Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 16:16, контрольная работа
1. Социологическое понятие личности. Социальные статусы и роли личности.
В повседневном и научном языке очень часто встречаются термины: «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». Чаще всего эти слова употребляются как синонимы, однако они имеют существенные смысловые оттенки. Человек – понятие самое общее, родовое. Индивид понимается как отдельный, конкретный человек. Индивидуальность можно определить как совокупность черт, отличающих одного индивида от другого, причем различия проводятся на самых разных уровнях – психологическом, социальном и др. Понятие личность же вводится для выделения, подчеркивания неприродной (социальной) сущности человека и индивида, т.е. акцент делается на социальном начале.
Тема 1. Личность и общество
1. Социологическое понятие личности. Социальные статусы и роли личности.
В повседневном и научном языке очень часто встречаются термины: «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». Чаще всего эти слова употребляются как синонимы, однако они имеют существенные смысловые оттенки. Человек – понятие самое общее, родовое. Индивид понимается как отдельный, конкретный человек. Индивидуальность можно определить как совокупность черт, отличающих одного индивида от другого, причем различия проводятся на самых разных уровнях – психологическом, социальном и др. Понятие личность же вводится для выделения, подчеркивания неприродной (социальной) сущности человека и индивида, т.е. акцент делается на социальном начале.
«Личность – это человек, взятый в его социальном качестве, то есть представленный такими его свойствами, как сознание, социальные ориентации, социальные установки и социальные роли, которые являются продуктом его социализации, результатом его взаимодействия с другими людьми»1.
С понятием «личность» смежно такое понятие как «человек». Человек занимает особое место в социальной структуре общества как основной, изначальный элемент этой структуры, без которого нет и быть не может ни социальных действий, связей и взаимодействий, ни социальных отношений, общностей и групп, ни социальных институтов и организаций. Человек одновременно и субъект и объект всех общественных отношений.
Человек есть существо биосоциальное, в котором соединились биологическая и социальная сущность.
Биологическая сущность заключается в том что, человек произошел от общих с обезьянами предков путем накопления биологических изменений и унаследовал такие свойства как агрессивность, инстинкт самосохранения, запрограммированность на продолжение рода и другие. Человек – существо биологическое, имеющее немало общих черт и свойств с другими живыми существами и подчиняющееся законам природы. Человек является высшей ступенью развития живой природы.
«Хотя человек произошел от животного, и никогда не освободится полностью от свойств, присущих животному. Определяющим в его жизнедеятельности есть социальное, формирование и функционирование, которого обусловлено включённостью человека в систему общественных отношений. Человек использует биологические качества не только для обеспечения выживаемости, но и как основу духовного общения и духовной самореализации. У каждого родившегося ребёнка есть мозг, голосовой аппарат, но научиться мыслить и разговаривать он может лишь в обществе»2.
«Социальная сущность заключается в приобретении в процессе социализации индивида качества. Включение человека в общество осуществляется через различные социальные общности, которые каждая конкретная личность персонифицирует: социальные группы, социальные институты, социальные организации и системы, принятых в обществе норм и ценностей. В силу этого человек оказывается включенным во множество социальных систем, каждая из которых оказывает на него систематизированное воздействие. Человек становится, таким образом, элементом социальной системы»3.
Конечно же, непрерывное единство биологических и социальных качеств показывает, что человек – существо биологическое и социальное.
Общество напоминает пчелиный улей, за каждой ячейкой которого закрепляется определенная специализированная функция. Для выполнения конкретных функций в ходе социальных взаимодействий на человека налагаются определенные функциональные обязанности, вместе с тем человек наделяется определенными правами, привилегиями, властными полномочиями.
Самоутверждаясь в жизни, реализуя свой духовный потенциал, а также проявляя волю, целеустремленность, трудолюбие, или наоборот, человек занимает определенное место в обществе, то есть приобретает определенный социальный статус.
«Социальный статус — положение, занимаемое индивидом или социальной группой в обществе или отдельной подсистеме общества. Определяется по специфическим для конкретного общества признакам, в качестве которых могут выступать экономические, национальные, возрастные и другие признаки»4.
Каждый статус имеет свою функцию в организации, например, функция руководителя, состоит в руководстве рядовыми сотрудниками, функция учителя состоит в обучении учащихся, функция рабочего состоит в управлении и ремонте технических устройств. Каждый человек занимает одновременно несколько статусов, например, рабочего, мужа, спортсмена, друга, студента вечернего отделения университета, члена партии, автора газетной публикации, посетителя больницы и другие.
Социальный статус обычно определяется как положение индивида или группы в социальной системе, имеющее специфические для данной системы признаки. Каждый социальный статус обладает определенным престижем.
«Социальный престиж – это наиболее значимое место в пирамиде социальной стратификации»5. Престиж связан с уважением, авторитетом, влиянием, уровнем жизни человека. Высокое социальное положение дает индивиду больше возможностей проявить себя, реализовать свои силы, самоутвердится.
Каждый человек включен во множество социальных институтов, взаимодействуя с другими людьми по различному поводу, выполняя каждый раз различные функции.
Люди имеют в своей жизни не один, а множество статусов. Так, человек может быть одновременно и сыном, и мужем, и отцом, и ученым, и мэром, и автолюбителем, и т.д. Вместе с тем в наборе статусов можно выделить какой-то один главный статус, который имеет для данного индивида определяющее значение.
Все социальные статусы можно подразделить на два основных типа: те, которые предписываются индивиду обществом или группой независимо от его способностей и усилий, и те, которые личность достигает своими собственными усилиями. Таковыми являются:
-
предписанный статус – этот статус, полученный
от рождения, по наследству или стечению
жизненных обстоятельств, независимо
от желания, воли и усилий человека. Таковы,
в частности, приобретенные от рождения,
или прирожденные, статусы, связанные: с полом (женщина, мужчина);
с национальностью(египтянин, чилиец,
белорус); с расой (представитель монголоидной,
негроидной или европеоидной расовой
группы); с кровным родством (дочь, сын,
сестра, бабушка); с наследуемыми титулами
(королева, император, баронесса).
-достигнутый статус – статус, приобретенный индивидом в результате личных усилий. Он связан:
Достигнутый и предписанный статусы – это два основных вида статусов. Но жизнь, как всегда, «причудливее» схем и может создавать нестандартные ситуации. В частности статусы безработного эмигранта (ставшего скажем, из-за политических преследований), инвалида (в результате, например, дорожной аварии), бывшего мужа.
Кроме вышеперечисленных видов статусов, существует и личный статус. Личный статус – это положение человека в малой группе, определяемое тем, как относятся к нему окружающие. Так, каждый работник в любом трудовом коллективе пользуется у сослуживцев определенной репутацией, т.е. имеет общественную оценку своих личностных качеств (трудяга – лентяй, добряк – жмот, серьезный человек – пустышка, доброжелательный – злой и т.п.). В соответствии с подобными оценками люди часто и строят с ним свои отношения, определяя тем самым его личный статус в коллективе.
«Человек по мере становления, вырастания включается во множество групп, общественных пространств, в каждом из которых общение воспроизводится на основе своего языка, своей внутренней символики. Желая быть понятым и принятым, человек должен овладеть этими символами. Через понятие «роль» в социологии отражается способ придания человеку форм»6. Роль задает - подсказывает типовые образцы действия и закрепляет определенную идентичность. Вступая во взаимодействие, каждый индивид имеет представление о том, как должно протекать это взаимодействие.
«Социальная роль - это поведение, ожидаемое от того, кто имеет определенный социальный статус. Социальные роли - это совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом, а также действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе»7.
Характер ролевой деятельности, предуказания (профессиональные, нравственные), которые человек должен исполнять, социально-ролевые ситуации, которые ежедневно повторяются, формируют определенные свойства, которых раньше не было, но которые требуются в данной социальной позиции.
«Вовлечение в определенную ролевую деятельность формирует необходимые навыки, нравственные качества, чувства, манеру поведения, предуказанные данным статусом: во-первых, исполнитель новой роли оказывается в ситуации, которая содействует принятию образцов нового ролевого поведения; во-вторых, социальная среда принуждает (посредством предуказания, поощрения, контроля) нового исполнителя роли к формированию необходимых качеств»8.
Общество, социальная группа не только отбирают людей для выполнения определенных ролей, не только предписывают им образцы ролевого поведения, но и контролируют исполнение роли в соответствии с ролевыми нормами.
«Социальная роль – это способ психологической организации внутреннего мира конкретного индивида, ибо роль руководителя, начальника в одном случае и роль подчиненного, в другом по своей структуре различны. Социальная роль это способ общения одного человека с другим, она облегчает процесс связей, взаимодействия людей в малых группах. Каждая роль формируется в процессе жизнедеятельности индивида. Овладение социальной ролью – важный момент в жизни личности»9.
Итак, понятие личности многозначно. С одной стороны, оно обозначает конкретного индивида как субъекта деятельности, в единстве его индивидуальных свойств и его социальных ролей. С другой стороны, личность понимается как социальное единство индивида, как совокупность его черт, образовавшихся в процессе взаимодействия данного лица с другими людьми и делающих его субъектом труда, познания и общения.
Социальный статус – это положение человека в обществе, этот статус имеет соответствующий список прав и обязанностей.
Роль - это образец поведения человека, занимающего определенный статус. Претендуя на данный статус, человек должен выполнять все ролевые предуказания, которые закреплены за этой социальной позицией. Усваивая социальные роли, человек усваивает социальные стандарты поведения, учится оценивать себя со стороны и осуществлять самоконтроль.
2. Социализация личности: понятие, этапы и агенты. Правовая социализация личности.
Социализация представляет собой процесс вхождения индивида в общество. «Социализация представляет собой процесс вхождения индивида в общество»10.
Социализация - процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы его группы таким образом, что через формирование собственного "Я" проявляется уникальность данного индивида как личности, процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе.
«Процесс социализации непрерывен и продолжается в течение всей жизни человека. Окружающий нас мир меняется, требуя соответствующих изменений и от нас. Человеческая сущность не высекается навечно из гранита, она не может в детстве окончательно сформироваться так, чтобы больше уже не меняться. Жизнь – это адаптация, процесс непрерывного обновления и изменения. Трехлетние дети социализированы в рамках детского садика, студенты – в рамках избранной ими профессии, новые работники – в рамках своего учреждения или предприятия, муж и жена – в рамках созданной ими молодой семьи, новообращенные – в рамках своей религиозной секты, а пожилые люди – в рамках дома для престарелых»11.
Большое значение в процессе социализации индивида играют условия его бытия, образ и качество жизни, то есть удовлетворение с младенчества природных, базовых потребностей человека, которые действуют на уровне подсознания и обеспечивают выживание индивида. «Неудовлетворенность базовых потребностей становится первоосновой различных отклонений в духовной структуре личности. Данная закономерность рассматривается в теории мотивации. Один из ее создателей американский психолог и социолог А.Маслоу убедительно доказал, что неудовлетворенные потребности являются условием активации в том или ином индивиде биологических импульсов: агрессивности, злобы, жестокости…»12.
«Социализация включает в себя различные этапы, стадии. В современной социологии этот вопрос решается неоднозначно. Одни ученые выделяют три стадии: дотрудовую, трудовую и послетрудовую. Другие подразделяют этот процесс на два этапа: «первичную социализацию» (от рождения до зрелой личности) и «вторичную социализацию», связанную с перестройкой личности в период ее социальной зрелости. Есть и другие точки зрения»13.
Некоторые психологи, например Э. Эриксон, проводили исследования с целью выделить регулярные, последовательные периоды и переходы в рамках жизненного цикла человека. Они описывают жизнь как последовательность этапов, напоминающую лестницу, состоящую из ряда ступенчатых уровней. Эриксон делает основной упор на психологическом развитии, которое он делит на 8 основных этапов (см. табл. в приложении). Каждый этап ставит перед индивидом уникальную задачу, сконцентрированную вокруг некоего кризисного, или поворотного, момента в жизни индивида, характеризующегося повышенной уязвимостью и жизненным потенциалом индивида. По теории Эриксона, кризис, угрожающий человеку на каждом жизненном этапе, должен быть успешно разрешен для того, чтобы дальнейшее развитие индивида шло по “здоровому” пути. Следовательно, имеющее место взаимодействие между индивидом и обществом на каждом этапе может изменить ход развития личности в положительном или отрицательном направлении. Совершая переходы с одного этапа на другой, каждый индивид приобретает новые силы и формирует аутентичную личность.