Личность и общество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 18:54, контрольная работа

Краткое описание

Проблема личности исследуется многими науками и является по сути дела предметом междисциплинарного изучения. Особое место проблема личности занимает в социологии физической культуры и спорта. Следует отметить, что в научной литературе проводится разграничение таких понятий, как «человек», «индивид», «личность».

Содержание

1. Социологическое понятие личности. Социальные статусы и роли личности
2. Социализация личности: понятие, этапы и агенты. Правовая социализация личности
3. Девиантное поведение личности: понятие, социологические теории, виды

Вложенные файлы: 1 файл

Социология .doc

— 94.50 Кб (Скачать файл)

Интенсивность и результативность влияния на личность людей и социальной среды зависят от обращенных к индивиду ожиданий и предъявляемых ему требований, а также организованного и осуществляемого социального контроля, формами которого являются:

– поощрение социального поведения человека;

– наложение штрафных санкций (моральных, денежных, материальных);

– ограничение взаимодействия с человеком лишь установленными формальными требованиями (правовыми, производственными);

– непризнание интересов и потребностей человека;

– прекращение взаимоотношений и взаимодействия с человеком, бойкот;

– реабилитация прав ранее наказанного (формально или неформально) лица и восстановление отношений и взаимодействия с ним членов сообщества.

Таким образом, социологическое  понятие личности выражает интегральное социальное качество, приобретенное индивидом в процессе включения в систему общественных связей и отношений. Личность выступает как объектом, так и субъектом общественных отношений. Взаимодействуя с окружающей социальной средой, личность вырабатывает свои ценностные ориентации, социальные установки и модели поведения. Формирование новых потребностей, интересов и диспозиций становится важным фактором творческой деятельности личности, преобразования условий ее жизни, развития общества в целом.

 

2. Социализация личности: понятие, этапы и агенты. Правовая социализация личности.

Социализацией называется процесс становления личности, ее обучения, воспитания и усвоения социальных норм, ценностей, установок, образцов поведения, присущих данному обществу.

Социализация выполняет в общество три основных задачи:

1) интегрирует индивида в общество, а также в различные типы социальных общностей через усвоение им элементов культуры, норм и ценностей;

2) способствует взаимодействию  людей в следствии принятия ими социальных ролей;

3) сохраняет общество, производит и передает культуру поколений через убеждения и показ соответствующих образцов поведения [4].

По мнению Ч. Кули, личность проходит следующие стадии социализации:

1) имитацию - копирование детьми поведения взрослых;

2) игровую - детское поведение как исполнение роли со значением;

3) групповые игры - роль как ожидаемое от нее поведение. В процессе социализации различают ее первичные и вторичные формы.

Первичная (внешняя) социализация означает приспособление индивида к  ролевым функциям и социальным нормам, складывающимся в различных социальных институтах общества на различных уровнях жизнедеятельности человека. Происходит это через социальную идентификацию – т.е. осознание своей принадлежности к данной общности. Агентами здесь выступают семья, школа, сверстники либо субкультуры и компенсаторы, ведущие к десоциализации.

Вторичная социализация - интериоризация, т.е. означает процесс включения социальных ролей во внутренний мир человека. В результате складывается система внутренних регуляторов поведения личности, что обеспечивает соответствие (либо противодействие) поведения индивида заданным со стороны общественной системы образцам и установкам. Это представляет собой жизненный опыт, способность к оценке норм, тогда как на уровне идентификации они в основном лишь усваивались [3].

Важнейшими факторами  социализации личности выступает феномен  нахождения индивида в группе и самореализации через нее, а также вхождение  индивида в более сложные структуры  общества.

Группа выступает в  качестве социальной ниши, обеспечивающей личности определенный уровень комфорта. Но этот уровень обеспечен лишь при соблюдении необходимых условий бесконфликтного включения человека в группу - при соответствии личностных ожиданий и требований группы к возможностям личности.

Основными определяющими  факторами на внеличностном (групповом) уровне выступают понятия социальной стратификации: статус, роль, престиж, должность и т.д.

На следующем - межличностном (внутригрупповом) уровне важнейшими факторами социализации являются национальные особенности; характер деловых и личностных взаимоотношений между членами группы; сплоченность членов группы на основе общих интересов.

На личностном уровне проявляются характеристики члена группы как личности через его самооценку, анализ взаимозависимости, потребность в самоутверждении. На данном уровне определяющими факторами, снижающими риск социальных конфликтов в обществе, являются личная ответственность, осознание себя членом группы, личный контроль действий.

В результате социализации формируются различные типы личности, социальные характеры, разнообразные потребности, ценностные ориентации [3].

В каждом обществе имеются  социальные группы и институты, с  которыми подрастающее поколение связано  в той или иной степени. Они  называются агентами социализации. Агенты социализации служат проводниками культуры данного общества в целом, а также культуры соответствующих социальных групп.

Так как исследователи, рассматривающие разнообразные  по форме и содержанию взаимодействия человека с окружающим миром, обычно выделяют первичную и вторичную социализацию, то можно говорить об агентах первичной и вторичной социализации.

Агенты первичной социализации – это ближайшее и непосредственное окружение человека (родители, братья и сестры, бабушки и дедушки, другие родственники, няни, друзья семьи, сверстники, учителя, тренеры, руководители внеклассных кружков и т.д.). Агенты вторичной социализации – это представители администрации школы, вуза, предприятия, армии, милиции, церкви, государства, сотрудники средств массовой информации и т.д. Каждый из агентов первичной социализации может выполнять множество функций (отец – опекун, администратор, воспитатель, учитель, друг), а вторичной – одну-две. Функции агентов первичной социализации взаимозаменяемы, а вторичной нет. Объясняется это тем, что первые универсальны, а вторые специализированы. Так, взаимозаменяемы некоторые функции родителей и ровесников – сверстники выступают в роли партнеров по играм и квазиродителей: старшие дети опекают и заботятся о младших. Взаимозаменяемы также функции родителей и родственников, вторые могут заменить первых. Однако этого же нельзя сказать об агентах вторичной социализации, поскольку они являются узко специализированными: судья не может заменить бригадира или учителя [2].

Агенты первичной социализации составляют первичную среду личности. Агенты вторичной социализации относятся  к формальному (официальному) окружению  человека, вторичной среде. Для ранних этапов социализации характерна исключительная значимость первичной среды. По мере взросления человека, овладения им какой-либо профессией, развития его деятельности в тех или иных организациях возрастает роль вторичной среды. Тем не менее первичная среда всегда остается «ближе» для человека и более значимой.

Правовая социализация составляет необходимую часть общей социализации и представляет собой специфическое проявление ее законов в сфере формирования и развития индивидуального политического и правового сознания.

В своем развернутом  виде правовая социализация означает все более осознание человеком, гражданином своей социальной роли, места в социальной структуре общества, выработку самосознания представителя класса, члена партийной группы, все более широкое включение в социально-правовые отношения, наполнение их личностным содержанием. Этот процесс происходит в течение всей жизни человека. Основной содержательный смысл и особенность социализации индивида в условиях демократического режима - в приобщении его к политическим и правовым нормам, ценностям, к политической и правовой культуре и практике в целом, к сознательной социально активной деятельности, которая является универсальным способом совершенствования социальной среды и одновременно - формирования личности. Следует отметить строгую конкретность правовой социализации, ее зависимость от определенного общества. В любом обществе существуют исторические традиции, экономические, правовые, культурные институты, определенный набор представлений, норм и ценностей, разделяемых большинством его членов. Правовая социализация предполагает преемственность и трансляцию всего этого наследия, в ходе которых происходит интерпализация индивидом норм и ценностей. Неотъемлемой составной частью процесса социализации выступают политическое и правовое воспитание. Они основаны па сознательном усвоении и «переработке» определенных принципов, политики, права, социальных и моральных норм, для того, чтобы устоять перед любым негативным внешним влиянием [3].

 

3. Девиантное  поведение личности: понятие, социологические теории, виды.

В процессе социализации возможны сбои, неудачи. Проявлением  недостатков социализации является отклоняющееся (девиантное) поведение - это различные формы негативного поведения лиц, сфера нравственных пороков, отступление от принципов, норм морали и права. К основным формам отклоняющегося поведения принято относить правонарушаемость, включая преступность, пьянство, наркоманию, проституцию, самоубийство.

Многочисленные формы  отклоняющегося поведения свидетельствуют  о состоянии конфликта между  личностными и общественными  интересами. Отклоняющееся поведение - это чаще всего попытка уйти из общества, убежать от повседневных жизненных проблем и невзгод, преодолеть состояние неуверенности и напряжения через определенные компенсаторные формы. Однако отклоняющееся поведение не всегда носит негативный характер. Оно может быть связано со стремлением личности к новому, попыткой преодолеть консервативное, мешающее двигаться вперед. К отклоняющемуся поведению могут быть отнесены различные виды научного, технического и художественного творчества [1].

Рассмотрим различные  виды социальных отклонений:

1) Культурные и психические отклонения. Социологов интересуют прежде всего культурные отклонения, то есть отклонения данной социальной общности от норм культуры. Психологов же интересуют психические отклонения от норм личностной организации: психозы, неврозы и так далее.

Люди часто пытаются связывать культурные отклонения с  психическими. Например, сексуальные  отклонения, алкоголизм, наркомания и  многие другие отклонения в социальном поведении связывают с личностной дезорганизацией, иначе говоря с  психическими отклонениями. Однако личностная дезорганизация далеко не единственная причина отклоняющегося поведения. Обычно психически ненормальные личности полностью выполняют все правила и нормы, принятые в обществе, и, наоборот, для личностей, психически вполне нормальных, бывают характерны весьма серьезные отклонения. Вопрос о том, почему это происходит, интересует как социологов, так и психологов.

2) Индивидуальные и  групповые отклонения. Индивидуальные, когда отдельный индивид отвергает  нормы своей субкультуры; групповое, рассматриваемое как конформное поведение члена девиантной группы по отношению к ее субкультуре (например, подростки из трудных семей, проводящие большую часть своей жизни в подвалах. «Подвальная жизнь» кажется им нормальной, у них существует свой «подвальный» моральный кодекс, свои законы и культурные комплексы. В данном случае налицо групповое отклонение от доминирующей культуры, так как подростки живут в соответствии с нормами собственной субкультуры).

3) Первичное и вторичное  отклонения. Под первичным отклонением подразумевается отклоняющееся поведение личности, которое в целом соответствует культурным нормам, принятым в обществе. В данном случае совершаемые индивидом отклонения так незначительны и терпимы, что он социально не квалифицируется девиантом и не считает себя таковым. Для него и для окружающих отклонение выглядит просто маленькой шалостью, эксцентричностью или на худой конец ошибкой.

Вторичным отклонение называют отклонение от существующих в группе норм, которое социально определяется как девиантное.

4) Культурно одобряемые  отклонения. Отклоняющееся поведение  всегда оценивается с точки  зрения культуры, принятой в данном  обществе. Следует выделить необходимые  качества и способы поведения,  которые могут привести к социально  одобряемым отклонениям:

- сверхинтеллектуальность.  Повышенная интеллектуальность  может рассматриваться как способ  поведения, приводящий к социально  одобряемым отклонениям лишь  при достижении ограниченного  числа социальных статусов. Интеллектуальная  посредственность невозможна при исполнении ролей крупного ученого или культурного деятеля, в то же время сверхинтеллектуальность менее необходима для актера, спортсмена или политического лидера;

- особые склонности. Позволяют  проявлять уникальные качества  на очень узких, специфических участках деятельности.

- сверхмотивация. Многие  социологи считают, что интенсивная  мотивация часто служит компенсацией  за лишения или переживания,  перенесенные в детстве или  юности;

- личностные качества - личностные черты и свойства характера, которые помогают достичь возвышения личности;

- счастливый случай. Большие  достижения - это не только ярко выраженный талант и желание, но и их проявление в определенном месте и в определенное время.

5) Культурно осуждаемые  отклонения. Большинство обществ  поддерживает и вознаграждает социальные отклонения, проявляемые в форме экстраординарных достижений и активности, направленной на развитие общепринятых ценностей культуры. Нарушение же нравственных норм и законов в обществе всегда строго осуждалось и наказывалось.

В изучении причин отклоняющегося поведения существует три вида теорий: теории физических типов, психоаналитические теории и социологические, или культурные, теории.

В соответствии с социологическими, или культурными, теориями индивиды становятся девиантами, так как процессы проходимой ими социализации в группе бывают неудачными по отношению к некоторым вполне определенным нормам, причем эти неудачи сказываются на внутренней структуре личности. Когда процессы социализации успешны, индивид сначала адаптируется к окружающим его культурным нормам, затем воспринимает их так, что одобряемые нормы и ценности общества или группы становятся его эмоциональной потребностью, а запреты культуры частью его сознания. Он воспринимает нормы культуры таким образом, что автоматически действует в ожидаемой манере поведения большую часть времени. Ошибки индивида редки, и всем окружающим известно, что они не являются его обычным поведением.

Информация о работе Личность и общество