Культура социальных групп

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2013 в 09:43, реферат

Краткое описание

Социальная общность представляет собой совокупность людей, которую характеризуют условия их жизнедеятельности, общие для данной группы взаимодействующих индивидов. Основными элементами социальной структуры общества являются такие социальные общности, как классы и классоподобные группы, сословия, этнические, социально-демографические группы, социально-территориальные общности (город, село, регион). Каждый элемент социальной структуры имеет свою специфическую систему норм и ценностей, а потому может рассматриваться как социокультурная общность.

Содержание

Введение
§1. Характеристика личной культуры.
§ 2. Культура современных социальных групп
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

kultura-socialnyx-obshhnostej-i-grupp_123440_1.docx

— 31.88 Кб (Скачать файл)


Содержание

 

Введение

§1. Характеристика личной культуры.

§ 2. Культура современных социальных групп

Заключение

Литература

 

Введение

 

Социальная общность представляет собой совокупность людей, которую  характеризуют условия их жизнедеятельности, общие для данной группы взаимодействующих  индивидов. Основными элементами социальной структуры общества являются такие социальные общности, как классы и классоподобные группы, сословия, этнические, социально-демографические группы, социально-территориальные общности (город, село, регион). Каждый элемент социальной структуры имеет свою специфическую систему норм и ценностей, а потому может рассматриваться как социокультурная общность.

 

§1. Характеристика личной культуры.

Культура (от «cultūra» – «возделывать, обрабатывать») как сложный феномен не имеет однозначного  толкования и предстает у различных авторов в виде совокупности материальных и духовных ценностей,  «второй» природы, человеческого мира,  результата и/или способа человеческой деятельности, системного качества общества  и др.

Культура – это достояние общества в целом, и, говоря о культурных нормах общения, в первую очередь необходимо отталкиваться от общечеловеческих ценностей. Общественной формой, делающей возможной отношения между людьми во всем их конкретном многообразии является мораль. Она связывает людей до всех связей, очерчивает тот идеальный универсум, внутри которого только и может разворачиваться человеческое бытие как человеческое. Характерные особенности морали – объективность, общезначимость, необходимость.  В середине первого тысячелетия до нашей эры возникает фундаментальное правило нравственности – «золотое правило»: «(Не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы другие поступали по отношению к тебе».

Мораль (этика) общения – это совокупность гуманистических норм, ценностей, принципов отношений между людьми. В качестве норм человеческих отношений гуманизм утверждает уважение достоинства личности, принципы равенства, справедливости, человечности. В системе ценностных ориентаций нравственные привычки, потребности, чувства, убеждения являлись и являются важнейшими мотивами поведения человека.

Этикет (от фр. «etiquette» – «ярлык, этикетка») – это совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий; поведение в общественных местах, манеры и одежда). Педантичное следование правилам этикета не делает общение высоко культурным. Все внешние формы, способы общения должны выражать безусловное уважение достоинства партнера по общению.

С позиций личностно-деятельностного  подхода в содержании общей культуры могут быть выделены шесть основных направлений, которые представляют три глобальных плана ее рассмотрения: план культуры личности, план культуры деятельности и план культуры социального взаимодействия человека с другими людьми. Эти 3 плана включают в себя шесть направлений:

культура отношения и культура саморегуляции – культура личности;

культура интеллектуальной деятельности и культура предметной деятельности – культура деятельности;

культура поведения и культура общения – культура социального взаимодействия.

Каждое из этих направлений  выделяется в качестве автономного, самостоятельного в общей системе  их взаимосвязи, взаимообусловленности  и взаимодействия достаточно условно. В тоже время явна их разновекторная направленность. Так, культура отношения, культура интеллектуальной деятельности и культура саморегуляции образуют внутренний, интеллектуально-аффективно-волевой, ценностно-смысловой пласт общей культуры человека. Культура предметной деятельности, культура поведения и культура общения представляют собой внешний контур, в реализации которого выявляются особенности внутреннего. Анализ приводимых многими исследователями толкований культуры позволяет выделить также основные ее составляющие. Они рассматриваются нами в рамках каждого из шести вышеназванных направлений культуры как присущие человеку, находящемуся на каждой ступени образования. В качестве таких составляющих были определены: понимание мира, (осмысление); знание мира и себя в нем; умение; творческое преобразование или творение и готовность человека к дальнейшему развитию. (Показательно сопоставление определения этих составляющих с такими терминами как «делание», «творение» (В.Т. Кудрявцев), «умелость» (В.Т. Кудрявцев, Э. Эриксон).

В продолжение этой линии  исследования были выделены семь характеристик  взрослого культурного человека. Они могут выступить в качестве положений преамбулы государственного образовательного стандарта, соотносимых  с общекультурными характеристиками, ожидаемыми от взрослого человека современным  обществом.

Культурного взрослого  человека характеризует:

– уважение Достоинства  другого человека и сохранение собственного достоинства в разнообразных  ситуациях социального взаимодействия (бытового, профессионального, общественного), т.е. культура личности, саморегуляции;

– адекватность человека (внешний вид, манера поведения, общение) ситуациям бытового, профессионального, общественного взаимодействия, т.е. культура быта, труда, отдыха, здорового  образа жизни, общения;

– соблюдение этно-социокультурных  традиций, обычаев, норм, этикета в  моно- и кросскультурном взаимодействии, т.е. культура нормативного поведения, этикета, отношения, социального взаимодействия;

– актуальная готовность использования общекультурного  индивидуального фонда знаний (гуманитарных, естественнонаучных, экономических, политических, правовых и т.д.), сформированного  содержанием полного среднего и  высшего образования в процессе решения задач социального взаимодействия, т.е. культура интеллектуальной и предметной деятельности, культура интеллекта;

– ненасыщаемость потребности  удовлетворения и продолжения личностного  социокультурного (нравственного, интеллектуального, эстетического и т.д.) развития и  саморазвития, т.е. культура саморегуляции, личностного самоопределения;

– ориентировка в основных ценностно-смысловых доминантах современного мира, страны, общества; в основных направлениях истории и сохранения культурной жизни мира, страны, (живопись, музыка, литература, архитектура и т.д.), т.е. общецивилизационная культура;

– социальная ответственность  за себя, свое поведение, ответственность  за благополучие других, т.е. культура социального бытия.

§ 2 Культура сословий

 

Сословное деление общества было чрезвычайно развито в древности. В ряде стран (Англия, Голландия, Испания, Швеция) некоторые его элементы сохранились и поныне. В разных государствах, в разные эпохи существовали различные сословия. Различными были отношения между ними, роль каждого из них в жизни общества, в становлении национальной культуры. В Древнем Риме, например, на верху сословной лестницы, были два сословия - сенаторское и всадническое. Остальное население составляли свободные граждане, вольноотпущенники и рабы. В средневековье в большинстве стран Западной Европы господствующими сословиями были духовенств и дворянство, которые возвышались над третьим сословием, включавшим в себя крестьян, бюргеров, купцов и т.д. В России вплоть до 1917 года существовали как особые сословия духовенство, дворянство, казачество, крестьянство, мещанство, купечество. Культура каждого из этих сословий, будучи составной частью национальной культуры, имела и свои сословные особенности.

Дворянская культура. Дворянство представляет собой совокупность фрагментов, меняющих свои очертания и состав по мере исторического движения. В качестве классического сословного общества чаще всего называют Францию XIV-XV вв. или Россию конца XVI - начала XVII вв., когда дворянство из держателей земли превращается в наследственных земледельцев.

С одной стороны, дворяне  опираются на свою монополию земельной  собственности, они живут и господствуют в обществе благодаря ей. Эта собственность дана им в форме “семейной" - в смысле ее противопоставления товарным отношениям - природной связи. Дворянство поэтому крайне неоднородно; оно делится на старые княжеские роды, новое дворянство; придворную знать и провинциальных помещиков. Но здесь есть и общий сословный интерес: в сохранении феодальной эксплуатации и собственных привилегий.

Однако у медали есть и  оборотная сторона. С этой - другой - стороны дворяне - это служилые люди, обладавшие преимущественным, а то и исключительным правом занимать государственные должности. В тех странах, где формирование капиталистического уклада затянулось и шло при активном участии государства, дворянство явилось первым свободным сословием складывающегося “гражданского общества". Так, в частности, произошло в России и именно этим во многом объясняется позитивная роль дворянства в развитии русской культуры XVIII - первой трети XIX в. Надо отметить также, что дворянство было первым в России сословием, избавленным по закону от телесных наказаний.

Дворянское сознание как  элемент культуры довольно ясно обнаруживает две черты: патернализм и консерватизм. Патернализм (от лат. patemus - отеческий) - это ценностная установка, вытекающая из личной формы общественных отношений и предполагающая социальное неравенство взаимодействующих индивидов. Патерналистский подход требовал, чтобы все отношения между людьми строились по модели отношений отцов и детей.

Неравенство прав и обязанностей, из которого вытекал патерналистский  образ мысли, означало, между прочим, что поступки не всегда оценивались  по их внутреннему достоинству. Не меньшее значение приобретала сословная принадлежность совершившего проступок лица.

Наряду с патернализмом  примечательной чертой дворянского  образа жизни и сознания была, как  уже говорилось, традиция. Традиция определяла род занятий, достойных дворянина. Американский социолог Т. Веблен в своей работе “Теория праздного класса” называет четыре занятия, которые не наносили ущерба чести тех, кто стоял на вершине общественной иерархии: управление, религиозные функции, война и спорт. Применительно к дворянству сюда следует добавить ведение своего земельного хозяйства.

Дворянство традиционно  было служилым сословием: оно держалось, как писал русский историк С.Ф. Платонов, на начале личной выслуги. С возникновением абсолютной монархии оно превратилось в “государственное” сословие: обязывающая сила вассальной верности сосредотачивается теперь на монархе как олицетворении сюзеренного начала. На этом пути создавались и включались в дворянскую культуру новые идейные ценности. Но, с другой стороны, благодаря тому же самому процессу многие требования дворянского кодекса чести теряли свою функциональность, вырождаясь в предрассудок или культурную “окаменелость".

Дворянская культура во многих своих чертах и моментах была общеевропейской  культурой. И пока занятием подавляющей части населения европейского континента являлось сельское хозяйство, дворянские “гнезда" объективно содержали в себе возможность быть проводниками городской культуры в косном, заскорузлом крестьянском мире.

Культура крестьянства. Крестьянство - это социальная группа непосредственных производителей, занятых трудом в сельском хозяйстве. Эта социальная группа возникла вместе с переходом к земледелию на заре человеческой истории, прошла несколько этапов своего социального развития (как класс и сословие) и все этапы развития человеческого общества. Именно крестьянство составляло основной объем социально-политического понятия “народ” в большинстве обществ, являясь “солью земли", творцом и носителем своеобразной культуры. Материальными предпосылками его формирования как класса служило утверждение господства аграрной экономики, выделение мелкого хозяйства в качестве основной экономической ячейки и семьи как главного вида производственной кооперации. Это обусловило привязанность крестьянства к природе: близость к земле, подчиненность природным циклам, прикрепленность к относительно ограниченному пространству, включенность в естественно-неразрывный коллектив кровнородственной общности, а также соседскую и духовную общности. Как социальная группа крестьянство занимало низшую ступень в общественной иерархии, испытывало прямую и косвенную эксплуатацию и даже претерпевало подневольность. Это тоже не могло не наложить отпечатка на его духовный облик и культуру.

Следует указать на двойственность, определявшую духовную жизнь крестьянина: с одной стороны, он собственник, с другой - производитель; с одной стороны, он основной производитель жизненных благ, с другой - бесправен; с одной стороны, он в поте лица землю пашет, с другой - творит культуру.

В духовной жизни крестьянства преобладает стихийно-эмоциональное, а не рациональное восприятие мира и жизни вообще. В картине мира доминирует все же природа, а не социум.

Неизменность, повторяемость  основных параметров крестьянской жизни  породили здоровый консерватизм его  культуры, преобладание традиций над  новациями, причем традиция воспроизводится  даже тогда, когда по тем или иным причинам утрачивается ее первоначальный смысл и сам крестьянин не может  его объяснить.

Регулятором крестьянской жизни  и морали служит обычай. Если традиция - это элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся на протяжении длительного времени, то обычай - это установленные правила поведения в данной общности. Свойственна крестьянской культуре и обрядовость.

Как правило, каждая часть  крестьянства (село, деревня, приход) имеют свой местный, считающийся главным праздник. Так, в русских деревнях это касается так называемых “гуляний” - например, на Ильин день гулянье устраивается всегда в одном, а на Пасху - в соседнем селе и т.п., и жители всех окрестных селений сходятся туда на праздник.

Информация о работе Культура социальных групп