Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 11:47, курс лекций
Роль религиозных, социально-философских, этических учений, общественных, естественных, экономических и прочих наук в исследовании сущности человека. Понятие «человек». Место человека в иерархии живых существ. Отличительные признаки человека от животного. Человек как система. Дуальность природы человека. Проблема соотношения биологического и социального в человеке. Теории социологизаторства и биологизаторства. Формы человеческого бытия. Теории сущности человека. Конкурирующие установки: логоцентризм, теоцентризм, космоцентризм, социоцентризм, антропоцентризм. Понятия человек, индивид, личность.
2.1 Комплексный подход к изучению сущности человека
2.1.1 Природа и сущность человека.
2.1.2 Человек как предмет познания
2.1.3 Человек как социально-природное существо.
ЛЕКЦИЯ 1
2.1 Комплексный подход к изучению сущности человека
2.1.1 Природа и сущность человека.
2.1.2 Человек как предмет познания
2.1.3 Человек как социально-
Роль религиозных, социально-философских, этических учений, общественных, естественных, экономических и прочих наук в исследовании сущности человека. Понятие «человек». Место человека в иерархии живых существ. Отличительные признаки человека от животного. Человек как система. Дуальность природы человека. Проблема соотношения биологического и социального в человеке. Теории социологизаторства и биологизаторства. Формы человеческого бытия. Теории сущности человека. Конкурирующие установки: логоцентризм, теоцентризм, космоцентризм, социоцентризм, антропоцентризм. Понятия человек, индивид, личность.
Попытку дать ответ на вопрос о том, что такое человек, можно найти во многих учениях религиозного, социально-философского, этического характера и т.д. Но только комплексный подход к исследованиям в данном направлении может дать исчерпывающий ответ. С изучением феномена человека так или иначе, связаны все научные направления (гуманитарные, общественные, естественные, технические, прикладные). Наиболее полно Человека, как предмет исследования, изучают следующие науки:
Дополнительно человека изучают следующие науки: Антропогеография, Археология, Безопасность деятельности человека, Биологические науки, Военные науки, Искусствознание и искусствоведение, Криминология и криминалистика, Логика, Мифология, Политические науки, Филология, Фольклористика, Экономика, Эргономика, Этнопсихология (психологическая антропология, “психология народов” — устар. ), Юридические науки, Языкознание (лингвистика) и тд.
ПАРАНАУКИ О ЧЕЛОВЕКЕ: Хиромантия, Френология, Графология, Физиогномика, Астрология и т.д.
Человек – высшая ступень развития живых организмов на земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры. (БСЭ)
Человек как биологический организм принадлежит к типу хордовых, подтипу позвоночных, классу млекопитающих, отряду приматов, подряду человекообразных. Человека часто называют «высшим животным».
Общие черты человека и животного:
Однако, человек, будучи самым беспомощным из всех животных, приобретает силу, недосягаемую для других представителей животного мира в силу своих специфических отличительных черт.
Отличительные черты человека:
С точки зрения системного подхода человек является открытой целостной системой, состоящей их взаимодействующих биологической, социальной, культурной и т.д. систем. Открытая система подразумевает взаимодействие с окружающим миром всей материей (веществом, энергией, информацией).
Любая концепция человека исходит из наличия в нем природного и разумного. Разумная сторона исследуется философией и другими гуманитарными дисциплинами, а животная – биологией, химией, медициной и проч. Целостный образ человека складывается как сумма этих познаний. Но эти две стороны человеческой природы расцениваются далеко не как равные. Философы считают, что определяющим в человеке является разум, биологи – природное начало, рассматривая человека, как высшее животное.
Вопрос соотношения социального и природного является стержневым в решении проблемы человека. Многие ученые приходят к выводу, что человек во всех проявлениях своей жизни выступает как общественное существо. Это теория социологизаторства. Противоположная ей – теория биологизаторства.
Человек представляет собой сложное диалектическое единство природного (он подчинен законам рождения, жизни и смерти; биологические особенности человека записаны в его генетической программе, предопределенной молекулами ДНК; биологически определяется видовая принадлежность, периоды жизни, определенные структуры личности и свойства индивидуальности) и социального начала, т.е. является биосоциальным существом
Человек это живая система, представляющая собой единство физического и духовного, природного и социального, наследственного и прижизненно приобретённого.
Бытие является философской категорией, обозначающей реальность, существующую объективно, независимо от сознания, воли и эмоций человека. Проблема трактовки бытия и соотношения его с сознанием стоит в центре философского мировоззрения.
Истолкование бытия
претерпело сложное развитие. Его
общей чертой является противоборство
материалистического и
Какой бы смысл (материалистический, идеалистический, иррациональный) ни вкладывался в категорию «бытия», в аналитических целях обычно выделяют несколько форм бытия, т.е. своеобразных «слоев» реальности, имеющих специфические особенности существования. К таким формам, как правило, относят:
___Подчеркнем, что данные формы бытия вычленяются исключительно в познавательных целях, для удобства анализа. Самостоятельны они только в абстракции, в теории. В реальности же они неотделимы друг от друга. Ясно, что бытие человека взаимопересекается как с бытием природы (поскольку человек — существо природное, материальное), так и с бытием идеального, поскольку обладает сознанием. Аналитическое же их разведение, рассмотрение по отдельности позволяет лучше увидеть и понять специфику, уникальные особенности каждого слоя бытия.
В многообразии подходов и направлений, претендующих на раскрытие феномена человека, можно выделить наиболее типичные, устойчивые, повторяющиеся концепции происхождения и сущности человека. Это теории логоцентризма, теоцентризма, космоцентризма, социоцентризма и антропоцентризма.
Идеалистическому направлению (логоцентризму) характерно видение человека, прежде всего, как носителя разума и нравственных ценностей. Сторонниками данной концепции являлись Сократ, Платон, Аристотель, далее модель человека как разумного и нравственного существа была усилена в философии нового времени. Недостатком данной модели является преувеличенное представление о роли разума и этических норм в поведении человека. Данная концепция описывает не реального человека, а главным образом идеального, возможного, оторванного от истории, являющимся ее орудием, а не творцом.
В основе духовного направления (теоцентризма) лежит христианское учение о сотворении человека по подобию Бога. Суть данной концепции заключается в том, что на человека накладывается отпечаток абсолютной личности творца; а телесность человека сливается с его духовностью в некоторой гармонии. Таким образом, реальный человек во всей неповторимости его психофизиологических черт понимается как непреходящая и неоспоримая ценность, а весь мир, в том числе живой был создан сразу в окончательном виде.
Основания натуралистического направления (космоцентризма) были заложены в философии Древней Греции, которая во многом явилась продолжением героического мифа. Суть данной концепции состоит в том, что человек не рассматривается как самостоятельная сущность, а является частичкой вселенной. Не существует никакого принципиального развития между космосом и человеком, который в данных учениях всецело является натуральным существом. Наиболее яркими представителями являлись приверженцы современной буржуазной философии (Л. Фейербах, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше) и натуральной биологии (Э. Фрейд).
Социологическое направление (социоцентризм) строится на идее о том, что человек во всех своих проявлениях является существом общественным. Представители: К. Маркс, Ф. Энгельс, Э. Дюрклейн.
Антропоцентризм (от греч. άνθροπος — человек и лат. centrum — центр) — философское учение, согласно которому человек есть центр Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий. Антропоцентризм часто рассматривает сущность человека как состояние его внутреннего мира, с точки зрения его внутренней гармонии. Н-р: Буддизм.
Понятие «человек» употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям характеристик и качеств. Это родовое отличие.
Отдельный представитель человеческого рода выражается понятием «индивид». Биологическая составляющая определяет индивид, т.е. совокупность природных, генетически обусловленных свойств, развивающихся в антогинезе (с зарождения до смерти). Индивид понимается как отдельный конкретный человек, как единичный представитель человеческого рода и его «первокирпичик». Индивидуальность можно определить как совокупность черт, отличающих одного индивида от другого.
Личность является носителем свойств, определяющих социальную природу человека и отражающих, как конкретные общественно-экономические отношения, так и историю общества. В момент рождения ребенок еще не является личностью.
Три важнейшие составляющие личности: - биологические данные, социальное обучение (социализация) и индивидуальная история.
Основные факторы, оказывающие влияние на формирование личности: