Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 17:44, доклад
Первые выступления либеральных феминисток относятся к периоду великой французской революции, когда обнаружилось, что свободными и равными в правах являются только мужчины, женщины же не являются полноценными гражданами, а потому и не имеют всей совокупности прав и свобод. Конечно же, такое положение дел устраивало не всех. Мэри Уоллстонкрафт в 1792 году в Лондоне опубликовала свою «Защиту прав женщин».
Либеральный феминизм
Либеральный феминизм вырос из либеральных представлений об индивидуальной свободе и свободе выбора.
Первые выступления
Предвещая развитие феминизма, эти
авторы сформулировали ряд идей и
целей, которые остались актуальными
для феминисткой повестки дня
и по сей день.
Главным принципом либерального феминизма
является принцип равных возможностей.
Либеральные феминистки считают, что
угнетение женщин коренится в отказе
предоставления им равных с мужчинами
прав. Они отстаивают социальные и законодательные
реформы, рассматривают социальную политику
как важную силу в установлении доступа
женщин к экономическим возможностям
и гражданским правам. Основные требования
либеральных феминисток: прекращение
правовой, экономической и социальной
зависимости женщин от мужчин; обеспечение
свобод и возможностей в получении и усовершенствовании
образования; поддержка открытого соревновательного
функционирования экономического рынка
и защита его от вмешательств и интервенций;
введение законов и публичных институций,
которые гарантировали бы равенство выбора
и возможностей, что могло бы привести
к улучшению статуса женщины.
Либеральные феминистки делают акцент
на социализации и обучении, так
как рассматривают их как основные
стадии формирования индивидуума. На практике
их работа по устранению неравенства
включает, в частности, образовательные
и социальные программы, которые
способствуют искоренению дискриминации.
Движения по защите прав женщин 19 и
20 веков боролись за предоставление
женщинам права голосовать, либерализацию
законов о разводе, обеспечение
замужней женщины экономической
автономией, разрешение доступа женщины
к высшему образованию, оплачиваемому
труду, к профессиональной деятельности.
В 1960-е годы классиком либерального
феминизма была американка Бетти
Фридан, которая изложила свои взгляды
в книге "Загадка женственности"(1963)[1].
В ней она подвергла критике образ счастливой
домохозяйки и обозначила его как несуществующий
миф. Общественные нормы препятствовали
личностному развитию женщины: от нее
ожидалось соблюдение "инфантильных"
образцов поведения, она воспринималась
только через мужчину и только как пассивное
существо, имеющее много общего с ребенком.
В конце 1950-х годов в США идеалом считалась
красивая, образованная, занятая мужем
и детьми женщина, имеющая дом в пригороде,
автомобиль и пр. Однако достигшие данного
идеала женщины оказывались неудовлетворенными,
сами не понимая причин - проблема не имела
названия. У многих присутствовало чувство
разочарования и недовольства, и в то же
время слова "эмансипация" и "карьера"
звучали для них странно. В послевоенный
период, когда открылись новые возможности
для карьеры и образования, несмотря на
это женщины стали покидать учебные заведения,
предпочитая выполнять только одну, традиционную
роль. Стереотипы оказались слишком сильны.
Это привело к кризису идентичности и
личностного роста - проблеме, которая
всегда считалась мужской. Судьба женщины
рассматривалась как заданная биологией,
и потому не предполагалось, что женщина
может иметь проблемы идентичности и роста.
Как утверждала Б. Фридан, такие представления
о женственности создали психоанализ,
интерпретирующий невротическую зависть
женщины к мужчине, и функционализм, рассматривающий
статус женщины как жены и матери, а равенство
полов - как нефункциональное для общества.
Общество обучает девушек в первую очередь
тому, как "выполнять роль женщины".
Либеральное решение проблемы виделось
автором в образовании и вовлечении женщин
в общественную сферу, в прекращении дискриминации
женщин в труде, в совмещении семьи и работы.
Либерализм изменялся по мере развития
капиталистического мира, изменялся
и статус либерального феминизма. Либерализм
в классическом смысле, подразумевавший
защиту государством гражданских свобод,
создание равных возможностей действовать
на рынке, остался в прошлом. На смену
ему пришел эгалитарный либерализм,
который подразумевал защиту государством
экономической справедливости, предоставление
социального, медицинского обслуживания
и помощи семье и пр. Либеральный
феминизм проделал схожую эволюцию: проблемы,
которые он рассматривал вышли за
границы формального равенства,
возникли новые вопросы помощи в
воспитании детей и личной свободы
в репродуктивной сфере.
Либеральный феминизм в конце 20 века
все чаще подвергался критике
за неувязки, противоречия и конфликты
в программе либеральных