Культура в социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 16:21, реферат

Краткое описание

Под объектом исследования обычно понимают определенную часть окружающего материального или нематериального мира, реальность, существующую независимо от нашего знания о ней. Это могут быть физические тела, взаимодействующие друг с другом, живые организмы или человек. Важно то, что все эти объекты окружающей действительности существовали до нашего знания и не зависят от него. Предмет исследования, напротив, существует только в голове исследователя, т.е. полностью зависит от самого знания и является его частью. Определяя предмет исследования, мы чисто абстрактно выделяем одну или несколько сторон объекта и пытаемся изучить их, учитывая или не учитывая влияние других, не выделенных нами сторон.

Вложенные файлы: 1 файл

Эссе на тему Культура в социологии.docx

— 28.88 Кб (Скачать файл)

Пермский  национальный исследовательский технический университет

 

 

 

Эссе

По  социологии

 

 

На  тему:

культура  в социологии

 

 

Выполнил:

Студент  ТКбз-10:

Гусев М.В.

Проверил:

Широян Сумбат Шмавонович

 

 

 

 

ПЕРМЬ

2013

 

 

 

Объект и предмет  изучения социологии

Под объектом исследования обычно понимают определенную часть окружающего материального или нематериального мира, реальность, существующую независимо от нашего знания о ней. Это могут быть физические тела, взаимодействующие друг с другом, живые организмы или человек. Важно то, что все эти объекты окружающей действительности существовали до нашего знания и не зависят от него. Предмет исследования, напротив, существует только в голове исследователя, т.е. полностью зависит от самого знания и является его частью. Определяя предмет исследования, мы чисто абстрактно выделяем одну или несколько сторон объекта и пытаемся изучить их, учитывая или не учитывая влияние других, не выделенных нами сторон.

Объектом социологии является общество, рассматриваемое как общность индивидов и взаимосвязей между ними. Для лучшего понимания существа предмета социологии важно представить общество как структуру, т.е. не как простое скопление индивидов, случайно взаимодействующих друг с другом, а как целое, взаимодействующих между собой в строго определенных границах, образующие различные социальные институты (Предмет - общество в целом со всеми его законами развития и функционирования). Эти части могут включать в себя как простейшие элементы, каковыми являются отдельные личности, так и совокупности этих элементов, или социальные общности, объединенные по определенным признакам: каждый индивид в обществе занимает строго определенную позицию или имеет определенный социальный статус, изменение этих отношений неизбежно влечет за собой изменение связей и положения других индивидов.

 

 Понятие культуры в  социологии. виды и функции культуры

Термином «культура» в социологии обозначается жизненный уклад общества, под которым понимаются все достижения и нравы народа, включая язык, обычаи, особенности одежды, созданные людьми символы и объекты материальной культуры.

Концепция культуры превратилась в 1980—1990-е  гг. в центральный организующий момент многих социологических исследований и построений.

Основные элементы культуры классифицируются следующим образом:

1.      материальные: а) простые — инструменты, посуда, мебель и т.п., б) сложные — компьютеры, здания, заводы и т.д.;

2.       нематериальные: а) нормы, б) институты, в) ценности, г) убеждения.

Функции культуры в социуме таковы.

Преобразовательная функция. Человек  преобразовывает природу исходя из физической потребности в средствах существования (еда, одежда, жилье), а также под влиянием социальной потребности в жизненном пространстве, т.е. территории, служащей полем его деятельности и культурного творчества. Изменяя природу, приспосабливая ее к своим потребностям, человек в то же время преобразует себя.  

Познавательная (гносеологическая) функция. В рамках культуры осуществляется накопление и углубление знаний о свойствах вещей, явлениях внешнего мира и законах его развития. Без этих знаний невозможно преобразование и освоение природы человеком. Культура включает в себя не только научное, но и художественное, религиозное, нравственное познание. Она дает целостную картину познания и освоения мира. 

Сигнификативная функция. В процессе освоения природы человек устанавливает смысл и значение явлений, ставших объектами культуры, с целью определения их места в контексте общего человеческого опыта. Для любой культуры характерно стремление к выработке осмысленной, целостной картины мира и отыскание человеком ориентиров в нем. Все вышеперечисленное — сфера сигнификативной функции культуры. Данную функцию культура реализует посредством системы знаков, символов и образов, звуков, слов, жестов и т.д. Тем самым происходит фиксация значения различных свойств, сторон жизни общества.

Функция исторической преемственности, передачи социального опыта. Культура сохраняет и передает социальный опыт от одного поколения другому, а также между странами и народами. Таким образом, культура представляет собой коллективную форму человеческой памяти.

Коммуникативная функция. Культура обеспечивает духовное общение людей как на межличностном уровне, так и между поколениями, представителями разных культурных общностей.

Ценностно-ориентационная функция. Являясь  системой материальных и духовных ценностей, культура дает человеку представление о содержании таких ценностей, как благо, истина, добро, красота, справедливость и др.

Социализирующая функция. Благодаря  культуре осуществляется социализация личности. Усвоение ценностей культуры дает личности необходимые для осуществления  социальной деятельности знания, умения, навыки, а также моральные принципы и др.

Культура формирует личность в  процессе усвоения социального опыта, необходимого для выполнения предназначенных  социальных функций.

Основные  элементы культуры

Культуру любого народа можно представить  в виде системы, состоящей из множества элементов. Каждый из них выполняет свою определенную функцию. Важнейший элемент культуры — язык.

Язык — это совокупность знаков и сигналов, которые люди используют для передачи информации. Также с его помощью человек определяет «своего» среди других людей.

Без наличия общего языка невозможно образование ни одного сообщества, так как оно строится на взаимодействии и при его отсутствии понимания не будет. В обществе язык выполняет определенные функции.

Выступает в качестве идентификатора. В процессе общения у собеседников возникают ассоциации с определенными предметами, отношениями, действительностью. Понимание должно быть однозначным. Словарный запас любого народа формируется не стихийно, а под воздействием определенных факторов. К ним относятся особенности исторического и культурного развития, географическое положение, специфика хозяйственной деятельности.

Является интерпретатором. С помощью  языка народы воспринимают внешний мир. Здесь большой интерес представляют словарный запас и грамматическая структура языка, а также смысловой контекст в зависимости от ситуации.

Является носителем культуры. Культура народа наиболее точно передается с  помощью языка: специфических акцентов, стилистических приемов языка. В культуру входят и определенные правила, образцы поведения человека в той или иной ситуации. Это касается не только каждодневного поведения, но и средств осмысления окружающего мира, духовной сущности человека.

Существует два основных типа социокультурной регуляции.

Традиционное, шаблонное поведение. Эти действия производятся человеком  автоматически, он не задумывается над их смыслом. К ним относят такие правила, как приветствие правой рукой, письмо слева направо, а также обычаи, свойственные данному народу, религиозные ритуалы. Преобладание поведения шаблонного типа было характерно для традиционных обществ. Шаблонное поведение предполагает наличие прямых запретов и указаний по действиям в определенной ситуации.

Ценностная регуляция. При данном типе регуляции характерно, что при принятии решений индивид руководствуется не традициями, а разумом, ценностями и нормами, принятыми в обществе. При этом можно говорить о «навязывании» обществом человеку определенных ценностей, что происходит не напрямую, а опосредованно. Человек осмысливает предложенные обществом и временем ценности и предпринимает самостоятельные решения и действия в соответствии с предоставленной информацией.

Формы и разновидности культуры

 

 Культуру классифицируют по различным признакам, в том  числе по формам культуры. К ним  относят такие правила и нормы, которые не являются ни отдельными элементами, ни частью целого. Это особый вид выражения содержания. Выделяют следующие формы культуры:

- высокая культура имеет отношение  к привилегированной части общества. Она либо создается ею самой, либо по ее заказу. К высокой культуре относят классическую музыку, литературу, искусство. Эта форма культуры сложна для восприятия большинства людей. Человек с образованием ниже среднего уровня не всегда ее понимает. Она находит признание в образованной части общества и у творческих людей. Степень восприятия высокой культуры может служить индикатором развития и уровня образования общества: чем этот уровень выше, тем высокая культура более распространена;

- народная культура. Ее можно  разделить на два вида:

а) популярная — культура настоящего времени, в которую входят современные обычаи, танцы, нормы поведения. Этот вид культуры постоянно изменяется путем добавления в него все новых элементов и исключения устаревших,

б) фольклорная — народная культура, созданная в прошлом и прошедшая проверку временем. Это историческое и культурное наследие, существующее у каждого народа. Данный вид культуры способствует отождествлению человека со своей нацией;

- массовая культура — это  упрощенный вид культуры. Ее целью не являются духовные поиски. Появление такой культуры обусловлено распространением информации, радиовещания, телевидения, печати. Массовая культура понятна всем людям вне зависимости от возраста и образования. Она наиболее распространена и динамична.

Термин «культура»» употребляют, говоря о разных сферах общественной жизни. В связи с этим выделяют экономическую, политическую, профессиональную и педагогическую культуру.

Экономическая культура — культура в сфере производства, управления и сопутствующих областях. Политическая культура связана с политическим режимом в стране, соблюдением прав человека и уровнем развития свободы выражения взглядов. Профессиональная культура — культура в конкретной сфере труда. Это умения и знания человека, связанные с его профессией. Педагогическая культура включает в себя вопросы

воспитания, образования, развития науки.

Развитие и распространение  культуры

Понятие социальной культуры предполагает наличие между людьми таких связей и выработанных механизмов взаимодействия, которые позволяли бы социуму развиваться. Культура не остается неизменной.

Выделяют четыре варианта развития культуры.

Введение инноваций. Это может  происходить в тот период времени, когда возникает необходимость изменить часть существующих норм, так как старые уже не актуальны и не отвечают современным потребностям общества. Иногда все общество в целом нуждается в введении инноваций в виде создания новых организаций или изменения общественного устройства, но такие нововведения, как правило, не происходят за короткий период времени. Сначала возникают предпосылки для начала соответствующих процессов.

Обращение к культуре предков. Оно  включает в себя все проявления культуры в данном обществе в течение предшествующего периода развития. Опыт предыдущих поколений поможет преодолеть новые кризисы. Каждый народ уникален, и поэтому так важно сохранить свое культурное и историческое наследие.  

Заимствование чужой культуры. Оно  становится возможный посредством распространения культуры, обычаев, традиций за пределы страны. Это особенность все более возрастающей интернационализации мирового хозяйства. Заимствование чужой культуры может проходить в различных формах: как заимствование каких-либо частей культуры, как копирование ее целиком. Все зависит от того, в каких условиях проходило взаимодействие двух культур, как долго, а также от особенностей конкретной страны. Часто это явление носит негативный характер, так как забывается культура своего народа, а используются достижения в этой области других стран, без учета собственной национальной специфики.

Синтез культур. Эта форма отличается от предыдущих двух тем, что 

взаимодействующие культуры не подавляют  друг друга. Образуется новое культурное направление, которое сочетает в  себе как признаки взаимодействующих  культур, так и новые, характерные только для него.

Культура может развиваться  и по другому пути или сочетать различные типы развития. Распространение культуры происходит в пространстве и времени. Для этого используется несколько основных инструментов.

Прежде всего культура распространяется за счет лучших достижений в области науки, техники и искусства данной страны. Это вершины человеческого духа, на которые равняются другие народы. Культура может прививаться с помощью системы образования. В этом случае могут быть задействованы не только специализированные учреждения, но и школы, училища, вузы, которые непосредственно не связаны с подобной деятельностью. В целом уровень культурных знаний среди населения определяет богатство внутреннего мира человека. Распространение культуры может осуществляться с помощью СМИ — тиражирования периодики, выпуска специальных изданий о культуре и историческом развитии данной страны и т.д.

Информация о работе Культура в социологии