Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 19:58, контрольная работа
Для начала, считаю необходимым рассмотреть определение личности.
Личность — понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности
1. Понятие и структура личности.
2. Теории личности.
3. Процесс социализации.
Контрольная работа
Абушенко В. Л. Личность // Новейший философский словарь / Сост. А. А. Грицанов. — Мн.: Изд. В. М. Скакун, 1998.
ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ В СОЦИОЛОГИИ И. А. Бокачев
Для начала, считаю необходимым рассмотреть определение личности.
Личность — понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности
В социологии
личность определяется, во-первых, как
системное качество индивида, обновленное
его включенностью в
Из определения следует, что «личность» и «индивид» разные понятия, и принимать из за одно и то же ошибочно. Человек становится индивидом прямо с момента рождения. Понятие личности акцентирует социальное начало индивида.
Чтобы стать
личностью, человек должен пройти определенный
путь развития. Непременным условием
этого развития являются: биологические,
генетически заданные предпосылки;
наличие социальной среды, мира человеческой
культуры, с которым ребенок
Таким образом, личность — это индивид, осознающий свою индивидуальность.
Каждая личность обладает совокупностью внутренних качеств, свойств, которые составляют ее структуру.
В табл 1.1 особенности личности сгруппированы в иерархически расположенные подструктуры по степени влияния на их формирование биологических (генетических) и социальных (приобретенных в культуре) качеств.
Иерархическая структура личности (по К.К. Платонову)
Краткое название подструктуры |
К данной структуре относятся |
Соотношение биологического и социального |
Подструктура направленности |
Убеждения, мировоззрения, личностные смыслы, интересы |
Социальный уровень (биологического почти нет) |
Подструктура опыта |
Умения, знания, навыки, привычки |
Социально-биологический уровень (значительно больше социального, чем биологического) |
Подструктура форм отражения |
Особенности познавательных процессов (мышления, памяти, восприятия, ощущения, внимания); особенности эмоциональных процессов (эмоции, чувства) |
Биосоциальный уровень (биологического больше, чем социального) |
Подструктура биологических, конституциональных свойств |
Скорость
протекания нервных процессов, баланс
процессов возбуждения и |
Биологический уровень (социальное практически отсутствует) |
Личность обладает следущими атрибутами:
Личность так же имеет свой комплекс устойчивых компонентов:
В социологии сложилось несколько теорий, по-разному объясняющих сущность и процесс формирования личности.
Несмотря на различие взглядов на проблему, все теории объединяет одно: личность формируется во взаимодействии внутренних побуждений и внешних ограничений. Рассмотрим теории более подробно.
Фрейд противопоставляет принцип реальности и принцип удовольствия как два основных движущих механизма в психике человека.
Принцип реальности состоит в том, что далеко не все желания по объективным
причинам могут быть удовлетворены немедленно.
Принцип удовольствия связан
с действием психических
Сверх-Я (Супер-Эго) – Нормы общества, интернализованные человеком |
Я – сознание личности |
Оно – Бессознательное (интенсивные желания) |
Пояснения к схеме: Оно, содержащее интенсивные желания, требует от человека (от Я) немедленного их удовлетворения. Сверх-Я, то есть совокупность ценностей, норм, идеалов, полученных человеком от окружения, требует от Я, чтобы его действия соответствовали нормам;
нарушение их приводит к наказанию или потере любви и уважения со стороны значимых других. Сверх-Я воплощает в себе социальный контроль, а потому эту инстанцию нельзя полностью отождествлять с желанием.
Но противоречия между желаниями и требованиями Сверх-Я в общем нет, так как при условии
обладания Сверх-Я положительно оцениваемыми чертами человек может надеяться на одобрение со стороны окружения, а следовательно, его стремление быть уважаемым и любимым будут удовлетворены. Кроме того, сам факт достижения идеала или приближения к нему может стать источником очень интенсивного удовольствия вне соотнесения с ожидаемой оценкой других людей.
Психоаналитический подход во многом односторонний. Запреты Сверх-Я и принцип реальности, как правило, не носят абсолютного характера; если они становятся слишком жесткими, возникает психическая патология, которая и лечится психоанализом.
Безусловнорефлекторном
условнорефлекторном
оперантном
Вся процедура научения получила название «последовательного наведения на нужную реакцию».
Данные, полученные при изучении поведения животных, Скиннер переносит на человеческое поведение, что приводит к крайне биологизаторской трактовке человека.
Основной вывод теории: чем выше стимул, чем ценнее вознаграждение, тем чаще человек будет демонстрировать поощряемое поведение.
Ключевым понятием выступает «диспозиция», или установка, в самом широком ее смысле. Диспозиции делят на высшие и низшие.
- Высшие регулируют общую направленность поведения.
- Низшие – поведение в определенных сферах деятельности, направленности поступков в типичных ситуациях.
Диспозиционная концепция
дает возможность объяснить
По мнению Ч. Х. Кули, отличительной чертой идеи выступает некий характерный тип чувства, который можно назвать «чувством моего» или «чувством присвоения». Кули поставил перед собой задачу исследовать процесс постепенного понимания личностью отличия своего Я от других
личностей. В результате исследований он пришел к выводу, что
становление концепции собственного Я:
а) во-первых, предполагает длительный и противоречивый процесс,
б) во-вторых, не может осуществляться без участия других личностей, т.е. без социального
окружения.
Из понятия самости
следует концепция зеркального
Идеи Кули получили развитие в творчестве Дж. Г. Мида. Мид разработал теорию, при помощи которой можно описать и объяснить то, как индивид воспринимает других личностей. Результатом исследований Мида стала концепция «обобщенного другого», дополняющая теорию
зеркального «Я». Согласно Миду, «обобщенный другой» – это ценности и стандарты,
которые разделяются некоторой группой, формируют у членов этой
группы индивидуальный Я-образ. Осознание «обобщенного
другого» предполагает два других процесса, без которых оно невозможно:
«принятие роли» и «исполнение роли».
Социализация - это процесс, посредством которого индивидом усваиваются (интернализуются) нормы его группы таким образом, что через формирование собственного "Я" проявляется уникальность данного индивида как личности.
Социализация включает в себя образование, воспитание и все остальные воздействия, оказывающие влияние на становление личности.
Существует 2 основных подхода в определении сущности процесса социализации:
При этом социализация рассматривается как процесс, который продолжается в течение всей жизни человека. Принято выделять первичную (период детства) и вторичную социализацию (зрелый и преклонный возраст).
Групповой опыт. В самом начале жизненного пути человек не имеет своего собственного "Я". Обособление личности сначала от физического мира, а затем от социального - довольно сложный процесс, который продолжается всю жизнь.
Известный американский психолог и социолог Чарльз Кули определил, что развитие концепции собственного "Я" происходит в ходе длительного, противоречивого и запутанного процесса и не может происходить без участия других личностей, т.е. без социального окружения. Каждый человек, по предположению Ч. Кули, строит свое "Я', основываясь на воспринятых им реакциях других людей, с которыми он вступает в контакт.
Это человеческое "Я", открывающееся через реакции других, получило известность как зеркальное "Я".
Ч. Кули определил три стадии в построении зеркального "Я": 1) наше восприятие того, как мы смотрим на других; 2) наше восприятие их мнения по поводу того, как мы смотрим; 3) наши чувства по поводу этого мнения.
Таким образом, социальное зеркало постоянно действует, оно постоянно перед нами и также постоянно изменяется. Развиваясь, личность становится не только более строгой при выборе группы личностей, выполняющих роль социального зеркала, но и осуществляет отбор образов, оказывающих на нее влияние.
Определив возможность
формирования личности, "Я"-образа
на основании зеркального "Я",
Ч. Кули тем не менее не учитывал
активности личности. В соответствии
с его учением личность развивается
только благодаря мнениям других,
ограничиваясь избирательной
Дж. Мид (профессор Чикагского университета, философ, социолог и социальный психолог) различал три стадии процесса обучения ребенка исполнению взрослых ролей. Первая - подготовительная стадия (в возрасте от 1 до 3 лет), во время которой ребенок имитирует поведение взрослых без какого-либо понимания (например, девочка наказывает куклу). Вторая стадия, называемая игровой (в 3-4 года), наступает тогда, когда дети начинают понимать поведение тех, кого они изображают, но исполнение роли еще неустойчиво. В какой-то момент мальчик изображает из себя строителя и укладывает игрушечные блоки один на другой, однако минутой позже он начинает бомбардировать свои постройки, затем становится милиционером, после чего космонавтом. Третья - заключительная стадия (в 4-5 лет и далее), в которой ролевое поведение становится собранным и целенаправленным и проявляется способность ощущать роли других актеров.
Американский ученый-социолог А. Халлер в дополнение к теории Дж. Мида разработал концепцию "значимого другого". "Значимый другой" - это та личность, одобрения которой данный индивид добивается и чьи указания он принимает.
Уникальный индивидуальный опыт.
Каждый личностный опыт уникален потому, что никому в точности не удается повторить его. Можно также отметить, что картина индивидуального опыта усложняется тем, что личность не просто суммирует этот опыт, а интегрирует его.
Психоаналитики утверждают, что определенные инциденты, происшедшие в ходе личностного опыта, могут быть критическими, так как они придают определенную окраску всем последующим реакциям человека на окружающую среду.
Таким образом, если групповой опыт может быть сходен или даже одинаков у различных личностей, то индивидуальный опыт всегда уникален. Именно поэтому не может быть совершенно одинаковых личностей.
Информация о работе Личность и её структура. Процесс социализации