Личность: понятие, структура, типологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2014 в 18:48, контрольная работа

Краткое описание

Целью контрольной работы является рассмотрение различных подходов к изучению личности в социологии.
Задачами контрольной работы является:
- исследовать понятие «личность»;
- изучить структуру личности;
- рассмотреть типологию личности.

Содержание

Введение.
1.Понятие «личность».
2.Структура личности.
3.Типология личности.
Заключение.
Список использованной литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная — копия.docx

— 48.78 Кб (Скачать файл)

НАЦИОНАЛИНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. Н. Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО

 

Контрольная работа

по дисциплине «Социология»

Тема: «Личность: понятие, структура, типологии»

 

2014 г.

Введение.

 

1.Понятие «личность».

 

2.Структура личности.

 

3.Типология личности.

 

Заключение.

 

Список использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 Человек это очень сложное существо, живущее в очень сложном и многообразном мире. Так социальный философ Ю. Хабермас предложил выделить три основных мира - социальный мир, внешний, внутренний.1В данной работе важно изучение человека в социальном мире. Деятельность личности в социальном и внешнем мире – это ее быт. Именно в деятельности личность сформируется, выразится и состоится.

Актуальность  темы в моей контрольной работе состоит в том, что в современном мире и обществе весьма высок интерес к проблемам возможностей человеческой личности, и есть тенденции того, что очень часто общественные науки обращаются к этому предмету исследования. На сегодняшний день проблема личности стоит во главе философского и социологического знаний. К ней обращаются такие науки как этика, педагогика и генетика. Необходимость исследования личности очень велика и важна в социологии. 

Целью контрольной работы является рассмотрение различных подходов к изучению личности в социологии.

Задачами контрольной работы является:

- исследовать понятие  «личность»;

- изучить структуру личности;

- рассмотреть типологию  личности.

Личностное развитие человека происходит на протяжении всей жизни. Личность является одним из тех феноменов, которые редко истолковываются одинаково разными авторами. Свой вклад в исследования личности внесли такие ученые как Б.Г. Ананьев с книгой «Человек как предмет познания», Платонов К.К. «Структура личности в социальной психологии», А.Н.Леонтьева «Деятельность. Сознание. Личность», М. Вебер, К. Маркс, известный философ Э. Фромм, профессор Зигмунд Фрейд с работой «Я и Оно» развил свои идеи и довел их до уровня своеобразного психосоциологического учения о бытии человека в норме и патологии. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Понятие «личность».

  Каждый человек тысячью нитей, видимых и невидимых, связан с внешней средой, с обществом, вне которого он не может сформироваться в личность. Включение человека в общество осуществляется через различные социальные общности (социальные группы, социальные институты, социальные организации, социальные культуры). В силу этого человек оказывается включенным во множество социальных систем, но и сам представляет собой систему, имеющую сложнейшую структуру. Именно взаимодействие индивида и общества рассматривается социологией, а отношения «общество – личность» – базовое социологическое исследование.

 Личность — это  совокупность (система) социально значимых  качеств, характеризующих индивида  как члена того или иного  общества, как продукт общественного  развития. Это социальная характеристика  человека, которая определяется  мерой усвоения им социального  опыта.

В науке существует несколько теорий личности, и соответственно ее определений. Термин «личность» относится к самым неопределенным и спорным вопросам. Так Б.Г. Ананьев в книге «Человек как предмет познания» отмечал, что «личность – прежде всего современник определенной эпохи, и это определяет множество ее социально-психологических свойств».2

     В своей  работе А.В. Петровский разложил личность в системе межличностных отношений следующим образом - выделив три направления личности:

  Интраиндивидное направление – это направление, отражающее свойства, принадлежащие самому субъекту;

  Интериндивидное направление – направление, рассматривающее особенности во взаимодействии личности с другими людьми;

  Метаиндивидное направление – направление, описывающее воздействие данной личности на других людей.3

    В свою очередь  профессор Л.И. Анцыферова предложила  следующее определение личности - «как способ бытия человека  в обществе, в конкретно-исторических  условиях, это индивидуальная форма  существования и развития социальных  связей и отношений».4

     Личность —  это человек, взятый в системе  таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по  природе связях и отношениях  являются устойчивыми, определяют  нравственные поступки человека, имеющие существенное значение  для него самого и окружающих.

  Необходимо различать такие понятия, как «личность», «индивидуальность» «индивид», «человек». Когда мы говорим о личности, то как бы выделяем из общей социальной структуры один из ее элементов. Причем этот элемент (личность) является носителем социальных качеств, свойственных всей социальной структуре (социальной общности). Можно сказать, что в личности как в капле воды отражаются основные свойства (качества) всего общества.

  Человек — это один из представителей человеческого рода. Говоря о человеке, мы как бы выделяем один из видов живых организмов из массы других организмов. Человек, не обладающий социальными качествами, не является личностью.

  Индивидуальность —  совокупность черт, отличающих данного  индивида от всех других.

  Индивид — это отдельный, обособленный член социальной общности. Если понятие «личность» мы используем для исследования социальных качеств человека, свойственных многим людям, то понятие «индивид» в социологии употребляется для того, чтобы выделить социальные качества конкретного человека.

Человек становится личностью, приобретая социальные качества в процессе социализации. Если он не в состоянии усвоить социальные качества (например, психически больной) или не имеет такой возможности (ребенок, выросший вне общества), то такой человек не является личностью.5

  Под «личностью» в социологии понимается конкретное выражение сущности человека, определённые образы, реализованные в индивидуальности, интеграция социально значимых черт и социальных отношений, принадлежащих к сущности данного общества. Личность всегда индивидуальна и одновременно неповторима. Личность - сложный объект изучения, поскольку она, находясь как бы на грани двух огромных миров - биологического и социального, вбирает всю их многоплановость и многомерность. Общество как социальная система, социальные группы и институты не обладают такой степенью сложности, ибо они сугубо социальные образования.6

В социологической науке существует два подхода к определению личности:

1. Формально-логический, в соответствии с которым понятие личности определяется посредством подведения его под родовое понятие «человек», а затем указываются его видовые отличия и перечисляются признаки, характерные для данных индивида, индивидуальности, личности. Таким образом, личностью признаются не все люди, а только те, которые обладают определёнными положительными качествами. Ферральные люди – ведомые люди. Личность – тот, кто обладает пассионарными качествами, ведёт людей.

2. Диалектико-логический, в соответствии с которым личность определяется посредством диалектики единичного и общего как особенная, взятая в социальном аспекте. Личность всегда должна рассматриваться как особенная (в социальном аспекте).

  Все люди обладают определёнными общими биологическими и социальными чертами. В то же время каждый человек имеет присущие только ему особенности: свою биографию, свою профессию, свои отношения с обществом. Если рассматривать общие характеристики человека, связанные с социальной сферой его жизнедеятельности, и соотнести их с его индивидуальными особенностями, то это будет искомое, особенное – личность.

Исследовав понятие «личность» можно сделать вывод, что все определения личности так или иначе обусловливаются двумя противоположными взглядами на ее развитие. Одни считают, что каждая личность формируется и развивается в соответствии с ее врожденными качествами и способностями, а социальное окружение при этом играет весьма незначительную роль. Представители другой точки зрения полностью отвергают врожденные внутренние черты и способности личности, считая, что личность – это некоторый продукт, полностью формируемый в ходе социального опыта.

Я выделяю одно из наиболее полных, на мой взгляд, определений личности. Личность — это совокупность социально значимых качеств, характеризующих индивида как члена того или иного общества, как продукт общественного развития.

 

 

 

2.Структура личности.

Одна из главных задач социологии – проблема структурного анализа личности. Структура - (от лат. structura - строение, расположение, порядок)  - англ. structure; нем. Struktur. Расположение и связь частей, составляющих целое; внутреннее строение. 7

  К проблеме структуры личности в социологии существует не один подход. Структура личности в социологии – один из самых спорных вопросов. Ее рассмотрение отличается достаточно большим разночтением.

 Существует концепция 3.Фрейда, по которой структура  личности в социологии складывается  из трех основных элементов - это  Оно (Ид), Я (Эго), Сверх-Я (Супер-Эго).

Оно представляет собой подсознательное, в котором господствуют инстинкты. В нем выделяются две потребности: агрессия и либидо.

 Я – это элемент  сознания, которое связано в бессознательным, поскольку «оно» периодически прорывается наружу.

Сверх-Эго представляет собой  внутреннего цензора, который включает совокупность моральных принципов и норм. 8

 Сознание пребывает в конфликте с проникающими в него бессознательными инстинктами, а с другой стороны – с запретами, которые диктует Сверх-Я. Разрешение этих конфликтов опосредуется сублимацией (вытеснением). Некоторое время идеи Фрейда считались антинаучными.  Но именно им структура личности в социологии стала рассматриваться как многоплановая, а в поведении человека увидел борьбу биологического и социального начал. 9

 Рассматривал структуру личности и К.К. Платонов. Он разбил структуру личности на подструктуры, число которых составило четыре: биолгически-обусловленная, психологическая, социального опыта, направленности личности.10

Современными российскими авторами структура личности в социологии видится как сочетание компонентов:

- социальная память - включает в себя оперативную информацию и знания.

- культура – ценности и социальные нормы,

- деятельность – реализация потребностей, желаний, интересов человека.

- социальный опыт - навыки, умения, привычки, приобретенные на основе личного опыта путем обучения, но уже с заметным влиянием и биологически, и даже генетически обусловленных свойств личности (например, способность к быстрому запоминанию, физические данные, лежащие в основе образования двигательных навыков и т.п.).

- особенности отражения действительности (особенности мышления, памяти, восприятия, ощущения, внимания; эмоциональных процессов – эмоций, чувств и др.);

- личные качества (убеждения, мировоззрение, интересы);

- биологические характеристики (протекание нервных процессов – возбуждения, торможения и т. п.; особенности, присущие определенному полу и возрасту).11

 Здесь нельзя также  не упомянуть точку зрения  А.Н.Леонтьева по этому вопросу: «...исходя из набора отдельных психологических или социально-психологических особенностей человека никакую "структуру личности" установить невозможно; то реальное основание личности человека лежит в той системе деятельностей, которые реализуются знаниями и умениями».12 

  И далее: «Структура личности представляет собой относительно устойчивую конфигурацию главных внутри себя иерархизированных мотивационных линий... Структура личности не сводится ни к богатству связей человека с миром, ни к степени их иерархизированности; ее характеристика лежит в соотношении разных систем сложившихся жизненных отношений, порождающих борьбу между ними».13

Таким образом, изучив различные подходы к определению структуры личности, Я прихожу к выводу, что структуру личности необходимо рассматривать, как многоплановую, состоящую из множества социальных, психологических и биологических компонентов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Типология личности.

  Типология - англ. typologie; нем. Typologie. Классификация  предметов или явлений по общности признаков. Научный метод,  основан на расчленении объектов и их группировки  с помощью обобщенной модели или типа. 14

  Каждое общество формирует соответствующий ему социальный тип личности. Процесс этот сложен и многократно опосредован. В одних и тех же объективных условиях в результате разного субъективно-оценочного отношения к ним могут складываться разные типы личности. 
  В настоящее время известны различные варианты типологии личности. Имеет смысл выделить две основные тенденции в типологии личности: в рамках социально-психологической типологии людей разделяют по психологическим признакам (темперамент, характер, интеллектуальные способности и др.); в рамках социологической типологии в качестве критериев для классификации используются такие показатели, как социальное положение, образ жизни, характер и направленность интересов и др.

  Социальный тип — это обобщенная целостная социальная характеристика личности.15 Социальный тип личности отражает влияние общественной системы на ценностные ориентации человека и через них на его реальное поведение. Общественная система стимулирует проявление определенных личностных качеств и типов поведения. Так, рыночные отношения способствуют развитию прагматизма и расчетливости, отношения в сфере производства формируют тягу к кооперации. Однако все это лишь идеализированные модели: в реальности встречаются личности, которые обладают лишь некоторыми признаками того или иного типа.

Информация о работе Личность: понятие, структура, типологии