Культура потребления современного человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2015 в 21:49, реферат

Краткое описание

Масса людей живёт с иллюзией, что они сами выбрали цель своей жизни, модели поведения. Между тем при сравнении жизни людей в разных культурах трудно не поражаться однотипности «свободного» выбора в одной стране и эпохе, в то время как та же потребность в другой культуре удовлетворяется в совершенно иных формах. Причина состоит в том, что культура – это среда, предопределяющая выбор вариантов нашего поведения. Как в воде набор вариантов поведения одних и тех же людей отличается от вариантов их движения на суше, в болоте и т. д., так и культура диктует наш «свободный» выбор. Каждая культура – это микро вселенная. Для функционирования индивидуума культура очень важна. Культура укрепляет солидарность между людьми и способствует взаимопониманию.

Вложенные файлы: 1 файл

Социология.docx

— 20.25 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию РФ

Пермский государственный технический университет

Кафедра культурологии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Культура потребления современного человека

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пермь 2010

 

Введение

 

Масса людей живёт с иллюзией, что они сами выбрали цель своей жизни, модели поведения. Между тем при сравнении жизни людей в разных культурах трудно не поражаться однотипности «свободного» выбора в одной стране и эпохе, в то время как та же потребность в другой культуре удовлетворяется в совершенно иных формах. Причина состоит в том, что культура – это среда, предопределяющая выбор вариантов нашего поведения. Как в воде набор вариантов поведения одних и тех же людей отличается от вариантов их движения на суше, в болоте и т. д., так и культура диктует наш «свободный» выбор. Каждая культура – это микро вселенная. Для функционирования индивидуума культура очень важна. Культура укрепляет солидарность между людьми и способствует взаимопониманию. Культурология, понимаемая как система знаний о культуре, является частью гуманитарного знания. Гуманитарные знания описывают мир человека, который дополняет собой мир природы.

Выбор темы обусловлен, прежде всего, моим личным желанием как самостоятельно, так и с помощью компетентных авторов попытаться разобраться в поведении человека на разных стадиях дохода, как и каким образом человек потребляет, использует и приобретает все, что его окружает.

 

 

Культура потребления – свод правил и норм, регулирующих поведение человека в сфере приобретения товаров и услуг (продукты, вещи, развлечения, отдых и т.п.). Она предписывает, что, где, каким образом, в каком объеме, с какими затратами и зачем потреблять человеку, принадлежащему к определенной социокультурной группе.

Потребление — это не пассивное состояние поглощения и присвоения, которое противопоставляют активному состоянию производства, чтобы уравновесить, таким образом, две наивных схемы человеческого поведения (и отчуждения). Следует с самого начала заявить, что потребление есть активный модус отношения — не только к вещам, но и к коллективу и ко всему миру, — что в нем осуществляется систематическая деятельность и универсальный отклик на внешние воздействия, что на нем зиждется вся система нашей культуры».

В современной социологической литературе принята пятиуровневая классификация потребностей:

1) первичные  материальные потребности (в питании, одежде, жилище и т. п.);

2) материальные  потребности второго порядка, отражающие  качественные требования (в условиях  приема пищи и качестве питания, следовании моде, комфортности и  качеству жилья и т. п.);

3) социальные  потребности (в общении, признании  и т. п.);

4) духовные  потребности (в знаниях, эстетическом  сопереживании и т. п.);

5) духовные  потребности высшего порядка (в  творческом труде, общественно-политической  деятельности).

По мере удовлетворения потребностей низшего уровня все большую значимость приобретают потребности более высокие.

Культура потребления предполагает равновесие материальных, социальных и духовных потребностей, способствующее совершенствованию физических, нравственных, интеллектуальных и эстетических качеств человека.

При довольно высоком уровне развития материальных потребностей людей заметны и отклонения от нормальной культуры потребления. Это тенденция перепотребления или накопительства, имеющая в своей основе социальную инерцию: несмотря на существенное изменение внешних условий, человек продолжает вести себя в соответствии с комплексом норм и ценностей, усвоенных в более молодом возрасте, когда окружающая обстановка была иной. Наиболее значимыми направлениями воспитания культуры потребления материальных благ являются повышение культуры питания, культуры жилища и культуры одежды.

Общество потребления (англ. consumer society) — политическая метафора, обозначающая совокупность общественных отношений, организованных на основе принципа индивидуального потребления. Оно характеризуется массовым потреблением материальных благ и формированием соответствующей системы ценностей и установок. Увеличение количества людей, разделяющих ценности общества потребления, является одной из черт современного человечества. Общество потребления возникает в результате развития капитализма, сопровождаемого бурным экономическим и техническим развитием и такими социальными изменениями, как рост доходов, существенно изменяющий структуру потребления; снижение продолжительности рабочего дня и рост свободного времени; размывание классовой структуры; индивидуализация потребления.

Городское население в борьбе за то, чтобы превзойти друг друга, поднимает норму демонстративного потребления на более высокий уровень; все это приводит в городе к сравнительно более высоким расходам, требующимся для того, чтобы указать на данную степень денежной благопристойности. Так как потребление товаров более высокого качества есть свидетельство богатства, оно становится почетным, и наоборот, несостоятельность в потреблении товаров должного качества и в необходимом количестве является признаком низкого положения. Под страхом утраты своего привилегированного положения необходимо жить на уровне требований приличного внешнего вида.

В современной России на развитие потребления и сервисной деятельности влияет, как известно, общая экономическая и политическая ситуация в стране. В настоящее время эта ситуация остается крайне сложной и противоречивой. С одной стороны, достаточно широкие слои населения предъявляют стабильный спрос как на старые, так и на вновь возникающие виды услуг. С другой стороны, крупнейшие современные экономисты и социологи дали негативную оценку преобразований. Выдающийся американский социолог Мануэль Кастельс много лет изучал ситуацию в постперестроечной России и провел ее глубокий критический анализ в особом разделе своего классического труда «Информационная эпоха». С его точки зрения, над Россией нависла угроза исключения из числа промышленно развитых государств и превращения на всю обозримую историческую перспективу в сырьевой придаток стран «Большой семерки» (вслед за африканским континентом, который необратимо «выпал» из системы глобальной экономики). О необходимости этого «исключения» России открыто говорят известный американский политолог Збигнев Бжезинский и ряд других крупных политических деятелей. В России фактически отсутствует эффективная поддержка науки, образования, здравоохранения и новейших высокотехнологичных отраслей промышленности, что составляет разительный контраст с политикой других стран, вступающих в эпоху постиндустриального общества. Не вдаваясь в анализ политических и экономических проблем, отметим, что их острота и нерешенность прямо влияют на развитие потребностей, потребления и сферы сервиса.

В этой ситуации сервисным фирмам и службам необходимо, во-первых, быть готовыми к крупным изменениям в экономике и в других сферах общественной жизни, что может резко изменить условия потребления. Необходим постоянный анализ спроса и других значимых сдвигов, происходящих в обществе. Во-вторых, надо иметь в виду, что развитие сферы услуг прямо связано с постиндустриальной тенденцией в экономике (по Д. Баллу, идет формирование «сервисной экономики») и объективно противодействует существующим в обществе разрушительным силам. Состояние сферы услуг - довольно точный барометр состояния современного общества в целом, сервис не может развиваться отдельно от всей общественной системы.

На развитие потребления в современной России влияют три крупных системных сдвига, которые происходят в экономике одновременно и развертываются параллельно друг другу:

  • переход от преимущественно государственно-планового механизма национальной экономики к преимущественно рыночному;
  • переход к «обществу массового потребления» как завершающему этапу развития индустриального общества;
  • переход от индустриального общества к постиндустриальному.

Происходящий в современном мире процесс глобализации приводит к увеличению мозаичности в развитии цивилизации.

Революция в сфере коммуникаций (распространение интернета, сетей мобильной связи) приводит к образованию нового информационного пространства и расширению сферы общения. Причём доступ к этому пространству и участие в общении становятся платными услугами, невозможными без наличия посредника (провайдера).

Экономическая система тесно переплетается с культурой потребления. Бизнес производит такие феномены культуры, как вкусы, желания, ценности, нормы поведения, интересы. Важную роль в этом играет реклама, проникающая в самые глубокие слои социальности.

 

 

Заключение

 

Культура – это неотъемлемая часть человеческой жизни. Культура организует человеческую жизнь. В жизни людей культура в значительной мере осуществляет ту же функцию, которую в жизни животных выполняет генетически запрограммированное поведение. Именно культура отличает человека от всех остальных существ. Личность несёт печать конкретной культуры и конкретного общества. Кроме того, общество создаёт условия для массового использования ценностей культуры, а, следовательно, порождает потребности в воспроизведении культуры.

 

 

Литература

 

  1. Маслоу А. «Мотивация и личность». СПб, 2003 г.
  2. Гужва Е.Г. «Потребление в России и СССР: проблемы теории и практики» СПб ГАСУ, 2000г.
  3. Шушкова Н, Яковлева В. Учебный словарь по культурологи. Пермь, 2006.
  4. Элиас Н. «О процессе цивилизации. Социогенетические и психогенетические исследования». Том 1. М.; СПб, 2001.
  5. Н.Шушкова, В.Яковлева. Учебный словарь по культурологии. Пермь

Информация о работе Культура потребления современного человека