Личность и её теория

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 00:13, реферат

Краткое описание

Вопрос о соотношении в человеке природного и социального издавна волновал умы естествоведов и представителей различных гуманитарных наук. В современной социологии представители такого направления как социобиология (Э. О. Уилсон, Д. Бэрэш) считают, что продуктом эволюции являются не только физические, но и поведенческие характеристики. Поведение человека обусловлено не социумом, а его физической природой, инстинктами. Некоторые антропологи (М. Мид, Э. Оукли) отстаивают преимущественное влияние социальной среды, культурных различий на поведение человека.

Вложенные файлы: 1 файл

Личность и её теория.docx

— 23.43 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

 

Личность и её теория

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                    

 

 

                                                                                                группа 107322

                                                                                                  Коваленко Н. В.

Понятие «личность» (наряду с культурой) является, пожалуй, самым  емким, многомерным, трудноуловимым (в  то же время «затертым»). Для более качественного усвоения понятия «личность» сравним такие понятия как индивид, индивидуальность и личность.

Индивид – единичный человек как биосоциальное существо.

Индивидуальность – характеристики уникальности, неповторимости, присущей данной личности.

Личность – единичный человек как система устойчивых качеств, свойств, реализуемых в социальной жизни.

Таким образом, индивид – понятие скорее биологическое, чем социальное. В это понятие не входят специфические особенности человеческого общества, в котором индивиду предстоит жить. В то же время понятие индивид включает задатки психических качеств или психические свойства личности, которые, развиваясь, и создают личность человека.

Личность – понятие скорее социальное, чем биологическое. Личность – это индивид, включенный в систему общественных отношений. Личность как объект социальных отношений, формируясь, впитывает эти отношения, учится играть определенные роли, усваивает ценности и нормы общества, образцы поведения. Личность как субъект социальных связей имеет определенную независимость, автономность от общества, дающую возможность не  только чувствовать себя частью единого социального целого, но и противопоставить себя обществу. Автономность личности связана с умением управлять собой; предполагает наличие самосознания, т. е не просто сознания мышления и воли, а способности к самоанализу, самооценке, самоконтролю.

Личность – это любой человек (а не только яркий, исключительный), рассмотренный в его социальности как ответственный и сознательный субъект (деятель) социальной жизни. Индивидуальность может быть присуща каждой личности, а не только наиболее талантливым людям.

С одной стороны, понятие  «личность» не просто изучать в рамках строгих научных конструкций, но с другой стороны любая наука, в том числе и социология, изучает типичное, повторяющееся. Поэтому научно-социологический анализ личности волей-неволей формализует такой  подвижный объект  изучения как личность.

Вопрос о соотношении  в человеке природного и социального  издавна волновал умы естествоведов  и представителей различных гуманитарных наук. В современной социологии представители  такого направления как социобиология (Э. О. Уилсон, Д. Бэрэш) считают, что продуктом эволюции являются не только физические, но и поведенческие характеристики. Поведение человека обусловлено не социумом, а его физической природой, инстинктами. Некоторые антропологи (М. Мид, Э. Оукли) отстаивают преимущественное влияние социальной среды, культурных различий на поведение человека.

Структура личности

1) По Дж. Миду, структура сформировавшейся личности состоит из двух компонентов: «Я – сам» (объект самосознания, самопонимания) и «Я – меня» - рефлексия на оценки других и общество в целом;

2) Ч. Кули (концепция зеркального «Я») считал, что личность – продукт социальных взаимодействий – интеракций. Представления человека о себе (а это, по Кули, и есть структура личности) формируются в процессе взаимодействия с другими людьми. Человек познает себя, представляя, что  о нем думают другие, т.е. в интеракциях, как бы отражается в представлениях о нем других людей, как в зеркалах, создает свое зеркальное «Я», которое состоит из трех элементов: представление о том, что другие видят меня; представление о том, как другие оценивают меня; ощущение «Я» как ответ на представление и оценки меня.

3) По представлениям З. Фрейда, человек всегда находится в конфликте с обществом и его биологические побуждения противоречат социальным нормам. Именно в постоянной борьбе с природными инстинктами, с социальным контролем формируется структура личности, которая состоит из трех компонентов:

- Ид («Оно») – бессознательное,  энергия инстинктов (два основных  инстинкта – Эрос (инстинкт продолжения  жизни, сексуальная энергия) и  инстинкт смерти – Танатос). Основной принцип существования Ид – «Хочу». При освобождении Ид ослабляется внутреннее напряжение и возникает удовлетворение.

- Эго («Я») – сознание, действует по принципу «Могу». Индивидуализирует поступки человека. Развивается по мере роста  самосознания личности.

- Суперэго (сверх-«Я») – компонент личности, который сложился под влиянием социального контроля, культурных норм и запретов. Основной принцип – «Надо».

4) Маркс, исследуя объективные  законы поведения людей показывает, что природные, органические стороны и черты индивида выступают в структуре личности как социально обусловленные элементы. Биологическое существует в личности в превращённой форме как социальное. Для марксизма личность – это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе в совокупности отношений, общественных по своей природе, в которые индивид вовлекается.

Маркс, исследуя объективные законы поведения людей показывает, что природные, органические стороны и черты индивида выступают в структуре личности как социально обусловленные элементы. Согласно марксистской теории личности биологическое существует в личности в превращённой форме как социальное. Для марксизма личность – это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе в совокупности отношений, общественных по своей природе, в которые индивид вовлекается.

Для марксизма проблема исследования личности – это исследование его  места, позиции в системе общественных связей; это исследование того, что, ради чего и как использует человек  врождённые качества.

Социологическая структура личности.

1. Положение личности в системе  производственных отношений определяет  отношение собственности. Понятие  личности в социологической системе  определяется через понятие статус, т.е. принадлежность личности  к той или иной социальной  группе. Статус – это социальная  позиция личности, связанная с  определенными правами и обязанностями.

2. Совокупность выполняемых ролей.  Человек принимает на себя  ту или иную социальную роль  в силу социальных условий  и природных факторов.

3. Направленность личности. Совокупность  потребностей, интересов, взглядов, идеалов, выступающих мотивами  индивидуального поведения. Направленностью  подкрепляется личностное положение  в обществе.

5) Согласно Адлеру, люди стараются компенсировать чувство собственной неполноценности, которое они испытывали в детстве, и переживая неполноценность, в течение жизни борются за превосходство. Каждый человек вырабатывает свой уникальный стиль жизни, в рамках которого стремится к достижению фиктивных целей, ориентированных на превосходство или совершенство. (С этим связано понятие “фикционный финализм” – идея о том, что поведение человека подчинено им самим намеченным целям в отношении будущего). Согласно Адлеру, стиль жизни особенно ясно проявляется в установках личности и её поведении, направленном на решение трёх основных жизненных задач: работа, дружба и любовь. Основываясь на оценке степени выраженности социального интереса и степени активности по отношению к этим трём задачам, Адлер различал типа установки, сопутствующих стилю жизни: управляющий (самоуверенность, напористость, незначительный социальный интерес, установка превосходства над внешним миром) берущий (паразитизм в отношении внешнего мира, отсутствие социального интереса, низкая степень активности), избегающий (отсутствие активности и социального интереса, опасение нуда, бегство от решения жизненных задач) и социально-полезный (сочетание высокой степени социального интереса с высокой активностью, забота о других и заинтересованность в общении, осознание важности сотрудничества, личного мужества и готовности вносить вклад в благоденствие других).

Адлер полагал, что стиль жизни  создаётся благодаря творческой силе индивидуума, однако определённое влияние на него оказывается порядком рождения (первенец, единственный ребёнок, средний или последний ребёнок). Также в индивидуальной психологии упор делается на так называемый социальный интерес – а именно внутреннюю тенденцию человека к участию в создании идеального общества.

На основании выше изложенных теорий, можно сделать вывод, что личность является элементарной единицей общества.

 

 

Список  литературы

  1. Волков Ю. Г., Мостовая И. В. Социология. Учебник. М., 1998 г.
  2. Ильенков И.В. Что такое личность. Москва 1991 г.
  3. Немировский В. Г. Социология личности. М., 1989 г.
  4. Петровский А. В. Личность, деятельность, коллектив. М., 1992 г. 
  5. Штомпка П. Социология социальных изменений. Москва, 1996 г

 

 

 

 

 


Информация о работе Личность и её теория