Культура как философ категория и социальное явление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 23:49, курсовая работа

Краткое описание

Культура- участок обработанной ухоженной человеком земли. Деятельность человека отделила мир натуры от мира культуры.
Животное действует геносообразно.. и выйти за рамки геносообразности животному трудно или невозможна.
Действие любого механизма законосообразно.. если нарушены правила физ законы то мехнизм не работает.
Осмысленность и целесообразность, поэтапность отличает человека от всего остального.
Ставит цель.. намечает пути достижения в этот момент начинается развитие разума.

Вложенные файлы: 1 файл

Культурология.doc

— 123.00 Кб (Скачать файл)

Зинаида Николаевна

Розин

Коган

Культура как философ  категория и социальное явление

Гнасиология – это учение о познании.

Проблемы:

Гнасиологический подход к изучению понятия культура:

1)Генезис понятия культура

2)Определения понятия и сущность  культуры

3) Механизм культурного процесса

Онтологический подход к изучению культуры:

1)Проблема типологизации и типы  культур

2)Формы существования культуры

3)Виды культур

Проблемы экологии культуры:

Культура- участок обработанной ухоженной  человеком земли. Деятельность человека отделила мир натуры от мира культуры.

Животное действует геносообразно.. и выйти за рамки геносообразности животному трудно или невозможна.

Действие любого механизма законосообразно.. если нарушены правила физ законы то мехнизм не работает.

Осмысленность и целесообразность, поэтапность отличает человека от всего остального.

Ставит цель.. намечает пути достижения в этот момент начинается развитие разума.

Человек вышел за рамки природы  и научился творить по метки любого вида.

Рожденный малышь может только сосать и ползать.. больше он не наделен ничем. Человек вышел за рамки природы и научился любой деятельности других организмов.

Человек в своей деятельности развивается.  Пчела как делал улий 20000 лет так и делает.. а человек может развиваться.. шалаш..хибара..дворец.

Бессмысленный труд в античные времена  считался наказанием. Цицерон в своих  рукописях написал : «Философия –  есть культура ума»

2 этап осмысления понятия культура  средневековье(религиозная эпоха)

в эпоху среднвевековья небыло работ  посвящ культуре.. однако в этот период уделяют внимание близкому по смыслу слово – культ –«почитание»

Культура считалась  результатом  человеческой деятельности. Эпоха длилас около 1000 лет.. создано множество  артефактов литература скульптуры музыка.. но авторов мы всех назвать не можем. (Андрей Рублев, Дионисий).

Если создано  для Бога для культа. то культра  признается а если разрушает его  или противоречит то деятельность не признается культурной.

 

(Таблица)Параметры культуры и  антикультуры (по библии от Матфея)

Никто не благ, как только один Бог. (параметры культуры)

Корень всякого зла гордыня.

  1. Возлюби господа, бога твоего.
  2. Возлюби ближнего своего
  3. Почитай отца и мать
  4. Не убивай
  5. Не кради
  6. Не прелюбодействуй
  7. Не лжесвидетельствуй
  1. Тщеславие
  2. Зависть
  3. Гнев
  4. Уныние
  5. Скупость
  6. Чревоугодие
  7. Расточительность

 

В основание культовой деятельности закладывают моральные ценности.

3 этап – эпоха возраждения  (150-200 лет,короче второго этапа,  а имен гораздо больше), была  не религиозной.. не отказываясь  от религия говорит что главный  это человек.

Античный человек- «Господь бог  создал человека.. по подобию своему, человек тоже должен быть творцом  своей жизни»

Эстетическое мировоззрение (мост между религиозн и научным  мыслением)

Культура – результат человеческой деятельности. но задается вопрос а не все ли что творит человек является культурой?

Человечество используя свою способность  мышления создает великую гуманистическйю  идею (табл первая колонка) тот же человек создает др идею – человеконенавистническую(мизантропическую) (убей человека)

Человек как создает культуру , так создает и Ир противополжный культуре(антикультура – термин, это  не эпоха возрождения(работа Рериха 1930 гг.))

Кретерий гуманизма.(Пьетро Компананце гуманизм – это когда человек всегда цель, но никогда- средство).

Человек существо БиоПсихоСоциальное.

Все что развивает и сохраняет  сущность человека – гуманно , все  противоположное – Антикультурная деятельность. Абсиологический(ценностный) подход(разделили деятельность на культурное и нет).

в этом этапе культура понималась как эстетическая ценность (красота, привлекательность).

Прекрасное – есть жизнь во всех ее проявлениях.

Эпоха 4 – нового времени, отличается тем что наука начинает  вылезать из лаборатории. нА ряду  с религиозным  образованием становится наука, наука  определяет эту эпоху. Становление и развитие буржуазных отношений.

Развитие абсолютизма(власть принадлежит одному).

Изменили отношение к определению  культуры.

 

Эпоха возрождения – это реализм, после этого начинается классицизм.

Классицизм  - это искусство делимое на высокое и низкое. дворянское сословие, высшее, элитарное, плебеи.

Высокая культура- для элиты(для  королей , высокопоставленных священников, для тех чьи деяния высшего  масштаба). Для плебеев- низкое искусство(псевдо культура, заменитель культуры).

Культура тоже делится на сословия как и общество.

Настоящим, подлинным произв. искусства  могло быть тока то кто отвечает правилам трех единств: 
Единство времени(4-6 часов)

Единство места (в каком началось в том и будет завершаться)

Единство действия

В эпоху классицизма художник был поставлен в жестокие рамки.

Язык любого произвед. искусства  должен быть четким логичным доказательным, последовательным. Элита отвечала что только она может создать истинное произведение искусства.

Деятельность бывает творческая(своим результатом служит возникновение что то нового) и репродуктивная (деятельность по изучению, распространении, грамотному применению инноваций).

 

Появляется ценность знания, она  абсолютизируется.

Рационалистический прогресизм (научный  прогресс обеспечит человеческий процесс вообще.) Наступает 18 век и только в нем понятие культура начинает употребляться как самостоятельная лексическая единица.

Работа Гердера «Идеи философии, истории чел-ва»

Нет ничего менее определенного  чем слово культура, и нет ничего более обманчивого чем прилагать её к целым векам и народам.

Как мало культурных людей в культурном народе. И в каких чертах следует  усматривать культурность? И способствует ли культура счастью людей?

Параметры культуры и антикультура по Канту его работа «метафизика нравов»

По отношению к себе как к  животному

Самосохранение

Самоубийство

Самосохранение, целомудрие, самоограничение  в удовлетворении средств удовольствия и питании...

Самоубийства, самоосквернение, неумеренность


 

 

По отношению к себе как к  моральному

Честность бережливость, моральная  гордость или смирение

Человек антикультуры , ложь, жадность расточительность ,высокомерие(раболепие)


 

 

По отношению к другим

Благотворение, благодарность, участие

Ненависть, зависть, неблагодарность, злорадство


 

Гуманизм

 Мизантропия(человеконенавистничество)


 

 

Шпенглер  «Закат Европы» 

1)Культура  тоже самое что цивилизация

2)Культура  и цивилизация не взаимосвязаны

3) цивилизация  – это часть культуры

Цивилизация – (до цив. – период дикости и  период варварства) первые признаки:

государственность , моногамия, письменность, опред. уровень  экон. отношений(государственность)

Параметры культуры и антикультуры по Шпенглеру по его работе «закат Европы»  с его т.з. культуру творит первое сословие(духовенство, дворянство)

Сво-во культуры:

Способность

Созидание, добро, человечность, приоритет  духовной жизни… с т.з. Шпенглера  – это и есть культура

Творит цивилизации ю -4ое сословие (толпа, масса) преобладают животные инстинкты, цивилизация не способна к Философию и искусству, ее отличает зло, а не добро и бесчеловечность и проявляет она себя в погоне за материальным успехом. Шпенглер предугадал что если такая ситуация сложится то Европа прекратит свое существование.

Зигмунд Фрейд с его т.з. человек  – это


Либидо к эросу(продолжение рода) и либидо к смерти(самоубийство) – это бессознательное. Сверх-я  – это и есть культура

 

Общество подавляет стремление личности :

Психические расстройства

Сублимировать надо те побуждающие  мысли(перевести их в разумную часть) и направить энергию в разрешимую культурой часть.

Архетип- это коллективное бессознательное.

1 впр

впр. 4,5,6,7,8

 

Аксиологический подход к архитипу:



Культура – это качественный признак она захватывает все сферы деятельности. Это то что отличает нас от животного.

 


Механизм культурного процесса имеет два элемента:

Традиция + новация работает через процесс распредмечивания и опредмечивания

 

Традиция возникает: возникает новое явление, оно должно стать общим, пройти через сознание и стать общим для всех.

 

 

Онтологический подход. 

Подход который рассматривает  бытие, всегда предлагает типологизацию, чтобы лучше понять все явления  их надо разбить на типы.

1)Любая типологизация условная, она делается только для упрощения научног7о познания.

2) Ошибка в  криториальной базе ведет к ошибкам анализа самого явления.

 

Культура  на материальную и духовную делится по производственному признаку.

У человека есть потребности в образовании и в творчестве (все то что обеспечивает духовные потребности это и есть духовная культура)

Между матер. и дух. культурой есть связь. Материальную культуру(животную потребность) человек делает по-своему с творческим, духовным подходом.

Через материальную культуру всегда можно определить уровень духовной культуры человека.

 

Действительность – то что имеет место быть

Возможность – то что может быть, но может и не случиться(зависит от условий).

Высокий уровень материальной культуры дает возможность создания высокой духовной культуры.

 

И наоборот высокий уровень духовной культуры создает возможность повышения культуры материальной.

признаки:

1)Образование можно получать  прослушав лекцию.

Матер культура это только вещь

2) Материальная культура изживает себя во времени (устаревает), духовная- остается на века (носит накопительный характер).

3) у матер культуры есть предел  насыщения

по потребностям культуру можно  поделить  на массовую и элетарную.

 

Следующий критерий типологизации  становится – по субъекту носителю : это может быть отдельный человек( личная культура), носителм культуры может быть соц группа(культура общественная)

 


Человек действует в обществе как  конформист(как все(я действую как  все, трудно быть не как все),  отсутствие знаний вынуждает человека поступать как все) или как нонконформист(Я не как все, я это я,) процесс становления культуры формируется нонконформистами.

 

 

Классовая культура.

Временной критерий.

хронология, социальное время(истор. процесс)

Формационная культура поделится на первобытнеческую, феодальную, капиталистическую. социалистическую.

Эпохальные деления:

первобытная

сильный, быстрый, упитанный.

Античная

Ценился человек полисный, приносящий пользу полису.

Средневекоывый

человек духовный

в эпоху нового времени

человек просвещенный, грамотный

 

Культура существует в двух видах:

Внешний предметный, внутренне личностный.

Культурно исторические феномены,

1 предельные характеристики культуры, 2культурно истор феномен онтологический  подход, 3 стиль мышления эпохи, 4 проблемы экологии культуры.

 

Культура – универсальна. Там  где есть человек есть деятельность. Культура являет себя через каждого  конкретного человека.

Сущность одна универсальная, а  явлений много и они локальны.

В каждой культурно истор эпохе была несколько феноменальных культур.

Феномен – это явление через  которое познается сущность.

Культура древней Греции и Древнего Рима – феноменальные культуры.

Онтологический подход . средневековая  – Рим(италия), Испания, Византия.

Эпоха Возраждения – Италия

 

Новое время просвещения : Германия Англия и Франция.

 

 

Всякая культура не являясь феноменальной  является уникальной и единичной!

 

В процессе глобализации ожидается  утрата уникальных культур. Утрата своего этнического языка приведет к утрате своеобразного этой культуре мышления.

 

Впервые об экологии культуры заговорил  Дмитрий Сергеевич Лихачев.

Сохранение культуры. Что мы будем  сохранять?

А кто будет принимать решения  что сохранять и что разрушать??

Каким образом сохранять?

 

Глобальные проблемы решаются всеми.

 

Образованные люди должны решать. Изменение знаний, отношения к  культуре.

 

Культура и религия.

1) Проблема происхождения и развития  религии

2) Специфика религиозной картины  мира

3) Миф как культурный феномен

4) Мировые религии и их характерные черты

5) Синонимичность и антонимичность  культуры и религии

Первое представление: первобытное  верование фетишизм

Фетишизм- это когда обычная  вещь наделяется сверх естественной силой.

 

Почему возникает вера в сверхестественное…

 

Миф – это иллюзорность, а с др. стороны это реальность в которой жили люди.

Представление древних людей о  мире –

 

Греки представляют землю как- плоскую  поверхность твердо стоящая на китах, слонах, если началось землетрясение  то уши пошевелились…

Информация о работе Культура как философ категория и социальное явление