Культура как социальное явление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 10:58, реферат

Краткое описание

В социологии под культурой в широком смысле слова понимают специфическую, генетически ненаследуемую совокупность средств, способов, форм, образцов и ориентиров взаимодействия людей со средой существования, которые они вырабатывают в совместной жизни для поддержания определенных структур деятельности и общения. В узком смысле культура определяется социологией как система коллективно поддерживаемых ценностей, убеждений, норм и образцов поведения, присущих определенной группе людей.

Содержание

Введение………………………………………………………………............3-4
Место и функции культуры в обществе................................................5-8
Основные признаки культуры................................................................9-11
Основные элементы культуры ........................................................11-16
Формы и виды культуры.......................................................................16-22
Заключение……………………………………………………………......…....22
Используемая литература…………………………………………….............23

Вложенные файлы: 1 файл

Социология Реферат.doc

— 111.00 Кб (Скачать файл)

В-четвертых, культура воплощается в устойчивых, повторяющихся образцах деятельности, которые являются следствием существования устойчивых мотивов, предпочтений, навыков и умений. Случайное, более не повторяющееся, к культуре относить не следует. Если из случайного, нерегулярного то или иное явление превращается в устойчивое, повторяющееся, то можно говорить об определённых изменениях в культуре отдельного человека, группы или общества в целом.

В-пятых, культура объективируется, воплощается в различных продуктах деятельности - вещественно-предметных (все предметы, созданные и используемые человеком) и символически-знаковых (к ним относятся продукты культуры, передающие информацию через слово, символы, знаки, изображения). Благодаря тому, что культура воплощается в деятельности и вышеназванных формах, происходит фиксация исторического опыта народа, общности, и этот опыт может быть передан другому человеку или поколению. Когда мы называем человека малокультурным, то подчёркиваем недостаточную степень восприятия им культуры, накопленной предыдущими поколениями.

Таким образом, культура формируется как механизм человеческого взаимодействия, помогающий людям жить в той среде, в которую они попали, сохранять единство и целостность сообщества при взаимодействии с другими сообществами, выделять своё “Мы” среди прочих.

Все проявления человеческой культуры можно разделить на материальные и нематериальные.

Материальная культура представляет собой совокупность созданных искусственно материальных объектов: строения, памятники, автомобили, книги и т.д.

Нематериальная, или духовная культура объединяет в себе знания, умения, идеи, обычаи, мораль, законы, мифы, образцы поведения и т.д.

Элементы материальной и нематериальной культуры тесно связаны между собой: знания (явления духовной культуры) передаются через книги (явления материальной культуры). Определяющую роль в жизни общества играет нематериальная культура: объекты материальной культуры могут быть разрушены (в результате войны, катастрофы, например), но их можно восстановить, если не утеряны знания, умения, мастерство. В то же время утрата объектов нематериальной культуры невосполнима. Для социологии интересна в первую очередь именно нематериальная, духовная культура.

Каждое человеческое сообщество (от самого мелкого до сверхбольшого, как цивилизация) создаёт на протяжении своего существования собственную культуру. Поскольку человеческая цивилизация знает множество сообществ, то в результате в историческом процессе сложилось множество культур, и перед социологами встала проблема определить – существует ли в человеческой культуре что-то общее, универсальное для культурных сообществ. Оказалось, что можно выделить множество культурных универсалий, свойственных всем обществам, как язык, религия, символы, украшения, сексуальные ограничения, спорт и т.д.

 

3. Основные элементы культуры.

 

Самая мелкая, далее неделимая единица культуры называется элементом культуры. В материальной культуре таким элементом будет какой-то глубже неделимый предмет, например, гайка, в нематериальной - рукопожатие как составляющая ритуала приветствия. Таких единиц в любой культуре можно насчитать тысячи и тысячи.

Как правило, элементы культуры не существуют самостоятельно, без связи с другими элементами, обычно многие элементы культуры связаны между собой. Совокупность культурных элементов, возникших на базе какого-то исходного элемента и функционально с ним связанных, называется культурным комплексом. Например, спортивная игра (футбол) является культурным комплексом. В него входят как материальные элементы (мяч, ворота), так и нематериальные (правила игры, этика судейства). Объединение нескольких культурных комплексов создает культурный институт (семья, школа). Например, институт брака включает в себя культурные комплексы знакомства и ухаживания, венчания, свадьбы и т.д.

Среди культурных элементов особо выделяются основные, или базисные, элементы. К базисным элементам духовной культуры относятся:

язык;

ценность;

культурная норма.

Язык – понятийно-логический и знаково-символический аппарат, который присущ мировосприятию того или иного народа. Все люди осваивают мир, осмысливают, фиксируют его элементы и изменения, с ними происходящие, как-то по-своему, немного не так, как другие. Человек через понятийно-логический аппарат структурирует и воспринимает окружающий мир. Именно язык является самым емким, доступным, точным способом передачи культуры от человека к человеку, иных способов пока не найдено.

В фундаменте культуры лежат ценности. Разные культуры различаются в первую очередь разным набором ценностей. В этом наборе выделяются базисные ценности, которые определяют содержание культуры и образ жизни ее носителей. Функция базисных ценностей - защита и сохранение целостности социальной группы - носителя данной культуры (патриотизм, вера в Бога и т.д.).

Противоположность (или несовместимость) базовых ценностей препятствует взаимодействию культур, восприятию даже небазовых ценностей и моделей поведения. Например, работа женщин на производстве или участие в общественной жизни является совершенно нормальным явлением в жизни европейских стран, в России, США и др., но осуждается в большинстве мусульманских стран, поскольку такая европейская базовая ценность, как равенство полов, противоречит фундаментальным ценностям ислама.

Но есть ценности, общие для всех культур и народов, так называемые общечеловеческие (уважение к старшим, забота о детях и т.д.). Именно на основе таких ценностей возможно взаимодействие и взаимообогащение культур, культурная ассимиляция.

Ценностью называется любой объект, способный удовлетворить общественную или индивидуальную потребность. В систему ценностей социального субъекта могут входить следующие ценности:

- смысложизненные (представления о добре и зле, счастье, цели и смысле жизни и т.д.);

- универсальные, которые, в свою очередь подразделяются на:

а) витальные (жизнь, здоровье, личная безопасность, благосостояние, семья, образование, квалификация и т.д..);

б)  общественного признания (высокое социальное положение, трудолюбие );

в)  межличностного общения (честность, доброжелательность, бескорыстие);

г) демократические (свобода слова, совести, национальный суверенитет);

- партикулярные (привязанность к “малой Родине”, семье, вера в богов, стремление к идеалам и т.д.).

Система ценностей крайне важна для человека: ценностная установка представляет собой своеобразную программу деятельности и общения, связанную с выбором вариантов поведения, которые сделали бы эту деятельность и общение успешными. Ценностные установки вырабатываются обществом в процессе общественно-исторической деятельности и передаются индивидами и последующими поколениями в процессе обучения, воспитания и т.д. Они ориентируют человека в социальной действительности, направляют и стимулируют его деятельность. Процесс усвоения ценностей происходит в ходе социализации личности.

Ценности являются основаниями социальных оценок, т.е. разделяемых большинством людей представлений о том, что есть добро, красота, справедливость, счастье и т.д. Ценности указывают на то, что есть самое важное в культуре, что должно уважаться и сохраняться.

Способом закрепления и сохранения самих культурных ценностей выступают нормы культуры.

Культурная норма – это правило, образец, стандарт должного поведения в соответствии с общепринятыми ценностями.

Норма служит главным образом для регуляции поведения людей. В нормах содержится требование поступать определённым образом, их исполнение и предписание обеспечиваются разными формами принуждения, начиная с общественного и кончая государственными.

Совокупность норм образует нормативную систему.

К основным типам нормативных систем можно отнести: обычай, мораль, религию, право.

Остановимся подробнее на обычае и морали.

Обычай есть стихийно сложившийся, привычный, стереотипный способ поведения людей. Он регламентирует поведение членов группы, укрепляет групповую сплоченность, приобщает индивида к социальному и культурному опыту группы.

Примерами обычаев являются свадьба, празднование Нового года, хождение в гости и т.д. Соблюдение норм обычая обеспечивается силой общественного мнения группы – мы ведем себя так, как предписывает обычай, не задаваясь вопросом почему следует вести себя именно таким образом, а не иначе. Реализация обычных норм часто выражается в обрядах и ритуалах – строго определенной последовательности символических действий, воплощающих те или иные социальные явления.

Обряды сопровождают самые важные моменты в жизни человека - рождение (крещение, внесение новорожденного в специальные книги записи актов гражданского состояния), взросление (инициация), создание семьи (венчание или регистрация брака), смерть (гражданская панихида, отпевание, погребение). Социальный смысл обряда состоит в способствовании лучшему усвоению индивидом групповых ценностей и норм, а сила обряда заключается в его эмоционально-психологическом воздействии на личность. На это направлена эстетическая сторона обряда – музыка, песни, танцы, выразительные жесты и т.д., сопровождающие ритуальные действия.

Обрядность связана не только с религией. Фактически обрядовые (ритуальные) действия распространены во всех сферах социальной действительности: воинская присяга, посвящение в студенты, открытие памятника, инаугурация президента и т.п.

Разновидностью обычая являются нравы.

Нравы - особо значимые для группы высокочтимые обычаи, имеющие моральное значение.

Слово “нравы” (mores) также древнеримского происхождения, оно означало “священный обычай”. Именно от него происходит понятие морали.

Мораль (нравственность) – совокупность культурных норм, в основе которых лежат присущие данной культуре идеалы добра, справедливости, честности и т.д.

Например, обычай праздновать день рождения не относится к нравам, а обычай гостеприимства – относится.

Особой формой нравов является табу - абсолютный запрет, накладываемый на какое-либо действие, предмет, слово. Табуирование (процесс наложение табу) было широко распространено в архаичных обществах, оно оберегало группу от разных опасностей. Но и в современных культурах табу не исчезло. Табуированию подвергаются отдельные стороны кровнородственных отношений - например, запрет на инцест (брачные и сексуальные связи с родственниками), процесс питания – запрет на каннибализм, запрет на употребление свинины у евреев и мусульман и др.

Обычай, сохраняющийся и передающийся из поколения в поколение, называется традицией (от лат. tradicio - передача, предание).

Традиция - это способ воспроизводства, процесс передачи (трансляции) от одного поколения к другому основного содержания культуры - ценностей и норм.

Традиции сохраняют все самое ценное в культуре. Механизмами такой передачи являются фольклор, т.е. изустное предание, и имитация, т.е. повторение образца поведения. Адекватность достигается путем многократного повтора имитируемых действий, и в этом велика роль ритуалов.

В доиндустриальных обществах большинство, а в дописьменных все содержание культуры передавалось через традиции. С изобретением книгопечатания, созданием библиотек, университетов, изобретением радио, телевидения, т.е. созданием принципиально новых носителей информации в результате технического прогресса культурное значение традиций в жизни общества стало уменьшаться. Если в догосударственных обществах обычай выступал в качестве основной формы регулирования поведения людей, то в дальнейшем по мере развития общества, основную роль стали играть институциализированные системы, например, право.

Значение традиций для жизни общества огромно. В обществе они играют роль, подобно наследственности в живом организме. И как нарушения в аппарате наследственности могут привести к гибели организма, так и культурные разрушения и утраты могут привести к деградации общества. Традиции аккумулируют культурный опыт всех предшествующих поколений и передают его потомкам, что позволяет им строить свою жизнь не с нуля, а с того места, где остановились предки.

Прерывание культурной традиции (в результате природных катастроф или войн) ведет общество к упадку. Утрата традиций означает потерю социально-исторической памяти, в результате чего народ перестает ощущать себя субъектом истории, подобно тому, как человек, потерявший память, перестает ощущать себя личностью.

 

4. Формы и виды культуры.

 

Говоря о культуре, мы имеем в виду культуру всего общества. Конечно, “культуры вообще”, как и “общества вообще” в действительности не бывает – общество сложно структурировано, состоит из различных групп и слоев, чьи культурные запросы и проявления различны.

В зависимости от того, кто производит культурные образцы, каков уровень элементов культуры и какая группа является её носителем, различают три формы культуры: элитарную, народную и массовую.

Элитарная культура создается привилегированной частью общества либо по ее заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, так называемую серьезную музыку и высокоинтеллектуальную литературу. Элитарная или “высокая” культура, например, живопись или музыка, трудна для понимания неподготовленного человека. Как правило, она на десятилетия опережает уровень восприятия среднеобразованного человека, а круг её потребителей – высокообразованная часть общества. Когда уровень культуры населения растет, круг потребителей высокой культуры расширяется, в этом состоит высокая роль элитарной культуры – поднимать общий уровень культуры членов общества.

Информация о работе Культура как социальное явление