Система нормативных
документов вышестоящих управленческих
структур включает в себя стандарты,
положения, инструкции, методики, постановления
коллегий министерств и ведомств,
а также приказы, распоряжения, утвержденные
руководством этих государственных органов,
и действующие во всех организациях, учреждениях
и т.п., объединенных данным министерством
или ведомством.
Система разрабатываемых
в данной организации, фирме и
т.п., планов, программ, заданий имеет
нормативно-распорядительный характер для всех звеньев
и работников данной организации, регламентирует
их деятельность, направленную на достижение
стоящих перед нею целей и задач и направлена
на повышение эффективности ее функционирования.
Система оперативного регулирования включает в себя распоряжения, поощрения,
санкции, участие в управлении и передачу
полномочий и ответственности сверху
вниз по служебной лестнице. Например,
распоряжение, даваемое руководителем
подчиненному, обычно содержит в себе
указание, что должен совершать или, напротив,
не совершать подчиненный в тех или иных
обстоятельствах или при изменении обстоятельств.
Организационно-административное
управление предполагает подчинение сотрудников
распоряжениям вышестоящих начальников
и управляемых органов. Оно обычно бывает трех видов:
- вынужденное и внешне навязанное подчинение, которое сопровождается дискомфортным чувством зависимости от нажима (порой грубого и бесцеремонного) "сверху";
- пассивное подчинение, сопровождаемое облегчением, связанным с освобождением от принятия самостоятельных решений;
- осознанное, внутренне обоснованное подчинение, связанное с пониманием аргументированности и важности полученного распоряжения и со стремлением выполнить его в намеченные сроки и с максимальным результатом.
Экономические
методы управления
Экономические методы управления
базируются на действии экономических
механизмов мотивации и стимулирования
активной производственной (реже - непроизводственной)
деятельности. В отличие от организационно-административных
эти методы управления ориентированы
не столько на административное влияние
(указы, распоряжения, указания и т.п.),
сколько на экономическое стимулирование
и вознаграждение за активную и эффективную
деятельность. Значимость экономических
методов управления резко возрастает
в условиях развития рыночных отношений,
ориентированных на получение прибыли
и возможно более высокого дохода.
К экономическим методам
управления, применяемым на уровне
страны, относятся: 1) налоговая система страны и 2) кредитно-финансовый
механизм. К экономическим методам, которые
применяются на уровне организации, фирмы,
учреждения и т.п., относятся:
- система заработной платы и других форм материального поощрения работников;
- система ответственности с соответствующим применением вознаграждений и санкций за качество и эффективность работы;
- система стимулирования инновационной деятельности, направленной на повышение эффективности деятельности данной организации и повышение качества ее продукции.
Социально-психологические
методы управления
Социально-психологические
механизмы управления представляют
собой совокупность специфических
способов воздействия на личность,
социальную группу или общность, на отношения
и взаимодействия между ними в целях повышения
эффективности деятельности управляемого
объекта.
Метод экспертных
оценок
Группа методов планирования осуществляет разработку прогнозов,
включает в себя методы экстраполяции,
регрессивного анализа, построения сценариев,
мозговой атаки, экспертных оценок, факторного
анализа, формирования дерева проблем
и решений и др. Рассмотрим в качестве
примера метод экспертных оценок, который
широко применяется не только в теории
и практике управления, но и в процессах
получения и использования социологической
информации. Этот метод основан на достижении
согласия группой экспертов, которые приглашаются
для определения наиболее вероятных событий
развития управляемой подсистемы в ближайшем
и более отдаленном будущем. Обычно приглашенные
эксперты, специализирующиеся в различных
взаимосвязанных областях деятельности,
заполняют подробный вопросник по поводу
рассматриваемой проблемы и записывают
свое мнение о способах ее решения. Каждый
эксперт затем получает свод ответов других
экспертов, и его просят заново рассмотреть
свой прогноз, чтобы внести в него свои
коррективы. Процедура повторяется обычно
три-четыре раза, пока эксперты не придут
к единому мнению. Одной из распространенных
разновидностей этого метода является
"мозговая атака" - коллективная работа
экспертов, направленная на нахождение
оптимального варианта управленческого
действия. Заседания группы экспертов
проводятся по определенным правилам.
Во-первых, в качестве объекта прямой
"мозговой атаки" выбирается сложная
проблема с выделением ее центрального
пункта, затем осуществляется выдвижение
и обсуждение предложений по решению
данной проблемы. В процессе выдвижения
идей запрещается их критика, что обеспечивает
возможность высказывания самых неожиданных
и даже "безумных" идей, связанных
с решением поставленной проблемы.
Правила проведения мозговой
атаки.
- Выбирается сложная проблема с выделением центрального пункта.
- Выдвигаются и обсуждаются предложения по решению данной проблемы.
- Запрещается критика любых предложений, вплоть до безумных. Все предложения фиксируются.
- Организуется обмен мнениями, в процессе которого ставятся задачи не только определить пути возможного решения проблемы, но и достичь единства взглядов по поводу недостатка идей и выработать коллективное и согласованное предложение.
- Стимулирование наблюдения - поставленная задача не решается в общем виде, а переносится на воображаемый объект.
- Должен быть составлен сценарий, на котором проигрывается возможное решение управленческой проблемы, согласно общим правилам.
- Во главе стоит руководитель, который регулирует весь процесс обсуждения управленческой проблемы.
Во-вторых, это "обмен
мнениями", в процессе которого ставится задача не только определить
возможные пути решения проблемы, но и
достичь единства взглядов по поводу достоинств
и недостатков выдвинутых идей и выработать
коллективные согласованные предложения.
В-третьих, это "стимулирование
наблюдения", заключающееся в том, что поставленная
задача решается не в общем виде, а переносится
на воображаемый или реальный объект,
затем составляется "сценарий", на
котором и проигрываются возможные варианты
решения управленческой проблемы согласно
общим правилам "мозговой атаки".
Метод экспертных оценок
основан на достижения согласия в
группе экспертов, которые приглашаются
для определения той или иной
проблемы.
Учет потребностей
Выполнение функций организации деятельности основывается
на методах, учитывающих потребности,
интересы и мотивацию людей, участвующих
в процессах, развертывающихся в управляемой
подсистеме. В теории и практике управления
чаще всего используется концепция мотивации
деятельности, предложенная американским
психологом и социологом А. Маслоу, разработавшим
иерархическую систему потребностей.
Согласно его концепции, существуют пять
основных групп потребностей.
- потребности являются необходимыми для выживания и включают в себя потребности в еде, воде, жилище, отдыхе. На удовлетворение этих потребностей направлены главным образом экономические методы управления, включающие способы индивидуального, группового (коллективного) стимулирования труда, методы экономического взаимодействия между подразделениями и службами организации или между отраслями народного хозяйственного комплекса в масштабах страны.
- Потребности в безопасности и уверенности в будущем включают защищенность от физических и психологических опасностей со стороны окружающего мира и уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворяться в будущем. Эти потребности удовлетворяются путем применения как экономических методов управления, так и, особенно, организационно-административных, связанных с обеспечением охраны общественного порядка; экономической, продовольственной, экологической, информационной и других видов национальной безопасности.
- Социальные потребности включают в себя чувство принадлежности к определенному социальному слою (предприниматели, менеджеры, фермеры, рабочие и т.п.), чувство социального взаимодействия, привязанности, поддержки, духовной близости, дружбы, любви. В обеспечении этого вида потребностей приоритетная роль переходит к социально-психологическим методам управления, создающим условия и возможности самоутверждения и самореализации работников.
- Потребности в уважении выступают как специфическая разновидность социальных потребностей и включают в себя потребности в самоуважении, в приобретении компетентности, признания, уважения со стороны окружающих. Здесь также решающая роль принадлежит социально-психологическим методам управления.
- Потребности самоуважения - это потребности в реализации своих потенциальных возможностей, в социальном и духовном развитии собственной личности. И в этом случае решающую роль играют социально-психологические методы управления, хотя наибольшего эффекта они достигают в единстве с экономическими и организационно-административными методами управления.
Разумеется, иерархическая
система потребностей, разработанная
А. Маслоу, чрезмерно схематична, не
учитывает все многообразие интересов
и потребностей людей, способов мотивации
и стимулирования деятельности, но
она дает хорошие ориентиры для
организации и направленности управленческой деятельности.
Она ориентирует руководителей разного
ранга на применение не только организационно-административных
и экономических, но и социально-психологических
методов управления, способствующих социальному
и духовному развитию работников, полному
раскрытию их потенциала, развитию у подчиненных
творческих способностей. В процессе развития
исходных взглядов А. Маслоу на мотивацию
деятельности наиболее существенным оказался
вклад, сделанный моделью А. Портера и
Э. Лоулера, в которой фигурируют пять
переменных: затраченные усилия, восприятие,
полученные результаты, вознаграждение,
степень удовлетворения. Итоговым компонентом
мотивационной структуры здесь оказывается
не только само вознаграждение, но и степень
удовлетворенности деятельностью.
Методы принятия
управленческих решений
Методы принятия управленческих
решений выступают как совокупность
этапов и процедур, необходимых для
разрешения той или иной проблемы,
возникающей перед управляющей
подсистемой (субъектом управления). На этапе постановки проблемы
ведущую роль играют методы сбора, хранения,
обработки и анализа информации, методы
фиксации важнейших событий, их описания
и оценки, факторного анализа, аналогии,
моделирования. Например, факторный анализ
основывается на предположении о том,
что каждый наблюдаемый признак можно
выразить в виде суммы некоторых других,
не наблюдаемых признаков (факторов) умноженных
каждый на свой коэффициент. В результате
применения факторного анализа возникает
возможность представить в компактной
форме обобщенную информацию о структуре
связей между наблюдаемыми признаками
изучаемого социального объекта, подлежащего
управленческому воздействию, на основе
выделения некоторых скрытых, непосредственно
не наблюдаемых факторов. А это позволяет,
воздействуя на ненаблюдаемые факторы,
оказывать управленческое влияние на
наблюдаемые признаки управляемой подсистемы,
например, на уровень производительности
труда или на качество выпускаемой продукции.
Этап решения проблемы также связан с
использованием методов сбора информации,
но в отличие от первого этапа здесь акцент
переносится с вопросов типа "что произошло?"
на вопросы такого рода: "Как можно решить
проблему?" Следовательно, в этом случае
информация направляется по конструктивному
руслу, ориентированному на поиск оптимальных
вариантов управленческих решений. Важная
роль в этих процессах отводится активному
применению современных информационных
технологий, выступающих в качестве компьютеризованных
способов анализа процессов принятия
управленческих решений. Из методов, позволяющих
формализовать конкретные содержательные
знания об объектах управления и протекающих
в них процессах и ввести эти модели в
ЭВМ, в настоящее время наиболее интенсивно
развиваются так называемые "экспертные
системы". Их назначение - аккумулировать
профессиональные знания и использовать
их для экспертных оценок и рекомендаций
в различных ситуациях, в которых необходимо
принятие компетентных управленческих
решений. Отличительная черта экспертных
систем заключается в том, что, опираясь
на фактические данные, введенные в память
компьютера (причем база данных может
пополняться), и, используя базу знаний
или правил оперирования данными, экспертные
системы способны не только оценить ситуацию
и предложить варианты диагнозов или решений,
но и дать по требованию пользователя
(человека, принимающего решение) объяснение
и обоснование предлагаемых вариантов
решений. Наиболее значительные успехи
в применении экспертных систем достигнуты
в Японии, где создана и функционирует
полностью автоматизированная система
управления железнодорожным сообщением
Токио-Осака, а также автоматизированная
система управления процессом упаковки
товаров в магазинах, предлагающих 50 тыс.
вариантов, отбираемых по 60 показателям.
Об эффективности применения экспертных
систем говорит такой факт: для решения
управленческих задач, поручаемых такой
системе, при нынешнем уровне разработки
систем искусственного интеллекта и уровне
теоретической подготовки специалистов
требуется около 40 лет, а прототип экспертной
системы, использующей несколько сот правил,
может быть создан за два месяца. При выборе
решения применяются иные методы. Здесь
решающую роль приобретает определение
критериев выбора. Чаще всего в качестве
критерия выбора используется целевая
функция, которую обычно надо максимизировать
или, напротив, минимизировать. Такой выбор
называют оптимизационным. В частности,
в процессах принятия управленческих
решений в сфере производства стремятся
максимизировать производительность,
эффективность, прибыль, доходы при одновременной
минимизации затрат, простоев, потерь
от брака и т.п. Сопоставление показателей
минимизации нежелательных факторов производства
с показателями максимизации благоприятных
его факторов, повышающих эффективность
производственной деятельности, качество
ее продукции, уровень прибыли и доходов,
позволяет осуществить выбор оптимального
решения. Правда, не всегда удается принять
такое решение, ибо это зависит не только
от субъекта управления, но и от условий
внешней среды, например, конъюнктуры
рынка, действий конкурентов и т.п.
На этапе организации
выполнения решения приоритетная роль
переходит к сопоставлению плана
реализации, которым предусматривается
система действий, необходимых для
выполнения принятого решения и
успешного продвижения к поставленной
цели. Здесь наряду с методами прямого воздействия,
такими, как приказ, распоряжение и т.п.,
применяются и косвенные методы управленческой
деятельности - материальное и моральное
стимулирование, разъяснение сущности
принятых решений, формирование социально-психологической
готовности работников к их активной реализации.
Для успешного выполнения
принятых решений важное значение имеет
этап контроля, который также предусматривает
использование нескольких специфических
методов. К ним, в частности, относятся
диагностический метод, позволяющий четко представить
ход выполнения решения, корректирующий
метод, дающий возможность на основе полученного
диагноза вносить уточнения и изменения
в деятельность по обеспечению реальной
выполнимости принятого управленческого
решения.
Система управления как совокупность
социальных отношений
В своем реальном функционировании
система управления предстает в
качестве совокупности многообразных
действий, выполняемых большим или меньшим количеством людей, объединенных
общими интересами и единой целью. Ведь
управление возникает и осуществляется
только тогда и там, когда и где несколько
или множество людей осуществляют совместные
действия для достижения определенной
цели, будь это строительство дома, обучение
студентов в вузе, участие футбольной
команды в чемпионате или выступление
рок-группы на концерте. Но почти каждое
человеческое действие есть не только
определенная операция по отношению к
определенной вещи: к строительным материалам,
учебным пособиям или к музыкальным инструментам,
но и определенный поступок по отношению
к определенному человеку (помощь, поддержка
или, напротив, соперничество). Например,
стремление защитника в футболе отобрать
мяч у нападающего команды - соперника.
А это означает, что в любом действии, связующем
тем или иным образом людей, в том числе
и в процессах управления, возникают вполне
определенные отношения каждого человека
со своими коллегами - отношения сотрудничества
или соперничества, симпатии или антипатии,
доминирования или подчинения. Совокупность
связей между людьми, возникающих в процессе
их взаимодействия, и составляет то, что
называют межличностными отношениями.
Но такие связи приобретают устойчивый
и длительный характер тогда, когда они
обусловлены коренными жизненными интересами
не только отдельных личностей, но и экономическими,
политическими, культурными и иными интересами
определенных социальных групп и общностей,
объединяющих людей общими целями и действиями
по их достижению, в том числе и управленческими.
Совокупность таких именно связей и взаимодействий
и выступает как существующие в данном
обществе на определенной ступени его
исторического развития социальные отношения.