Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 19:50, курс лекций
основные темы и понятия.
История социологии
Краткий конспект лекций
Этапы развития социологии как науки
Историю социологии можно разделить на два периода. Первый характерен для социальных теорий, которые еще не выделились в отдельную науку. Второй период начинается в средине ХIХ века, когда французский ученый Огюст Конт основал самостоятельную науку об обществе , назвав ее «Социологией». С этого времени до конца ХХ века происходит зарождение самостоятельной науки социологии. Большую роль в это время сыграл английский социолог Г. Спенсер, который развивал теорию социальной эволюции. Большую роль сыграли работы немецких социологов Ф. Тенниса, который обратил внимание на различие общины и общества, и Г. Зиммеля, который обосновал особенность социального познания. Для довоенного периода характерно возникновение эмпирической социологии, развитие разнообразных социологических школ. Большую роль в это время сыграли работы Э. Дюркгейма, М. Вебера, П. Сорокина и др. В послевоенный период благодаря трудам Талкотта Парсонса возникла социологическая теория «структурно-функционального анализа», на основе которой проводились исследования несколько послевоенных десятилетий. В настоящее время формируется современная социологическая теория, в которой важную роль играют труды английского социолога Э. Гидденса и французского ученого Пьера Бурдье. Для развития социологии Украины и России характерно участие социологов в решении актуальных общественных задач. Одним из первых социологов ХIХ века были мыслители народнической ориентации. Они развивали идеи самобытности российской истории и невозможностью мерить ее западными образцами. Поздние славянофилы М. Данилевский и К. Леонтьев пророчили закат западной цивилизации и расцвет российского общества. Видными социологами были П. Лилиенфельд, Э. Де-Роберти. Наиболее известным социологом на грани веков был М. Ковалевский, украинец по происхождению. В работах «Современные социологи» и «Социология» он развивал идеи социального прогресса и исследовал факторы социального развития. Видным социологом был Питирим Сорокин, который развивал эмпирические исследования. Большую роль в российской социологии ХХ века сыграла марксистская социология(Струве, Плеханов, Ленин). Яркой личностью начала ХХ века был украинец Богдан Кистяковский, автор работ «Общество и индивид», «Российская социологическая школа». Рассмотрим подробнее развитие социологического знания.
Теоретические источники развития социологии
Представления об обществе существовали с древних времен. Философы Древней Греции Платон и Аристотель разрабатывали теорию общества. Платон(427—347 до н. э.). Первыми трудами по общей социологии считают «Государство» и «Законы». Платон создавал модель идеального общества, где существует всеобщий контроль государства над всеми сторонами жизни общества. Он полагал, что государством должны управлять философы или люди, которые руководствуются философией, т. е. мудрые люди, знающие меру. Аристотель(384—322 до н. э). Этические и социально политические воззрения Аристотель раскрываются в «Этике» и «Политии». Аристотель провозглашает примат частной собственности. В основе общества — разумный эгоизм его членов и нравственность. Основой стратификации выступает досуг, как время для себя. Аристотель считал, что стабильным государство может быть, если в нем большинство людей принадлежит к среднему классу, т. е. имеют достаток достаточный для достойного существования. В Средневековье господствовали религиозные теории общества. Так, Августин Блаженный противопоставлял общество земное и небесное. В эпоху возрождения развивалось антропологические понимание мира. Считалось, что человек должен рассчитывать на свои силы, волю и знание. Возникли утопические взгляды на общество в работах Томаззо Кампанеллы и Томаса Мора. Они считали, что общинная жизнь является идеальной для человека. Н. Макиавелли(1469—1527) считал государство высшим проявлением человеческого духа, а служение ему целью, смыслом и счастьем жизни. Главная цель государства — обуздание эгоистических интересов людей. В учении Николо Макиавелли предлагалась технология эффективного лидерства, развивалась теория организационного поведения. Он родоначальник теории элит, лидерства, политической социологии. В 17 веке образцом науки считались математика, механика, астрономия. Возникло понимание о социальной физике, в рамках которой общество рассматривалось, как часть природы. Представители такой теории: Т. Гобс(1588—1679) — предложил теорию общественного договора и учение о гражданском обществе. В 18 в. просветители разграничили общество и государство, общество и культуру. Разработали идею прогресса, что легло позже в основание теории эволюции. Зарождается статистика. Э. Галлей, У. Петти заложили основы демографии. Появилась классическая работа Мальтуса «Очерк о народонаселении». Развивалась этнография как описание и сравнение образа жизни разных народов. Историки ввели понятие класса. Монтескье указывал на социальное значение географического фактора. Руссо считал, что прогресс противоречив, увеличение знания не увеличивает мудрость. Он автор теории отчуждения. Различались различные виды отчуждения: политическое, экономическое(неравенство); моральное(стараясь жить лучше, люди приходят к моральной нищете); психологическое(чувство одиночества); общекультурное(ложь, фальшь проникает в искусство, в отношения между людьми). В понимании общества возникло различение номинализма и реализма. Номинализм полагал, что общество — это лишь наименование некоего искусственного умозрительного объекта, который на самом деле не существует. Реализм полагал, что общество — это реальный объект. В учении социалистов(Анри де Сен Симон, «Очерк науки о человеке» — 1813 г.) содержалось предвосхищение развития социальной науки. В начале 19 в. французский ученый Алекс де Токвиль развивал теорию демократии в книге «Демократия в Америке». Он рассматривал проблемы соотношения свободы и равенства, индивида и государства. В 19 веке возникли две ветви обществознания: исторический материализм(К. Маркс) и позитивизм, создатель которого — О. Конт.
О. Конт — основатель социологии
О. Конт(1798—1857) — французский философ, социолог, основатель социологии как науки. Он основал позитивизм — как течение общественной мысли. Позитивное, по Конту, значит положительное, т. е. полезное для общества, пригодное для практического использования, конкретное и точное знание. Конт считал, что разрозненные знания об обществе, находившиеся в различных науках, надо свести в единую науку, которую и назвал «социология». По О. Конту, история общества — это история человеческого духа. Он разделил историю на три этапа, в зависимости от типа мышления, господствующего в каждой из эпох: 1) мифическая эпоха; 2) метафизическая эпоха — господство абстрактного мышления; 3) эпоха позитивизма(времена О. Конта). Конт ввел систему наук, которая представляла собой иерархию, т. е. восхождение человеческого мышления от самых простых форм к самым сложным. Каждая последующая наука развивалась, опираясь на предыдущую. В основании предложенной Контом пирамиды лежит математика, затем — астрономия, физика, химия, биология, а на вершине — социология. Для Конта социология — это конкретная наука об обществе, которая опирается на законы физики, биологии, математики. А законы мира едины для природы и для общества. В социологическом анализе Конт выделил два подхода: 1) социальная статика(изучение социального порядка); 2) социальная динамика(исследование социальных процессов и социальных изменений). Основой общества является всеобщее согласие, солидарность. Сущностью социальной динамики является социальный прогресс. Основными методами позитивизма являются наблюдение, эксперимент, сравнение, исторический анализ. Законы общества имеют естественноисторический характер. Социологию Конт пытался превратить в практическую науку преобразования общества.
Теория социальной эволюции Герберта Спенсера
Одним из основателей социологии был английский ученый Г. Спенсер(1820—1903). Он развивал теорию социальной эволюции. Развитие общества, по его мнению, осуществляется от простого к сложному по следующей схеме: 1) общество как организм наращивает свою массу в ходе развития, т. е. растет численность населения, увеличиваются материальные ресурсы; 2) рост массы приводит к усложнению структуры, что проявляется в росте числа социальных групп, социальных институтов и других компонентов общества; 3) усложнение структуры сопровождается дифференциацией(разделением) функций, которые выполняются отдельными составными частями общества; 4) дифференциация функций ведет к постепенному усилению взаимозависимости и взаимодействий частей общества; 5) если этот порядок нарушается, то начинается регресс. Спенсер разработал теорию социальных институтов как формы самоорганизации общества. Спенсер обосновал необходимость социологии для исследования социальных систем и социальной структуры. По Спенсеру существует три вида эволюционных процессов: 1) неорганический(камень — песок); 2) органический(всё живое); 3) надорганический(общество). Так как Спенсер считал, что общество — часть природы, где существует естественный отбор и выживает наиболее сильный, приспособленный. Неравенство рождается с человеком и внутренне присуще обществу. Он предпринял изучение образа жизни, социальных отношений многих народов мира. Социология также развивалась благодаря деятельности ученых разных стран. Рассмотрим некоторые учения 19 века.
Развитие социологии в ХIХ в.
Среди обществоведческих теорий 19-го в. следует назвать органицизм, социальный дарвинизм, расово-антропологическую и географическую школы. Эти теории ориентировались на биологию, природоведение и не раскрывали объективных закономерностей. Подавляющее большинство социологических школ 19-го в. старалась понять социальное через биологическое, а потому получили в истории социологии название натуралистической социологии. Жан Кетле(1796—1874) — французский социолог, основатель социальной статистики. Его работы «Социальная система и законы, ею управляющие», «Социальная физика или опыт исследования о развитии человеческих способностей». Он предложил статистическую трактовку социальных законов, ввел понятие «статистический человек». Жозеф Арутр де Гобино(1816—1882) — представитель расово-антропологической школы. Он считал, что чистота расы выступает как движущая сила цивилизации. Запад идет к закату, так как нет чистоты расы. Социальная жизнь и культура являются следствием действия расово-антропологических факторов. Расы являются субъектами исторического процесса. Расы делятся на высшие и низшие. Смешение рас ведет к физической и культурной деградации общества. Социальное поведение детерминировано биологической наследственностью Джон Стюарт Милль(1796—1873) — английский философ, политэконом, логик. Социологические идеи изложил в 6-й книге «Системы логики»(1843). Экономическая наука должна быть социальной наукой. По его мнению, социологические законы являются проявлением фундаментальных законов психологии. Генри Томас Бокль(1821—1862) — английский философ, представитель географического направления в социологии. Основная его работа «История цивилизации в Англии». Он проследил процессы исторического взаимодействия природы и человека, т. е. он считал, что климат, ландшафт и структура грунта, реки влияют на интеллект и психологические особенности народа и на уровень национального богатства. Людвиг Гумплович(1838—1909) — автор натуралистической концепции истории. Работы — «Раса и государство», «Раса как социокультурный феномен». Общество, социальная группа — высшая реальность, определяющая поведение индивида. Общество существует помимо индивида и над ними. Социология — это философская основа всех социальных наук, призвана осуществлять в связь между ними. Социология занимается исследованием социальных групп и отношений между ними. Непрерывная и беспощадная борьба между различными социальными группами составляет главный фактор социальной жизни. Вводит понятие этноцентризм, согласно которому народ верит, что занимает самое высокое место по отношению к другими народам. Фредерик Ле Пле(1806—1882). Разработал монографический метод наблюдения и описания на базе всестороннего обследования семей. Этот метод предполагал изучение источников существования людей, бюджета семьи, образ жизни и истории семьи, виды трудовых контрактов, профессиональное продвижение. Книга — «Европейские рабочие». Его интересовало, какие типы, привычки или условия труда способствуют или мешают возникновению социальной иерархии. Предложил схему анализа социальных явлений — номенклатуру социальной науки из 20 пунктов, включающих анализ географической и социальной среды. В конце 19 века популярными были дискуссии позитивистов и антипозитивистов, которые считали законы общества особыми, отличающимися от природных. К числу антипозитивистов относился видный социальный философ Вильгельм Дильтей(1833—1911) — один из родоначальников «понимающей социологии». По его мнению, гуманитарные науки — это науки о духе. Основное произведение — книга «Введение в науки о духе». Дильтей считал, что необходимо ощутить себя в идеальной одновременности с людьми, живущими в истории.
Социология Ф. Тенниса
Ф. Теннис(1855—1936) является представителем немецкой формальной социологии. В книге «Община и общество» использует немецкие термины «гемайншафт»(община) и «гезельшафт»(общество), чтобы провести разграничение между традиционным и современным обществом на основе 5 основных типов социальной взаимосвязи. Понятие «гемайншафт» применяется к крестьянской деревенской общине, а понятие «гезельшафт» — к индустриальному городскому обществу. Основные различия между ними состоят в следующем: 1) Гемайншафт предполагает, что люди живут в соответствии с «общинным принципом и мирскими ценностями, а общество типа «гезельшафт» основано на стремлении к личной выгоде; 2) Гемайншафт придает основное значение обычаям, в то время, как Гезельшафт основано на формальных законах; 3) Гемайншафт предполагает ограниченную и неразвитую специализацию, в то время, как в Гезельшафт проявляются специализированные профессиональные роли; 4) Гемайншафт опирается на религиозные, Гезельшафт — на светские ценности; 5) В основе Гемайншафт лежит семья и община, в основе Гезельшафт — крупные корпоративные и ассоциативные формы объединения людей.
Формальная социология Г. Зиммеля
Георг Зиммель(1858—1918) — основатель формальной социологии, представитель философии жизни. Основные труды — «Философия денег» и «Социология». Он утверждал противоположность законов природы и общества, т. к. жизнь, по его мнению, это процесс творческого становления, который не может быть полностью понят рационально(разумом). Жизнь постигается средствами интуииции во многом иррационально, на чувственной основе. Переживания жизни воплощаются в различных формах культуры. Трагедия жизни, по Зиммелю — это противоречия между изменяющимся творчеством и застывшими формами культуры, причем культура Зиммелем отождествлялась с понятием «общество». Он считал, что над миром конкретного бытия(реальной, повседневной жизни людей) возвышается мир идеальных ценностей, которые являются чистой формой, фиксирующей устойчивые, универсальные черты социальных явлений. Чистая форма — это отношения индивидов, социальные отношения, изолированные от конкретных мотивов и других психологических актов. Социология — это методология всех общественных наук. Зиммель полагал, что социология не имеет своего собственного предмета, но она выделяется своим методом. Основная проблема социологии — это изучение социальных отношений в их динамике, становлении, в их противоречивой природе. Он считал, что социологию интересуют не общество и социальная структура сами по себе, а динамичный момент их становления и воспроизводства. Важны микропроцессы, из которых складываются крупномаштабные явления. Социация является главным предметом изучения социологии. Социации — это формы, благодаря которым индивиды на основании разных интересов образуют общность для реализации этих интересов. Согласно его социологии культуры: ядро современной культуры начала XX века определяется деньгами и интеллектом. Происходит два взаимосвязанных процесса — это интеллектуализация, рационализация и углубление денежного господства. Снижается роль эмоционального компонента. Эмоции заменяются разумом. Деньги порождают отчуждение работников от продуктов труда, а собственников — от собственности.