Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2014 в 18:48, контрольная работа
Краткое описание
Целью контрольной работы является рассмотрение различных подходов к изучению личности в социологии. Задачами контрольной работы является: - исследовать понятие «личность»; - изучить структуру личности; - рассмотреть типологию личности.
Человек это очень сложное существо,
живущее в очень сложном и многообразном
мире. Так социальный философ Ю. Хабермас
предложил выделить три основных мира
- социальный мир, внешний, внутренний.1В данной работе важно изучение
человека в социальном мире. Деятельность
личности в социальном и внешнем мире
– это ее быт. Именно в деятельности личность
сформируется, выразится и состоится.
Актуальность темы в моей
контрольной работе состоит в том, что
в современном мире и обществе весьма
высок интерес к проблемам возможностей
человеческой личности, и есть тенденции
того, что очень часто общественные науки
обращаются к этому предмету исследования.
На сегодняшний день проблема личности
стоит во главе философского и социологического
знаний. К ней обращаются такие науки как
этика, педагогика и генетика. Необходимость
исследования личности очень велика и
важна в социологии.
Целью контрольной работы является
рассмотрение различных подходов к изучению
личности в социологии.
Задачами контрольной работы
является:
- исследовать понятие
«личность»;
- изучить структуру личности;
- рассмотреть типологию
личности.
Личностное развитие человека
происходит на протяжении всей жизни.
Личность является одним из тех феноменов,
которые редко истолковываются одинаково
разными авторами. Свой вклад в исследования
личности внесли такие ученые как Б.Г.
Ананьев с книгой «Человек как предмет
познания», Платонов К.К. «Структура личности
в социальной психологии», А.Н.Леонтьева
«Деятельность. Сознание. Личность», М.
Вебер, К. Маркс, известный философ Э. Фромм,
профессор Зигмунд Фрейд с работой «Я
и Оно» развил свои идеи и довел их до уровня своеобразного
психосоциологического учения о бытии
человека в норме и патологии.
1.Понятие «личность».
Каждый человек тысячью
нитей, видимых и невидимых, связан с внешней
средой, с обществом, вне которого он не
может сформироваться в личность. Включение
человека в общество осуществляется через
различные социальные общности (социальные
группы, социальные институты, социальные
организации, социальные культуры). В силу
этого человек оказывается включенным
во множество социальных систем, но и сам
представляет собой систему, имеющую сложнейшую
структуру. Именно взаимодействие индивида
и общества рассматривается социологией,
а отношения «общество – личность» –
базовое социологическое исследование.
Личность — это
совокупность (система) социально значимых
качеств, характеризующих индивида
как члена того или иного
общества, как продукт общественного
развития. Это социальная характеристика
человека, которая определяется
мерой усвоения им социального
опыта.
В науке существует несколько
теорий личности, и соответственно ее
определений. Термин «личность» относится
к самым неопределенным и спорным вопросам. Так Б.Г. Ананьев
в книге «Человек как предмет познания»
отмечал, что «личность – прежде всего
современник определенной эпохи, и это
определяет множество ее социально-психологических
свойств».2
В своей
работе А.В. Петровский разложил личность
в системе межличностных отношений следующим
образом - выделив три направления личности:
Интраиндивидное направление
– это направление, отражающее свойства,
принадлежащие самому субъекту;
Интериндивидное направление
– направление, рассматривающее особенности
во взаимодействии личности с другими
людьми;
Метаиндивидное направление
– направление, описывающее воздействие
данной личности на других людей.3
В свою очередь
профессор Л.И. Анцыферова предложила
следующее определение личности
- «как способ бытия человека
в обществе, в конкретно-исторических
условиях, это индивидуальная форма
существования и развития социальных
связей и отношений».4
Личность —
это человек, взятый в системе
таких его психологических характеристик,
которые социально обусловлены,
проявляются в общественных по
природе связях и отношениях
являются устойчивыми, определяют
нравственные поступки человека,
имеющие существенное значение
для него самого и окружающих.
Необходимо различать такие
понятия, как «личность», «индивидуальность»
«индивид», «человек». Когда мы говорим
о личности, то как бы выделяем из общей
социальной структуры один из ее элементов.
Причем этот элемент (личность) является
носителем социальных качеств, свойственных
всей социальной структуре (социальной
общности). Можно сказать, что в личности
как в капле воды отражаются основные
свойства (качества) всего общества.
Человек — это один из представителей
человеческого рода. Говоря о человеке,
мы как бы выделяем один из видов живых
организмов из массы других организмов.
Человек, не обладающий социальными качествами,
не является личностью.
Индивидуальность —
совокупность черт, отличающих данного
индивида от всех других.
Индивид — это отдельный,
обособленный член социальной общности.
Если понятие «личность» мы используем
для исследования социальных качеств
человека, свойственных многим людям,
то понятие «индивид» в социологии употребляется
для того, чтобы выделить социальные качества
конкретного человека.
Человек становится личностью,
приобретая социальные качества в процессе
социализации. Если он не в состоянии усвоить
социальные качества (например, психически
больной) или не имеет такой возможности
(ребенок, выросший вне общества), то такой
человек не является личностью.5
Под «личностью» в социологии
понимается конкретное выражение сущности
человека, определённые образы, реализованные
в индивидуальности, интеграция социально
значимых черт и социальных отношений,
принадлежащих к сущности данного общества.
Личность всегда индивидуальна и одновременно
неповторима. Личность - сложный объект
изучения, поскольку она, находясь как
бы на грани двух огромных миров - биологического
и социального, вбирает всю их многоплановость
и многомерность. Общество как социальная
система, социальные группы и институты
не обладают такой степенью сложности,
ибо они сугубо социальные образования.6
В социологической науке существует
два подхода к определению личности:
1. Формально-логический, в соответствии
с которым понятие личности определяется
посредством подведения его под родовое
понятие «человек», а затем указываются
его видовые отличия и перечисляются признаки,
характерные для данных индивида, индивидуальности,
личности. Таким образом, личностью признаются
не все люди, а только те, которые обладают
определёнными положительными качествами.
Ферральные люди – ведомые люди. Личность –
тот, кто обладает пассионарными качествами,
ведёт людей.
2. Диалектико-логический, в соответствии
с которым личность определяется посредством
диалектики единичного и общего как особенная,
взятая в социальном аспекте. Личность
всегда должна рассматриваться как особенная
(в социальном аспекте).
Все люди обладают определёнными
общими биологическими и социальными
чертами. В то же время каждый человек
имеет присущие только ему особенности:
свою биографию, свою профессию, свои отношения
с обществом. Если рассматривать общие
характеристики человека, связанные с
социальной сферой его жизнедеятельности,
и соотнести их с его индивидуальными
особенностями, то это будет искомое, особенное
– личность.
Исследовав понятие «личность»
можно сделать вывод, что все определения
личности так или иначе обусловливаются
двумя противоположными взглядами на
ее развитие. Одни считают, что каждая
личность формируется и развивается в
соответствии с ее врожденными качествами
и способностями, а социальное окружение
при этом играет весьма незначительную
роль. Представители другой точки зрения
полностью отвергают врожденные внутренние
черты и способности личности, считая,
что личность – это некоторый продукт,
полностью формируемый в ходе социального
опыта.
Я выделяю одно из наиболее
полных, на мой взгляд, определений личности.
Личность — это совокупность социально
значимых качеств, характеризующих индивида
как члена того или иного общества, как
продукт общественного развития.
2.Структура личности.
Одна из главных задач социологии
– проблема структурного анализа личности.
Структура - (от лат. structura - строение, расположение,
порядок) - англ. structure; нем. Struktur. Расположение
и связь частей, составляющих целое; внутреннее
строение. 7
К проблеме структуры личности
в социологии существует не один подход.
Структура личности в социологии – один
из самых спорных вопросов. Ее рассмотрение
отличается достаточно большим разночтением.
Существует концепция
3.Фрейда, по которой структура
личности в социологии складывается
из трех основных элементов - это
Оно (Ид), Я (Эго), Сверх-Я (Супер-Эго).
Оно представляет собой подсознательное,
в котором господствуют инстинкты. В нем
выделяются две потребности: агрессия
и либидо.
Я – это элемент
сознания, которое связано в бессознательным,
поскольку «оно» периодически прорывается
наружу.
Сверх-Эго представляет собой
внутреннего цензора, который включает
совокупность моральных принципов и норм. 8
Сознание пребывает в конфликте
с проникающими в него бессознательными
инстинктами, а с другой стороны – с запретами,
которые диктует Сверх-Я. Разрешение этих
конфликтов опосредуется сублимацией
(вытеснением). Некоторое время идеи Фрейда
считались антинаучными. Но именно им
структура личности в социологии стала
рассматриваться как многоплановая, а
в поведении человека увидел борьбу биологического
и социального начал. 9
Рассматривал структуру
личности и К.К. Платонов. Он разбил структуру
личности на подструктуры, число которых
составило четыре: биолгически-обусловленная,
психологическая, социального опыта, направленности
личности.10
Современными российскими авторами
структура личности в социологии видится
как сочетание компонентов:
- социальная память - включает
в себя оперативную информацию и знания.
- культура – ценности и социальные
нормы,
- деятельность – реализация
потребностей, желаний, интересов человека.
- социальный опыт - навыки, умения,
привычки, приобретенные на основе личного
опыта путем обучения, но уже с заметным
влиянием и биологически, и даже генетически
обусловленных свойств личности (например,
способность к быстрому запоминанию, физические
данные, лежащие в основе образования
двигательных навыков и т.п.).
- особенности отражения действительности
(особенности мышления, памяти, восприятия,
ощущения, внимания; эмоциональных процессов
– эмоций, чувств и др.);
- личные качества (убеждения,
мировоззрение, интересы);
- биологические характеристики
(протекание нервных процессов – возбуждения,
торможения и т. п.; особенности, присущие
определенному полу и возрасту).11
Здесь нельзя также
не упомянуть точку зрения
А.Н.Леонтьева по этому вопросу: «...исходя
из набора отдельных психологических
или социально-психологических особенностей
человека никакую "структуру личности"
установить невозможно; то реальное основание
личности человека лежит в той системе
деятельностей, которые реализуются знаниями
и умениями».12
И далее: «Структура личности
представляет собой относительно устойчивую
конфигурацию главных внутри себя иерархизированных
мотивационных линий... Структура личности
не сводится ни к богатству связей человека
с миром, ни к степени их иерархизированности;
ее характеристика лежит в соотношении
разных систем сложившихся жизненных
отношений, порождающих борьбу между ними».13
Таким образом, изучив различные
подходы к определению структуры личности,
Я прихожу к выводу, что структуру личности
необходимо рассматривать, как многоплановую,
состоящую из множества социальных, психологических
и биологических компонентов.
3.Типология личности.
Типология - англ. typologie;
нем. Typologie. Классификация предметов или
явлений по общности признаков. Научный
метод, основан на расчленении объектов
и их группировки с помощью обобщенной
модели или типа. 14
Каждое общество формирует
соответствующий ему социальный тип личности.
Процесс этот сложен и многократно опосредован.
В одних и тех же объективных условиях
в результате разного субъективно-оценочного
отношения к ним могут складываться разные
типы личности.
В настоящее время известны различные
варианты типологии личности. Имеет смысл
выделить две основные тенденции в типологии
личности: в рамках социально-психологической
типологии людей разделяют по психологическим
признакам (темперамент, характер, интеллектуальные
способности и др.); в рамках социологической
типологии в качестве критериев для классификации
используются такие показатели, как социальное
положение, образ жизни, характер и направленность
интересов и др.
Социальный тип — это обобщенная
целостная социальная характеристика
личности.15 Социальный тип личности отражает
влияние общественной системы на ценностные
ориентации человека и через них на его
реальное поведение. Общественная система
стимулирует проявление определенных
личностных качеств и типов поведения.
Так, рыночные отношения способствуют
развитию прагматизма и расчетливости,
отношения в сфере производства формируют
тягу к кооперации. Однако все это лишь
идеализированные модели: в реальности
встречаются личности, которые обладают
лишь некоторыми признаками того или иного
типа.