Культура как явление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 14:55, реферат

Краткое описание

Сегодня никому уже не надо доказывать, сколь большое теоретическое и практическое значение имеет исследование такой проблемы как проблема политической культуры - ее сущности, структуры, функции.
Разговоры о политической культуре вошли у нас в моду. Политики и политологи, рабочие и домохозяйки, журналисты и предприниматели дружно жалуются на дефицит политической культуры в обществе и требуют повышения ее уровня. В их представлении политическая культура - это такая же ценность, как скажем, порядочность, грамотность и тому подобное, что вполне соответствует издавна сложившейся в России традиции уважительного отношения к "культуре". Между тем политическая культура - в строгом истолковании этой категории - не есть ценностное понятие. Она не имеет однозначного позитивного значения. А отсутствие у субъекта определенной политической культуры совсем не значит, что его деятельность протекает вообще вне всякого политико-культурного контекста.
Культура - это своеобразный шифр существования человека в мире, его многообразных отношений с космосом, природой, друг с другом. Культура - продукт исторической эволюции, пребывающей в постоянном движении.

Содержание

Введение….……………………………………………………………………......2
Культура как явление……………………………………………………………..3
Определение сущности культуры общества…………………………………….4
Структура политической культуры……………………………………………...6
Соотношение гражданской и политической культур…………………………..8
Политическая культура России………………………………………………....14
Заключение……………………………………………………………………….19

Вложенные файлы: 1 файл

социология.doc

— 96.00 Кб (Скачать файл)

Содержание. 

Введение….……………………………………………………………………......2

Культура как  явление……………………………………………………………..3

Определение сущности культуры общества…………………………………….4

Структура политической культуры……………………………………………...6

Соотношение гражданской  и политической культур…………………………..8

Политическая  культура России………………………………………………....14

Заключение……………………………………………………………………….19 

 

Введение. 

         Сегодня никому уже не надо  доказывать, сколь большое теоретическое   и практическое значение имеет  исследование такой проблемы  как   проблема политической культуры - ее сущности, структуры, функции.

         Разговоры о политической культуре  вошли у нас в моду. Политики  и политологи, рабочие и домохозяйки,  журналисты и предприниматели  дружно жалуются на дефицит  политической культуры в обществе и требуют повышения ее уровня. В их представлении политическая    культура - это такая же ценность, как скажем, порядочность, грамотность   и тому подобное, что вполне соответствует издавна сложившейся в России традиции уважительного отношения к "культуре". Между тем политическая  культура - в строгом истолковании этой категории - не есть ценностное понятие. Она не имеет однозначного позитивного значения. А отсутствие у субъекта определенной политической культуры совсем не значит, что его деятельность протекает вообще вне всякого политико-культурного контекста.

         Культура - это своеобразный шифр  существования человека в мире,     его многообразных отношений  с космосом, природой, друг с другом. Культура - продукт исторической  эволюции, пребывающей в постоянном движении. 

 

Культура  как явление.

     Когда заходит разговор о культуре, ее роли в нашей жизни, чаще  всего упоминают художественную  литературу, изобразительное искусство,  а так же образование, культуру  поведения. Но художественная  литература, книги, кинофилимы - небольшая, хотя и очень важная частица культуры.

     Культура - это прежде всего характерный  образ мыслей и образ действий. В социологическом понятии, и  в первую очередь ее ядро - ценности, регулируют взаимоотношение людей,  это скрепы, объединяющие людей в единую целостность - общество. Следовательно, культура проникающая фактически повсюду, проявляющаяся в самых разнообразных формах, включая художественную культуру. Мы постараемся выяснить сущность культуры, то многообразие проблем, которые обнаруживает социологический взгляд на это уникальное творение человеческого общества. 

 

Определение сущности политической культуры.

         На политическое поведение граждан  оказывают непосредственное воздействие  не только их взгляды и убеждения,  политические симпатии и антипатии, но и зачастую подсознательные стереотипы и привычки, вырабатываемые под влиянием окружающей социальной сферы и передаваемые из поколения в поколение. Поэтому, анализируя современное состояние политических процессов в России, пытаясь прогнозировать их дальнейшее развитие, мы постоянно сталкиваемся с проблемой политической культуры, т.е. совокупности принятых в стране политических норм, правил,принципов и обычиев, которые довольно жестко ограничивают возможности государственного деяния - да и рядового гражданина - как при выработке программ, так и в конкретных действиях. Политическая культура является тем фундаментом, на котором строится здание реальной политики. И если замысел деяния вступает в столсновение с политической культурой народа, то неизбежно отторгается массами или искажается до неузнаваимости в процессе реализации. Таким образом, понимание особенностей политической культуры важно не только с научной, но и политической точки зрения, поскольку они могут способствовать преодолению и предотвращению различных кризисных ситуаций.

         Определение сущности политической  культуры невозможно без правильного  истолкования родового, исходного  понятия "культура", обозначающего  все многообразие различныхее  видов ираскрывающего совокупность материальной и духовной культур, их органическое единство. Научная разработка проблем политической культуры как видового понятия по отношению к общей культуре стала возможна с обоснованием социального характера сущностных сил человека, реализуемых в культуре, которая, как широко признано в последнее время, является унивирсальным способом деятельности человека по освоению мира и выявлению своей внутренней сущности.

         Сложность политической культуры  как многоуровневого и многофункционального  явления предполагает в ее анализе соблюдение некоторых исходных методологических принципов, обеспечивающих научное истолкование. В свете нового политического мышления прежде всего следует выделить принцип ее анализа  как органической и целостной системы, которая является основой целостного всестороннего развития личности. Целостность и органичность политической культуры обеспечивают ее системообразующий фактор - политическую практику как основу взаимосвязи ее элементов, а также источник самодвижения и развитие. Таким образом, в основе научного  анализа политической культуры лежит принцип единства в ней духовного и практического начал.

        Общим в обьективном, научном  подходе к пониманию политической  культуры является представление  о ней как о не отеемлемой  части культуры человечества, связанной с деятельностью социальных слоев, классов в социально-политической сфере  общества, их борьбой за государственную власть и ее использование. Социальные  экономические факторы обуславливают политическую деятельность и связанную с ней политическую культуру, определяя отношения между социалиными общностями по поводу государственной власти. 
 
 

 

Структура политической культуры общества.

           Структура политической культуры  как социально-психологического  феномена, соеденяющего историю развития национальной политической системы и ее подсистем с индивидуальным политическим опытом, представляет собой сложное образование. Исследователи выделяют в ней прежде всего  субъект  и объект.

         Так, субъектом политической культуры  может выступать как индивид с его установками, ценностями, предпочтениями, так и малая или большая социальная группа, общество, регион, государство, нация, класс.

         При рассмотрении политической  культуры по форме проявления  на различных социальных уровнях  можно выделить:

         1)  политическую культуру общества;

         2)  социальной  общности;

         3)  личности.

         Для выяснения специфики каждого  из указанных уровней необходимо  исходить из диалектики общего, особенного и единичного. Однако  существует точка зрения, что этот подход раскрывает соотношения только общественного сознания субъектов политической культуры, тогда как переход к ее проблематике начинается с вопроса о включении индивида в политическую жизнь, политическую деятельность. Содержание политической культуры определяется политическим сознанием, а инструментальность - наличными политическими институтами, как организационными, так и процедурными, в рамках которых и с использованием которых проектируется политическая деятельность. Следовательно, политическая культура представляет собой единство двух  подсистем - содержательной  и   инструментальной.  При этом   инструментальная система при культурологическом анализе изучается и оценивается с точки зрения ее способности удовлетворять политические потребности, содействовать развитию сущностных сил человека, его субьективных способностей, т.е. с точки зрения ее гуманистичности. Такой переход обуславливается тем, что, собственно говоря, вся культура представляет собой, с одной стороны, систему потребностей, а с другой - систему средств на их удовлетворение, определяющих универсальный способ деятельности человека по освоению мира и выявлению своей внутренней сущности.

          Не менее важен для понимания  сущности политической культуры  ответ на вопрос об ее обьекте, на который направлены установки, ориентации и убеждения субьекта. Таким обьектом могут служить сама политическая система и определенные ее компоненты: режим, институты, организации и партии. Вокруг этих обьектов складываются и культуры в целом и отдельные субкультуры, которые отражают неоднородность политической культуры в рамках не только одного региона, но и государственно- организованной национальной общности.

         Если термин "политическая культура" применяется для характеристики  политического потенциала общества и степени его реализации, то соответствующие социальные изменения рассматриваются в рамках политической практики ее субьектов, политических отношений между ними, а также в соответствующих сферах общественного сознания. Политическая культура общества как сложная динамическая система может исследоваться как по суммарным показаниям уровней политических культур его членов - граждан, социальных групп, слоев и классов, так и по показателям, характеризующим общество как единый организм.

        К различным видам политической культуры относятся: правовая культура, культура политической организации, управление и самоуправление, культура политической деятельности и активности, культура политического мышления, гласности и т.д. Разрыв в развитии компонентов политической культуры, если он не преодолевается, может привести к ее деформации, негативно сказываться на политическом сознании масс, на системе управления обществом. Поэтому необходимо преодолевать противоречия между новым и старым в политической культуре, стремиться к ее исторически более зрелому, целостному виду.    

Соотношение гражданской и  политической культур.

         Внедрение  в научный оборот  термина "политическая культура" проходило непросто; это было  действительно внедрение, встречавшее  открытое и скрытое сопротивление, выражение недоумения, явного неприятия и скептицизма. Многие казавшиеся очевидными представления о политическойкультуре уже не укладываются в новые рамки нуждаются в пересмотре в ракурсе гражданской культуры.

         Словосочетание "человек-гражданин", понятие "политика", "культура" образуют сложную политическую триаду фундаментпальных категорий, каждые из которых служит основой для других понятий. Вместе они отражают огромный мир реальных отношений и иллюзий, устойчивых культур и динамичных процессов, традиций и нововведений. Однако при анализе общественных процессов это единство нередко нарушается и что-нибудь в нем исчезает: чаще всего культура или гражданственность. Политика же, оставалась, так сказать, в гордом одиночестве, рассматриваться в чистом виде как некая абстракция, что негативно сказывается на гражданском обществе, ибо в нем обнаруживается такая закономерность; чем в большей степени политологияигнорирует человека в его гражданском качестве, чем больше она удаляется от культуры, тем менее эффективны предлагаемые политические решения, тем в конечном счете сильнее кризисные процессы в обществе.

         Дело в том, что политическая  культура обычно рассматривается  как высшая форма, вершина перамиды  ценностей, а гражданская культура третировалась как буржуазная выдумка, о ней говорилось вскользь. В западной политологии, где начиная с 60-х годов категории "гражданская культура" уделялось значительно больше внимания, результативность исследований оказалась все же не столь впечатляющей по сравнению с первоначальными заявлениями, ибо данная категория рассматривалась преимущественно в контексте политической культуры. Некоторые политологи в содержании гражданской культуры вкладывали такие "добродетели" гражданственности, как интерес к политике и участие в ней.

         Познать специфику политической  жизни можно лишь при условии  строго научного определения  содержания политики. Классики марксизма-лененизма  создали стройную теориюполитики, раскрыли ее генезис, классовую  сущность и социальные функции, впервые в истории поставили изучение явлений политической жизнина научную основу, выявили  типичные черты и особенности политики в разных общественно-экономических формациях.

         Идеология представляет собой  теоритическую форму выражения  ценностных  установок ,  классовых интересов ,  в то  время как политика является сферой их практической реализации, в том числе и общественной сфере. Политика выступает прежде всего как особая идеологическая форма отражения коренных классовых интересов и потребностей, обьективных усмловий, реальных возможностей гражданского общества. По сути, это выяснение того, что необходимо, и того, что возможно в реальных условиях осуществить.

         На практике связь необходимого  и возможного иногда нарушается, в этом случае происходит ущербный "отлет мысли от действительности", забегание вперед, проявляются субьективизм, декретирование и навязывание жизни предвзятых схем и умозрительных конструкций. Подобное прогжектерство не имеет ничего общего с реализмом в политике. Политическому руководству противопоказаны поспешные, непродуманные решения, валюнтаристская постановка задач, условия для которых еще не созрели в плане развития гражданской культуры. Не меньший вред приносят неоправданная констатация перемен, когда явно незавершенный, промежуточный процесс выдается за успешный конечный результат. Таким образом, наиболее существен аспект строго научной оценки возможности осуществления на деле политических идей, теорий, решений в связи с состоянием гражданского общества как важнейший признак и критерий реализма в политике, соответствия политических решений требований жизни. Самое великолепное решение может погубить один недостаток - нереальность его выполнения, дефицит гражданской культуры. О возможном ущербе порой начинают думать после попыток осуществления недостаточно взвешенного решения, а не перед его принятием. Отрыв от жизни, неразвитать гражданского общества - коренная причина застойных явлений и в идеологии и в политике.

Информация о работе Культура как явление