Лидерство в управлении, его социальная роль. Технологии формирования лидеров на предприятиях современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 18:36, реферат

Краткое описание

Лидерство охватывает практически все сферы социально-значимой деятельности людей: оно проявляется в экономической, политической, военной, управленческой деятельности, культуре и искусстве, науке, сфере досуга и развлечений, отправлении религиозных культов и образования, в спорте и т.д. Разногласия между исследованиями лидерства существуют не по поводу лидерства, как такового, а по поводу его эффективности. Эффективное лидерство зависит от взаимовлияния лидера и его последователей, а также от распределения власти между ними.

Вложенные файлы: 1 файл

Лидерство в управлении.docx

— 30.13 Кб (Скачать файл)

     Последние десятилетия демонстрируют значительный рост интереса к теме лидерства в российской научной и публицистической литературе. В частности, увеличивается число публикаций, посвященных этому феномену менеджмента, а также появляется все больше работ, где тема лидерства рассматривается в связи с исследованиями в других областях и с учетом различных проблем менеджмента. В реальном бизнесе руководители компаний все чаще осознают, что эффективность и успешность их деятельности во многом зависит от того, насколько силен их лидерский потенциал. Одной из важнейших причин является изменение самой среды ведения бизнеса. Еще совсем недавно, когда среда бизнеса была относительно стабильной, лидеры были необходимы лишь на верхнем уровне управления или в верхнем эшелоне власти. Формировавшееся десятилетиями «монолидерство» в полной мере согласовывалось с российскими традициями управления и позволяло опираться на людей, имеющих естественную склонность к лидерству. Лидер находился на вершине иерархической пирамиды и принимал все ключевые решения, необходимые для успешного функционирования организации. Однако уже тогда наблюдались проблемы, связанные в первую очередь с передвижением информации и принятием оперативных решений.

      Современная социальная реальность такова, что проблемы управления на всех уровнях общества, усложнившиеся и обострившиеся в последние десятилетия, соотносятся с проблемами развертывания человеческого потенциала, как основы социально-экономического и культурного развития общества. Формирование рыночных отношений в России привело к изменению общей картины социальной деятельности человека, к значительному повышению роли социальных технологий в экономическом и социальном развитии общества. В самом общем виде технология представляет собой приемы, навыки или услуги, применяемые для того, чтобы произвести определенные изменения в каком-либо материале. Социолог Чарльз Перроу описывает технологию как средство преобразования сырья - будь то люди, информация или физические материалы - в искомые продукты и услуги. Льюис Дейвис дает более широкое понятие технологии: "Технология - это сочетание квалифицированных навыков, оборудования, инфраструктуры, инструментов и соответственно технических знаний, необходимых для осуществления желаемых преобразований в материале, информации или людях". Сущность социальных технологий может быть понята как инновационная система методов выявления и использования скрытых потенциалов социальной системы, получения оптимального социального результата при наименьших управленческих издержках. Изучение и применение социальных технологий позволяет не только своевременно разрешать социальные конфликты, снижать порог социального напряжения, но и прогнозировать рисковые ситуации, принимая оптимальные управленческие решения.

     Для многих российских компаний стандартным является внедрение механизма тотального контроля руководителя над всеми сферами жизни компании. Хотя очевидно, что чрезмерный контроль над деятельностью препятствует децентрализации и делегированию полномочий в компании, необходимых для развития лидерства. Опыт деятельности успешных международных компаний показателен в том плане, что для развития предпринимательского духа и лидерских качеств менеджерам среднего звена предоставляют все больше свободы и вместе с тем возлагают на них все больше ответственности. При этом руководством компании контролируются лишь заранее согласованные ключевые параметры деятельности. В результате многим компаниям удалось существенно сократить количество уровней в своих структурах, повысить эффективность деятельности, более чутко реагировать на изменения внешней среды. В российских компаниях, напротив, зачастую нет четко очерченных зон ответственности и эффективных процедур принятия решений, поскольку их руководители считают, что благодаря такому устройству организации они смогут контролировать работу всех подразделений сами и сами же принимать оперативные решения. Отсутствие опыта построения и развития корпоративной культуры. В России понятие «корпоративная культура» (в современном понимании этого термина) в теории и практике управления предприятиями до последнего времени практически не использовалось. Корпоративная культура создает у сотрудников ощущение надежности самой организации и своего положения в ней, способствует формированию чувства социальной защищенности, что особенно актуально в современной России. Не случайно в настоящее время в отечественной теории и практике управления стал активнее проявляться интерес к изучению корпоративной культуры, ученые и специалисты-практики отводят ей особое место в управленческой деятельности всех уровней.  Низкая культура владения современными технологиями. Новые времена требуют от бизнес-лидеров новых навыков и умений. К сожалению, у многих сегодняшних российских руководителей подобные навыки отсутствуют, и нередко управленцы даже не считают их важными. В большинстве своем российские руководители воспринимают технологии как нечто, которое, безусловно, важно для персонала компании и производственных подразделений, но не для лица, руководящего «реальным» бизнесом.

Российская Федерация, с позиции западных менеджеров, является одной из самых «трудных» стран для руководителей. Сотрудники западных компаний, приезжающие в Россию для работы, сталкиваются с целым блоком проблем. Например, чтобы добиться успеха и эффективно управлять персоналом компании, они должны усвоить определенные правила игры. Необходимо понять, как управлять людьми с отличным от западного типа менталитетом, определить, какой тип руководства и лидерства в современной России наиболее эффективен. «Одни считают, что в России постепенно приживается западный стиль руководства, с элементами демократии и коллегиальности. Другие, напротив, утверждают, что о переменах не может быть и речи, поскольку России исторически присуща склонность к авторитаризму». Таким образом, с позиции западных специалистов можно выделить две основные характеристики типично русского продуктивного стиля руководства: авторитаризм и внимание к людям.

Какими же качествами должен обладать современный российский лидер? К числу первоочередных могут быть отнесены такие, как профессионализм, чувство ответственности, дух предпринимательства, глобальное мышление, учет многообразия культур, высокий образовательный и культурный уровень, умение работать в команде, ориентированность на партнерство и способность к распределению руководства. Безусловно, «хорошие лидеры должны быть отличными менеджерами и иметь глубокое понимание базовых принципов и методов их применения в маркетинге, управлении производством и логистикой, в финансах, контроле, организации и управлении людьми». Иными словами, лидеры должны быть в первую очередь профессионалами, поскольку высокая степень самоконтроля и самоуправления, необходимая современным российским лидерам, формирует ответственное лидерство — ответственность не только в рамках краткосрочных финансовых целей компании, но и перед обществом в целом, в долгосрочной перспективе. Дух предпринимательства и поиск новых ресурсов и компетенций на международных рынках могут служить основой для долгосрочных конкурентных преимуществ в бизнесе, позволят упрочить свои позиции в глобальной экономике.

    Таким образом, на сегодняшний день не хватает  не просто квалифицированного  персонала в области управления, а именно лидеров. Лишь сильные  лидеры способны объединить в  команды людей с очень большим  разрывом свойств и вести их. Это должно заставить российских  руководителей понять важность  создания институту лидерства  на предприятии. В этой ситуации  менеджмент должен быть организован  через институт сильных лидеров, способных преодолеть разрывы  отношений между различными группами  людей, обусловленные сильными различиями  в интеллекте, в способностях  к обучению, в уровнях мастерства  и трудолюбия, в нравственных  ценностях. А также, Российские лидеры  должны осознавать не только  экономические и правовые различия, но и различия социального  и мотивационного характера, существующие  в сфере труда во всем мире. Наиболее ценным ресурсом в  будущем станут лидеры, способные  понимать, ценить и эффективно  мотивировать коллег, принадлежащих  к разным культурам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

1. Методичка «Лидерство в организации», ГУУ, Москва-2008

2. Френсис Хессельбайн. О  лидерстве. 2004.с.57

3. Прыгин Б.Д. Руководство и лидерство. Л. 2002.с. 286.

4. Статья Проблемное поле российского лидерства www.km.ru

5. Данилова Н.И. Диссертация «Лидерство как социальная технология развития организационной культуры».

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Лидерство в управлении, его социальная роль. Технологии формирования лидеров на предприятиях современной России