из них, связанно
с традициями Бехзода (великий художник
средневековья, основатель одного из направлений
восточной миниатюры), характеризуется
утончённостью письма и архитектурных
фонов.
Исламские
традиции запрещают изображать
живых людей, поэтому традиционное
изобразительное искусство включает
каллиграфию, сочетающую исламский
шрифт с арабесками, а также
изготовление резных дверей и
ширм. При Советской власти развивалась
живопись, представлявшая собой
любопытное сочетание социалистического
реализма и насмешливого традиционализма,
возьмите, к примеру, улыбающихся
узбеков, сидящих в чайной, с
футуристическими трубами на
заднем плане. Мужчины обычно
носят темную одежду, за исключением
ярких шарфов, которыми пожилые
мужчины обматываются вокруг
пояса поверх длинных стеганых
халатов. Почти все носят тюбетейки,
черные, четырехгранные шапочки,
расшитую белыми нитками.
Узбекские женщины носят одежду из переливающихся
тканей, чаще всего это платья до колен
и шаровары из такой же такни. Одна или
две заплетенные косички означают, что
женщина замужем; если косичек много -
значит, женщина не замужем. Сросшиеся
у переносицы брови считаются признаком
красоты, и часто для достижения нужного
эффекта их подводят карандашом.