Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 15:54, реферат
Макс Вебер родился 21 апреля 1864 года в городе Эрфурт (Тюрингия)[1]. Он был старшим ребёнком из семи детей. Его отцом был Макс Вебер Старший, видный государственный служащий и член Национал-либеральной партии, а матерью — Элена (урождённая Фалленштейн), в роду которой были французские эмигранты гугеноты[1]. В 1868 году родился его брат Альфред, который позднее также стал известным социологом и экономистом. В 1869 году семья Веберов переехала в Шарлоттенбург(пригород Берлина). В возрасте четырёх лет Макс Вебер переболел менингитом. В 13 лет он уже читал труды философовАртура Шопенгауэра, Бенедикта Спинозы, Иммануила Канта, а также литературных авторов, таких как Иоганн Вольфганг Гёте.
Максимилиа́н (Макс) Карл Эми́ль Ве́бер (нем. Maximilian Carl Emil Weber; 21 апреля 1864, Эрфурт, Пруссия —
Макс Вебер
родился 21 апреля 1864
года в городе Эрфурт (Тюрингия)[1]. Он был старшим ребёнком из
семи детей. Его отцом был Макс Вебер Старший,
видный государственный служащий и член Национал-либеральной
партии, а матерью — Элена (урождённая
Фалленштейн), в роду которой были французские
эмигранты гугеноты[1]. В 1868 году родился его брат Альфред, который позднее также стал
известным социологом и экономистом. В
1869 году семья Веберов переехала в Шарлоттенбург(пригород Берли
В 1882 году окончил гимназию в Шарлоттенбурге и поступил на юридический факультет Гейдельбергского университета[2]. После года службы в армии он перевёлся вБерлинский университет. Одновременно с учёбой он работал младшим адвокатом[3]. В 1886 году Вебер сдал экзамен на секретаря адвоката, что аналогично экзамену в ассоциации адвокатов в британских и американских правовых системах. В течение второй половины 1880-х годов Вебер продолжал изучать юриспруденцию и историю[3]. Он получил степень доктора юридических наук в 1889 году, написав диссертацию по истории права «История торговых компаний в средние века». Его научным руководителем был Левин Гольдшмидт, авторитетный учёный в области торгового права[2][4][4]. Два года спустя Вебер закончил свою хабилитацию «Значимость аграрной истории Рима для государства и частного права», работая с Августом Мейтценом[4][5]. После этого он получил должность приват-доцента в университете Берлина, где читал лекции и консультировал правительство[6].
В период между
защитой докторской диссертации
и хабилитацией Вебер заинтересовался социальн
В 1893 году женился на своей троюродной сестре Марианне Шнитгер, будущем борце за права женщин[1].
В 1894—1896 годах — профессор национальной экономии во Фрейбургском, с 1896 года — в Гейдельбергском, с 1919 года — в Мюнхенском университете. Один из основателей «Немецкого социологического общества» (1909). С 1918 года профессор национальной экономики в Венском университете. В 1919 году — советник немецкой делегации на Версальских переговорах.
Основные теоретические работы Вебера: «Биржа и её значение», «История хозяйства», «Наука как призвание и профессия», «Политика как призвание и профессия», «О некоторых категориях понимающей социологии», «Протестантская этика и дух капитализма».
Макс Вебер умер 14 июня в возрасте 56 лет от испанки (пандемия гриппа).
На формирование философских воззрений Макса Вебера оказали влияние в первую очередь разработанная Вильгельмом Дильтеем концепция «понимания» и принцип разделения наук на науки о природе (номотетические, направленные на изучение закономерностей) и науки о духе (идиографические, направленные на изучение уникальных явлений), разработанный баденской школой неокантианства (Риккерт и Виндельбанд).
Вебер внёс существенный
вклад в такие области
Макс Вебер среди своих студентов, 1917 год
Свою концепцию Вебер называл «понимающей социологией». Социология анализирует социальное действие и пытается объяснить его причину. Понимание означает познание социального действия через его субъективно подразумеваемый смысл, т. е. смысл, который вкладывает в данное действие сам его субъект. Поэтому в социологии находят своё отражение всё многообразие идей и мировоззрений, регулирующих человеческую деятельность, т. е. всё многообразие человеческой культуры. В отличие от своих современников Вебер не стремился строить социологию по образцу естественных наук, относя её к гуманитарным наукам или, в его терминах, к наукам о культуре, которые как по методологии, так и по предмету составляют автономную область знания.
Все научные категории — только конструкции нашего мышления. «Общество», «государство», «институт» — это просто слова, поэтому им не следует приписывать онтологических характеристик. Единственно реальным фактом общественной жизни является социальное действие. Всякое общество представляет собой совокупный продукт взаимодействия конкретных индивидов. Социальное действие — атом общественной жизни, и именно на него должен быть направлен взгляд социолога. Действия субъектов рассматриваются как мотивированные, имеющие смысл и ориентацию на других, эти действия можно анализировать с помощью расшифровки смыслов и значений, которые придают субъекты этим действиям. Социальным действием, пишет Вебер, считается действие, которое по смыслу соотносится с действиями других людей и ориентируется на них.
То есть Вебер выделяет 2 признака социального действия:
Основные категории понимающей социологии — это поведение, действие и социальное действие. Поведение — наиболее общая категория деятельности, которая становится действием, если действующий связывает с ним субъективный смысл. О социальном действии можно говорить тогда, когда действие соотносится с действиями других людей и ориентируется на них. Сочетания социальных действий образуют «смысловые связи», на основе которых формируются социальные отношения и институты.
Результат понимания по Веберу — гипотеза высокой степени вероятности, которая затем должна быть подтверждена объективными научными методами.
Вебер выделяет четыре типа социального действия в порядке убывания их осмысленности и осмысляемости:
Социальное отношение по Веберу является системой социальных действий, к социальным отношениям относятся такие понятия как борьба, любовь, дружба, конкуренция, обмен и т. д. Социальное отношение, воспринимаемое индивидом как обязательное, обретает статус законного социального порядка. В соответствии с видами социальных действий выделяются четыре типа законного (легитимного) порядка: традиционный, аффективный, ценностно-рациональный и легальный.