Культура в контексте современного кризиса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 17:16, реферат

Краткое описание

В наши дни все большее количество людей говорит о кризисе культуры. Рассмотрим, что же это такое.
Кризис культуры, как правило, возникает в переходные периоды, когда происходит смена формаций или когда наблюдается процесс подавления одной цивилизационной системы , слабой в военном и техническом отношении, другой, более сильной по этим параметрам. Также культурный кризис проявляется и на рубеже веков, когда культура находится в состоянии "пограничности" или "переходности".

Содержание

1 Понятия культуры и кризиса
2 Кризис культуры в наше время.
2.1 Кризис русского языка
2.2 Причины
2.3 Меры борьбы с кризисом языка
3 Пути выхода из культурного кризиса
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.doc

— 55.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

1 Понятия культуры и кризиса

 

2 Кризис культуры в наше время.

 

2.1 Кризис русского языка

 

2.2 Причины

 

2.3 Меры борьбы  с кризисом языка

 

3 Пути выхода из культурного кризиса

 

Список литературы

 

                 ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ И КРИЗИСА

 
Одного единого, всеобъемлющего  определения культуры не существует.

 

Культура (от лат. cultura, от глагола colo, colere — возделывание, позднее — воспитание, образование, развитие, почитание) — понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности. Культура является предметом изучения философии, культурологии, истории, искусствознания, лингвистики (этнолингвистики), политологии, этнологии, психологии, экономики, педагогики и др.

 

В основном, под  культурой понимают человеческую деятельность в её самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом в целом навыков и умений. Культура предстает также проявлением человеческой субъективности и объективности (характера, компетентностей, навыков, умений и знаний).

 

Культура представляет собой совокупность устойчивых форм человеческой деятельности, без которых  она не может воспроизводиться, а значит — существовать.

 

Культура —  это набор кодов, которые предписывают человеку определенное поведение с присущими ему переживаниями и мыслями, оказывая на него, тем самым, управленческое воздействие. Поэтому для каждого исследователя не может не возникать вопрос об отправной точке исследования в этой связи.

 

Таким образом, из огромного количества определений выберем самые известные. Итак, культура понимается как…

  • «Культура есть практическая реализация общечеловеческих и духовных ценностей» (Выжлецов Г. П. Аксиология культуры);
  • «исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях» (Большая Советская Энциклопедия);
  • «общий объём творчества человечества» (Даниил Андреев);
  • «продукт играющего человека!» (Й. Хёйзинга);
  • «совокупность генетически ненаследуемой информации в области поведения человека» (Ю. Лотман);
  • «вся совокупность внебиологических проявлений человека» (Пелипенко А. А., Яковенко И. Г. Культура как система);
  • «Культуру, в том числе наиболее блистательные и впечатляющие её проявления в виде ритуальных и религиозных служб, можно интерпретировать как иерархическую систему приспособлений и устройств для отслеживания параметров среды.»(Э. О. Уилсон).

 

А теперь рассмотрим понятие кризиса. 
 
Кризис (др.-греч. κρίσις — решение, поворотный пункт) — переворот, пора переходного состояния, перелом, состояние, при котором существующие средства достижения целей становятся неадекватными, в результате чего возникают непредсказуемые ситуации и проблемы.

 

                           КРИЗИС КУЛЬТУРЫ

 

В наши дни все  большее количество людей говорит  о кризисе культуры. Рассмотрим, что же это такое.

  Кризис культуры, как правило, возникает в переходные периоды, когда происходит смена формаций или когда наблюдается процесс подавления одной цивилизационной системы , слабой в военном и техническом отношении, другой, более сильной по этим параметрам. Также культурный кризис проявляется и на рубеже веков, когда культура находится в состоянии "пограничности" или "переходности".

 

В состоянии "переходности" находится и современное российское общество. В результате разрушения тоталитарной системы оно испытывает глубокий кризис, который охватывает все основные сферы бытия: культурную, политическую, экономическую, нравственную, духовную. В этом случае можно констатировать кризис российской культуры. Наиболее очевидные черты данного кризиса, на мой взгляд, проявляются в следующем:

 

  • в духовно-нравственной области: разрушение традиционных ценностных ориентаций, норм общественной жизни, ощущение огромным числом людей страха, бессмысленности и бесперспективности их деятельности, нарушение эмоциональной связи между людьми, рост отчужденности изолированности человека в обществе, разгул преступности, наркомании, алкоголизма;

 

  • в трудовой области: падение престижа трудовой деятельности и профессионального образования, трудовая пассивность, сужение сферы культурно-творческой деятельности, ориентация на потребление уже готовых продуктов материального и духовного производства, утверждение потребительской идеологии;

 

  • в этнической области: процессы дезинтеграции и размежевания в межнациональных отношениях, ведущие к острым межэтническим конфликтам, разрушение интернационалистских установок и оживление национализма, экстремизма, терроризма, шовинизма и религиозного фанатизма, экспансия западных образцов массовой культуры, образа жизни и ориентаций на культуры других народов и подрыв национального культурного достояния;

 

  • в экологической области: опасность уничтожения биологических условий жизни, угроза физического самоуничтожения человека в результате экологической катастрофы и генетического вырождения.

 

 

В качестве примера  культурного кризиса, я бы хотела предложить кризис русского языка.

Русская речь стремительно меняется, причем не в лучшую сторону. Тут и засилье ненормативной лексики – не только в разговорной речи, но и в художественной литературе, и блатная «феня», проникающая во все слои общества – от сапожников до депутатов, и безграмотный канцелярит, воспринимаемый многими как языковая норма, и множество неоправданных англоязычных заимствований, и, наконец, появившийся недавно в среде интернет-пользователей «падонкаффский» жаргон, суть которого – сознательное уродование норм написания и произношения (превед, медвед, кросавчег).

 

Причинами этого являются:

 

  • Резкое сокращение базы разговорного русского языка в связи с изменением геополитической обстановки, как в России и странах СНГ, так и в мире,

 

  • С ухудшением экономического положения нашей страны;

 

  • Уменьшением учебных часов по русскому языку в школьных и вузовских программах;

 

  • Вымиранием эпистолярной культуры;

 

  • Примитивизацией навыков устного общения и деловых переговоров;

 

  • Перенасыщение русской речи сленгами и жаргонизмами;

 

  • Недостаточное владение нормированной речью представителей профессий с повышенной речевой ответственностью связано с тем, что языковое воспитание осуществлялось в грамматическом, а не в риторическом духе, при котором отсутствовало знание всех форм речевого общения, воздействие и взаимодействие. Фактически в настоящие время утерян русский риторический идеал.

 

А ведь язык –  это не только средство бытового общения, это, кровеносная система культуры. И если плохо с языком, плохо  будет и с культурой.

 

Язык - незаменимое, надёжнейшее средство живой  связи  поколений, мощнейший фактор единения,  консолидации нации.

 

Параллельно с  овладением навыками  речевой деятельности формируется к пяти годам фундамент  психических и интеллектуальных свойств личности, ее интеллектуального  потенциала. В процессе расширения сфер и задач речевого общения (мать и дитя - семья - школа - друзья по интересам - производственная и общественная деятельность) развивается личность как субъект общения, формируется характер (общительность - замкнутость и навыки самовключения в разные системы социальных и производственных отношений).

 

Человек – это  создатель и хранитель культуры.

 

Неблагополучное состояние языковой среды, загрязнение  языка и культуры вызывает духовную деградацию личности и всего народа  может убить народ как культурно-исторический и социальный феномен.

 

Необходимость экологии русского языка, его сохранения и развития, очищение и восстановление после многих десятилетий всеобщего  похамления требует следующих строгих мер:

 

  • Пропаганда русского языка за пределами России;

 

  • Восстановление влияния русской филологии на среду языкового общения иностранных поклонников русской словесности;

 

  • Совершенствование языкового воспитания в непрерывном образовательном процессе;

 

  • Постановка в центр языкового обучения полноценной современной филологической школы.

 

 

Материальная  база культуры находится в состоянии  глубокого кризиса. Разрушающиеся  библиотеки, недостаток театральных  залов, отсутствие ассигнований, направленных на поддержку и распространение  ценностей народной, классической культуры, глубоко контрастируют с тем взрывом интереса к культурным ценностям, который характерен для многих стран. Сложная проблема, которая не может не волновать многих, - взаимодействие и рынка. Происходит такая коммерциализация культуры, при которой так называемые «некоммерческие» произведения художественной культуры остаются незамеченными, страдает возможность освоения классического наследия. При огромном культурном потенциале, накопленном предшествующими поколениями, происходит духовное обнищание народа. Массовое бескультурье – одна из главных причин многих бед в экономике., экологическихкатастрофах. На почве бездуховности растут преступность и насилие, происходит упадок морали. Опасность для настоящего и будущего страны представляет бедственное положение науки и образования.

 

                       ПУТИ ВЫХОДА ИЗ КРИЗИСА

Как известно, кризисный  процесс по Кристеку и Мюллеру  имеет несколько стадий развития:

 

1-я  стадия: потенциальный кризис (т.е. только возможный, но не реальный);

 

2-я  стадия: латентный, или скрытый, кризис. Эта фаза кризисного процесса характеризуется скрытым деструктивным воздействием внутренних и внешних факторов;

 

3-я  стадия: острый преодолимый кризис. На данной стадии еще есть возможность преодоления острого кризиса, так как имеющийся в наличии потенциал преодоления кризиса еще достаточен.

 

4-я стадия: острый непреодолимый кризис. Если не удается обуздать острый кризис, то это приводит к полному разрушению, в данном случае, культуры.

 

Как мне кажется, наша культура в данный момент времени находится  в пограничном состоянии между второй и третьей стадией. Но мы ни при каких обстоятельствах не должны допустить, чтобы она вошла в четвертую стадию.

 

В связи с  этим нам необходимо нейтрализовать разрушительные тенденции, путем формирования серединной культуры, гарантирующей участие различных социальных, этнических и конфессиональных общностей. Для нормального существования общества необходима многообразная самоорганизующаяся культурная среда. Эта среда включает в себя социально-культурные объекты, связанные с созданием и распространением культурных ценностей, такие как научные и учебные заведения, организация искусства и т.д. Однако важнее всего – отношения людей, условия их повседневной жизни, духовно-нравственная атмосфера. Процесс формирования культурной среды – основа культурного обновления, без такой среды нельзя преодолеть действие социальных и психологических механизмов разделяющих общество. Культурная среда так же необходима для духовной жизни, как и природа необходима человеку для его биологической жизни.

 

                          СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

Трубецкой 1990 - Трубецкой  Н. С. Общеславянский элемент в русской  культуре // Вопросы языкознания, 1990, № 3, с. 127.

 

 Челышев 1998 - Челышев Е. П. Культура России в мировом контексте // Образ России. Русская культура в мировом контексте. М., 1998

 

Большая Советская  Энциклопедия

 

Выжлецов Г. П. Аксиология культуры. — СПб.: СПбГУ. — С.66

 

Пелипенко А. А., Яковенко И. Г. Культура как система. — М.: Языки  русской культуры, 1998


Информация о работе Культура в контексте современного кризиса