Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2015 в 12:28, контрольная работа
1. Основные положения работы
2.Понятия рационального действия и рациональности
3.Характеристики рыночного человека
М.Вебер «Протестантская этика и дух капитализма»
Содержание
1. Основные положения работы
В своей знаменитой книге «Протестантская этика и дух капитализма» М. Вебер проанализировал значение этического фактора в генезисе рациональной, рыночной экономики. По М. Веберу, дух капитализма - это «строй мышления, для которого характерно систематическое стремление к законной прибыли в рамках своей профессии»1. Учёный показал, что рациональному, или рыночному, капитализму противостоят два социальных конкурента – «авантюристический капитализм» и «традиционализм», или «застойное общество». Главным принципом «авантюристического капитализма» является «нажива ради удовлетворения потребностей», что свидетельствует о совершенном его иррационализме. «Традиционализм» руководствуется принципом «максимум удовольствия и минимум напряжения».
Но не авантюристический и не традиционный капитализм породили современное рыночное хозяйство, они сыграли лишь роль стимуляторов. Рыночный капитализм возникает на иной основе. Его главными принципами являются: «профессиональный труд как долг, самоцель». Прибыль, капитал оцениваются как экономическая и моральная ценности, характеризующие достоинство человека, его самоценность, его «богоизбранность». Капитал есть средство для самореализации, самоутверждения как утверждения своего «Я» в своих собственных глазах и во мнении близких, общества.
Основная «тонкость» здесь состоит в том, чтобы увидеть, оценить нравственно саму предпринимательскую деятельность, деятельность бизнесмена, в деньгах же уметь видеть не только капитал, но и нечто большее, а в бизнесе – нечто моральное, духовное, религиозное. И не важно, что не все бизнесмены это понимают, но важно, чтобы этот момент присутствовал в самом бизнесе, особенно на стадии формирования.
М. Вебер считал, что этого можно достигнуть, прежде всего, с помощью религии. При генезисе рыночного, рационального капитализма именно религия и, в частности протестантизм, сыграла решающую роль. В протестантизме существуют догматы о предопределении и о спасении нас верой и делами. Наши деловые успехи и свидетельствуют о нашей богоизбранности при наличии у нас веры во Христа. Протестантская этика, таким образом, открывает широкую перспективу для практики. Но она же устанавливает определённые ограничения в быту, ценит бережливость, умеренность. В эпоху формирования рыночного капитализма протестантизм, особенно кальвинизм, отстаивал принципы строгого аскетизма. Смысл жизни, экономической деятельности состоит в достижении богоизбранничества и поэтому имеет трансцендентный характер. И данная трансцендентность определяет рациональность протестантской нравственности, направляющей разумом поведение человека в соответствии с трансцендентной целью.
М. Вебер критически оценивал, с точки зрения этики успеха, возможности восточных религий, католицизма и православия. Главный недостаток этих религий Вебер видел в широком распространении среди них мистицизма. Мистицизм обращён преимущественно внутрь себя и относится к миру как к искушению. Подобный мистицизм отличается созерцательностью, пренебрежением роли разума и по сути дела являет собой отрицание мира. «Сломленный миром» мистик противоположен занимающему активную жизненную позицию аскету. «Особая покорная «сломленность» характеризует мирскую деятельность мистика, - писал М. Вебер, - он всё время стремится уйти (и уходит) в тень и уединение, где ощущает свою близость к Богу. Аскет (если он полностью соответствует этому типу) уверен в том, что служит орудием Бога»2.
2. Понятие рационального действия и рациональности
При обсуждении проблемы рациональности
мы, естественно, сталкиваемся с многозначностью
этого понятия. С одной стороны, рациональность
рассматривается в качестве методологического
инструмента анализа, с другой, она выступает
и как предмет анализа. Третий аспект проблемы
состоит в том, что рациональность выступает
в качестве ценности. Эти три разных определения
и контекста рассмотрения проблемы влекут
за собой как минимум три понимания рациональности.
В этой связи необходимо напомнить о контексте,
в каком вводил понятие рациональности
сам М. Вебер. Как это ни парадоксально,
если иметь в виду наше обсуждение, М. Вебер
стремился ввести понятие рациональности
как ценностно нейтральное понятие, работая
с которым, социология не переставала
бы быть наукой. Не становилась бы совокупностью
"хорошестей" или набором оценочных
суждений, превращающих науку в лучшем
случае в метафизику, и в худшем — в идеологию.
Время деятельности Вебера — особый период
в развитии немецкой мысли. Это период,
когда было введено понятие рациональности,
которое призвано было заменить гегелевское
понятие "Разума" с большой буквы.
Произошла, если угодно, замена "Божественного
разума" на разум человеческий, сведенный
к простой способности индивида поступать
целесообразно, пребывая в здравом уме
и твердой памяти. И это надо особенно
отчетливо себе представлять, когда мы
говорим о рациональности как ценности.
Понятие рациональности вышло на передний
план, по выражению М. Хоркхаймера, в эпоху
"помрачения разума". И вот для того,
чтобы спасти "сухой остаток", сохранившийся
после далеко зашедшей позитивистской
секуляризации "Разума", Вебер и предлагает
"ценностно нейтральное" понятие
рациональности. Это был конец просветительски
обожествленного разума. Того самого прогрессирующего
разума, который, по Гегелю, толкает в спину
человечка, хитроумно ведя его "куда
следует". У Маркса он берет этого же
человечка за шиворот и тащит его "куда
надо". В результате происходит тоже
самое: прогресс Разума ведет человечество
прямехонько к "Социократии" (идеал
О. Конта). Везде один и тот же тип прогрессистского
сознания, где разум действительно фигурировал
как высшая ценность. Его ли прославлять
нам сегодня? Что же касается М. Вебера,
то он стремился, прежде всего (и в этом
его решающее отличие от Хабермаса) сделать
необходимые выводы из неизбежного, по
его мнению, процесса секуляризации Разума.
Прогресс рациональности заменивший доминирование
Разума не обещает человеку, по Веберу,
ничего "хорошего", то есть "ценного".
Единственное, что он обещает с несомненностью
— это универсальную рационализацию,
предполагающую, между прочим, и тенденцию
к "универсальной бюрократизации".
И единственное, что еще остается людям,
так это — по возможности ограничивать
этот процесс. Ограничить рациональность,
чтобы оставить место для свободы. Отсюда
и веберовская типология человеческих
действий (поведения). Если рассматривать
последовательность предложенных в ней
типов возрастающей (или убывающей, если
изменить их порядок) рациональности.
Но ясно одно — все эти типы социального
действия людей для Вебера в принципе
одинаково необходимы, и в этом смысле
одинаково "ценны". В реальности между
ними идет непрерывная "война", аналогичная
той "войне богов", которую ведут
между собой сами ценности, воплощаемые
в социальной жизни различными типами
человеческого поведения и их каждый раз
исторически конкретной "констелляцией".
Целерациональный тип действия, наиболее
адекватно воплощающий, согласно Веберу,
именно рациональную ("чисто целесообразную")
мотивацию человеческих действий, — это
ведь лишь один из четырех типов социально
значимого поведения людей. Остальные
— более или менее нерациональны. Таким
образом, идея Парето о конечной иррациональности
мотивации поведения оказывается "снятой"
в веберовской типологии (хотя, конечно
же, не на диалектический манер). И также,
как и у Парето, социология представляет
в глазах Вебера, как научное (то есть,
рациональное) объяснение (и толкование)
иррационального — по преимуществу —
поведения людей, хотя и поступающих в
здравом уме и твердой памяти, а потому
"вменяемых" как в этическом, так
и в юридическом смысле. Само же понятие
рациональности выступает здесь не в субстанционалистском
понимании. Речь идет о предельной целесообразности,
максимальном соответствии целей и средств
их достижения в любой из сфер человеческой
деятельности — теоретической или практической,
хозяйственной или научной, политической
или правовой. Это тоже своего рода идеальный
тип. А что такое (по Веберу) идеальный
тип? Это мысленная конструкция. Вебер
не "извлекает понятия рациональности
из самой жизни". Он его конструирует.
"Конструирует" (так он вообще любил
говорить, характеризуя понятие идеального
типа) как своего рода утопию, как заострение
некоторых черт человеческого поведения,
сведенных воедино. И что здесь самое важное
— Вебер конструирует это понятие всего-
навсего как инструмент, средство познания,
в том числе познания самой этой рациональности.
Для чего же? А для того, чтобы сквозь это
понятие, как сквозь увеличительное стекло,
вглядываться в действительность, выясняя,
приближается ли исследуемый нами способ
теоретического или практического поведения
людей к этому его "идеальному типу"
или же наоборот, "удаляется". Не торопясь
при этом с оценкой, хорошо это или плохо.
Ведь "идеальность" идеального типа
вовсе не тождественна у Вебера с его "хорошестью",
"идеальный" — значит здесь предельно
тождественный самому себе, своей собственной
сущности. Не случайно таким сложным и
непредсказуемым для некоторых социологов
оказался "феномен Жириновского"
1993 года. С одной стороны, нельзя не признать
известной рациональности его поведения.
Хотя бы уже потому, что оно со всей его
"алогичностью" и апелляцией к "массовым
предрассудкам" оказывается гораздо
более эффективным, чем поведение сугубо
"рационалистически" настроенных
соперников этого политика по предвыборной
борьбе. А кроме того, как сказал один из
шекспировских персонажей (Полоний в "Гамлете"):
"Даже если это и безумие, то в нем есть
система". А система — это тоже нечто
рациональное. А с другой стороны, отождествлять
рациональность с разумностью мы так привыкли
("рационально — значит хорошо"),
что тут же осекаемся: "как так — "рационально",
если бесстыдно, бессовестно, а подчас
просто по-дурацки?" Вот на таких- то
примерах мы и учимся понимать, что такое
рациональность в веберовском ценностно-
нейтральном смысле. Это как нож, которым
режут хлеб, но могут ведь и убить человека.
И чем ближе нож к своему "идеальному
типу", тем легче сделать с его помощью
как то, так и другое. Но чем ценностно
"нейтральнее" эта рациональность,
тем большая нагрузка ложится на рационально
действующего человека, понявшего, что
сама по себе она вовсе не обязательно
ведет к добру. Ибо добро — не в ней ( в
отличие от того, что думали и писали и
Гегель, и Конт, и Маркс), а в самом человеке
с его (свободно избираемой!) системой
ценностей. Как видим, "система отсчета"
М. Вебера была существенно иной, чем та,
которую мы подчас норовим приписать ему,
когда обсуждаем социологическиоперационализиро
3. Характеристики рыночного человека
Рыночные отношения, по Веберу, определяется мерой технически для него возможного и действительно применяемого им расчета. Она осуществляется в соответствии с принципами свободного рынка, независимой от вмешательства государства экономики. Это предполагает частную собственность, отчуждение работающих от средств производства, экономическую систему санкций, рациональную денежную систему. Организующим принципом распределения и потребления в формально-рациональном хозяйстве, таким образом, выступает рынок. В условиях рынка, по Веберу, формируется новый тип человека — человек экономический, поведение которого ориентировано на достижение экономического интереса. Это, по словам С.Н. Булгакова, человек, «который не есть, не спит, а все считает интересы, стремясь к наибольшей выгоде с наименьшими издержками; это — счетная линейка, с математической правильностью реагирующая на внешний механизм распределения и производства, который управляется своими собственными железными законами» .
1 Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Избранные произведения. - М., 1990. – С. 85.
2 Вебер М. Социология религии // Избранное. Образ общества. - М., 1994. – С. 208.
Информация о работе М.Вебер "Протестантская этика и дух капитализма"