Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 16:00, реферат
Целью работы является рассмотрение личности, как субъекта общественных отношений, структуру и типологию личности, а так же рассмотрение социализации и ее агентов.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1.рассмотреть понятие личности, человека, индивида;
2.изучить структуру и типологию личности;
3.ознакомиться с процессом социализации и ее агентами.
Введение
Понятие «личность» относится к числу самых неопределенных и спорных в науке.
Личность рассматривается как результат социализации индивида, который усваивает традиции и систему ценностных ориентаций, выработанных человечеством. Чем больше человек смог воспринять и усвоить в процессе социализации, тем более развитую личность он собой представляет.
При всем разнообразии толкований понятия
«личность» авторы их согласны с тем,
что личностью не рождаются, а
становятся и для этого человек
должен предпринять немалые усилия:
овладеть речью, разнообразными моторными,
интеллектуальными и
Еще в 1937 гг. исследователь Г. Олпорт насчитал 50 определений личности, почерпнутых из философии, теологии, юриспруденции, социологии и психологии.[2;352]
Большинство ученых склонны признавать за всеми людьми право называться личностью; хотя иногда — с определенными оговорками. Ребенка, подростка и юношу корректнее называть формирующейся личностью, так как в эти возрастные периоды происходит развитие и оформление его качеств в целостную систему.
Зрелая личность характеризуется целостностью и иерархичностью. Целостность означает, что человек в разных условиях ведет себя предсказуемо. А под иерархичностью понимается способность человека управлять своими биологическими потребностями. Иными словами, зрелая личность действует не под влиянием сиюминутных условий, а на основе системы ценностей, которая складывается годами.
Еще одна характеристика зрелой личности состоит в том, что человек всегда занимает активную жизненную позицию в любой деятельности, которой он занимается. Личность способна сама определять для себя смысл, цели и задачи деятельности и ищет оптимальные способы их выполнения.
Эта тема является чрезвычайно актуальной, так как необходимость исследования личности очень важна. Именно в рамках социальной психологии выясняется и объясняется, каким образом личность усваивает социальные влияния (через какую из систем ее деятельности), а с другой стороны, каким образом она реализует свою социальную сущность (через какие конкретные виды совместной деятельности). Несомненный интерес данная тема представляет как для психологов, так и для психиатров, педагогов, философов, социологов.
Целью работы является рассмотрение личности, как субъекта общественных отношений, структуру и типологию личности, а так же рассмотрение социализации и ее агентов.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1.рассмотреть понятие личности, человека, индивида;
2.изучить структуру и типологию личности;
3.ознакомиться с процессом социализации и ее агентами.
Глава I
Личность как субъект общественных отношений. Структура и типология личности
§1.1 Личность как субъект общественных отношений
Личность — это человек,
обладающий самосознанием и
Одним из центральных направлений социологии является исследование личности.
Это обуславливается рядом факторов:
1) личность является одним
из главных субъектов
2) функционирование общества
невозможно без учета
3) личность представляет собой индикатор общественного развития.
Однако прежде чем приступать к рассмотрению личности, необходимо проанализировать такие близкие к этому понятию термины, как «человек», «индивид», «индивидуальность».
Человек — это высшая ступень живых организмов на Земле, субъект общественно-экономической деятельности и культуры.
Индивид — отдельно взятый человек как представитель рода.
Индивидуальность — специфические природные и социальные качества, которые сложились у человека на основе унаследованных биологических предпосылок, его социального положения и воспитания.
В процессе развития социологического знания сформировались различные подходы к рассмотрению и анализу личности.[6;68]
Среди них можно выделить шесть основных подходов.
1. Диалектико-материалистический подход, согласно которому человек изначально есть существо социальное, а его становление как личности происходит под действием четырех факторов: биологии индивида, его социального окружения, воспитания и навыков самовоспитания.
2. Антропологический подход,
при котором личность
3. Нормативный подход, в
рамках которого личность
4. Социологический подход,
суть которого заключается в
понимании каждого человека
5. Персоналистический подход,
в котором личность
6. Биолого-генетический подход предполагает, что поведение человека определяется его биопрограммой.
Анализируя все указанные подходы, можно дать системное определение личности, которое должно строится на следующих принципах:
1) личность выступает
одновременно субъектом и
2) личность обладает
3) личность, будучи биосоциальным явлением, объединяет в себе как черты биологического рода человека, так и социальной общности, в которой она существует;
4) поведение личности
зависит от ее неповторимых
личностных характеристик,
Учитывая все эти принципы, личность можно определить как интегральное понятие, характеризующее человека в качестве объекта и субъекта биосоциальных отношений и объединяющее в нем общечеловеческое, социально-специфическое и индивидуально-неповторимое.
Изучение и анализ личности как сложного социального явления предполагает выделение ее структуры.
§1.2 Структура личности
Личность, обусловленная
конкретными социальными
Исходя из указанных особенностей личности как явления, можно выделить следующие элементы ее структуры: биологическое, психологическое и социальное.
Биологический уровень включает в себя природные, общие по происхождению качества личности (строение тела, половозрастные особенности, темперамент и т. д.).
Психологический уровень личности объединяет ее психологические особенности (чувства, воля, память, мышление). Психологические особенности находятся в тесной взаимосвязи с наследственностью личности.
Наконец, социальный уровень личности разделяется на три подуровня:
1) собственно-социологический (мотивы поведения, интересы личности, жизненный опыт, цели), этот подуровень тесно связан с общественным сознанием, которое объективно по отношению к каждому человеку, выступая как часть социальной среды, как материал для индивидуального сознания;
2) специфически-культурный (ценностные и иные установки, нормы поведения);
3) нравственный (мораль, нравственность).
Особое внимание при исследовании личности как субъекта общественных отношений социологи уделяют внутренним детерминантам ее социального поведения.
К таким детерминантам относятся прежде всего потребности и интересы. [6;70]
Потребности — это те формы взаимодействия с миром (материальные и духовные), необходимость которых обусловлена особенностями воспроизводства и развития его биологической, психологической, социальной определенности и которые осознаются, ощущаются человеком в какой-либо форме.
Интересы — это осознанные потребности личности. Потребности и интересы личности лежат в основе ее ценностного отношения к окружающему миру, в основе системы ее ценностей и ценностных ориентаций.
§1.3 Типология личности
Под типологией понимают метод научного познания, в основе которого лежит «расчленение» систем и объектов и их группировка с помощью обобщённой идеализированной модели или типа (формы, образца). Типология личности предполагает выявление сходства и различия многообразных её типов по ряду оснований.
Не затрагивая многочисленные классификации психологических типов личности, нужно обосновать философский подход к этой процедуре, сутью которого является акцент на отношении человека к миру в целом.
Среди различных критериев и личностных показателей, лежащих в основе классификации личности одно из принципиальных мест занимают эмоциональные особенности. И это не случайно, ведь человеческие поступки далеко не только результат логических рассуждений и выводов. Логика человеческой деятельности всегда находится под непосредственным влиянием чувств. Знание, подкрепляемое чувством, превращается в убеждение; чувства служат двигателем, ведущим от убеждения к поступку.[3;212]
Исходя из этого, всех людей можно подразделить на категории в зависимости от их установок на те или иные переживания, характеризующие человеческую индивидуальность. Такие установки могут быть основаны на следующих чувствах:
- чувстве, возникающем
на основе потребности в
- чувстве, связанном с
потребностью в
- постоянном переживании своей деятельности, ее успешности или неуспешности, трудностей в ее осуществлении и завершении;
- чувстве, происходящем от потребности в преодолении опасности, на основе которой позднее возникает интерес к тяжелым испытаниям, напряженной борьбе;
- чувстве, связанном с удовлетворением потребности в телесном и душевном комфорте;
- постоянном стремлении к новой информации, а также к ее систематизации, осмыслению и обобщению;
- радости созерцания красоты
и гармонии мира, а также ощущения
гармонии личности с ее
- чувстве, связанном со
стремлением ко всему
- чувстве, связанном с потребностью в содействии, помощи покровительстве другим людям
Преобладание (доминирование) одного из перечисленных чувств в характере личности делает ее или коммуникабельной, или честолюбивой, или рефлексивной, или героической, или гедонистической, или интеллектуальной, или эстетствующей, или романтической, или альтруистической.
Общая эмоциональная направленность существенно определяет круг повседневных интересов, стиль общения, некоторые особенности творческого процесса и пр. При этом она, как ведущая характеристика личности, не препятствует переживанию всего богатства других чувств, но своеобразно окрашивает их, проявляясь во всех без исключения стремлениях личности.[3;215]
Основаниями типологии личности выступают также отношения, связи и сферы деятельности, в которые человек включён в процессе жизни, труда и общения. Исходя из этого, выделяются следующие типы личности:
а) по носителям социально-классовых отношений - личность рабочего, крестьянина, интеллигента;
б) по субъектам национальных отношений - личность конкретного представителя нации, народности, этнической группы;
в) по сферам деятельности - личность учёного, конструктора, экономиста, военнослужащего, врача, юриста, педагога, учащегося и т.д.
В зависимости от положения в обществе, социально-профессиональной деятельности, национальных или иных особенностей человека, могут проявляться самые различные качества, свойства и черты личности.
Глава II Социализация личности, механизмы и агенты социализации