Макс Вебер

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 15:31, реферат

Краткое описание

Взяв понятие «идеальный тип» на вооружение, Вебер с самого начала ответственно заявил, что подобных конструкций нет, и они не могут существовать в действительности, в связи с чем употреблял по отношению к ним и еще один термин — «утопии». Да, идеальные типы, как и всякая научная модель, опираются на знание эмпирических фактов, но этого недостаточно, чтобы считать их зеркальным отражением действительности. При этом само понятие «идеальный» не должно вводить в заблуждение, поскольку оно не означает идеализацию, совершенный образец или высшую цель, то состояние, к которому мы стремимся. Идеальное, это всего лишь несуществующее.

Вложенные файлы: 1 файл

Макс Вебер.docx

— 23.05 Кб (Скачать файл)

Макс  Вебер (1864-1920) — выдающийся социолог конца XIX — начала XX

Важнейшим методологическим инструментом в арсенале Вебера является понятие идеального типа. Идеальный  тип - это теоретическая конструкция, предназначенная для выделения  основных характеристик социального  феномена. Она не извлекается из эмпирической реальности, а конструируется как теоретическая схема. Можно  сказать, что идеальные типы —  исследовательские «утопии», не имеющие  аналогов в действительности. Понятие  идеального типа дает возможность изучения конкретных исторических событий и  ситуаций, выполняя роль измерительной планки, с помощью которой социологи могут оценивать фактические события.

 

Взяв понятие «идеальный тип» на вооружение, Вебер с самого начала ответственно заявил, что подобных конструкций нет, и они не могут  существовать в действительности, в  связи с чем употреблял по отношению к ним и еще один термин — «утопии». Да, идеальные типы, как и всякая научная модель, опираются на знание эмпирических фактов, но этого недостаточно, чтобы считать их зеркальным отражением действительности. При этом само понятие «идеальный» не должно вводить в заблуждение, поскольку оно не означает идеализацию, совершенный образец или высшую цель, то состояние, к которому мы стремимся. Идеальное, это всего лишь несуществующее.

Не следует путать идеальный  тип с гипотезой — научным  предположением, которое выдвигает  исследователь для объяснения какого-либо явления. Гипотеза требует проверки опытом: если она подтверждается, то становится теорией, если нет — отвергается. Однако идеальный тип не может  быть отвергнут по определению. При  этом он не требует проверки реальными  фактами, а действительность сравнивается с ним лишь для того, чтобы понять, насколько она отличается от созданной  исследователем идеально-типической конструкции.

 

Как писал сам Вебер: «Идеальный тип — не „гипотеза", он лишь указывает, в каком направлении должно идти образование гипотез. Не дает он и  изображения действительности, но представляет для этого однозначные средства выражения».

 

Идеальные типы создаются  посредством одностороннего усиления одной или нескольких точек зрения и соединения отдельных явлений  в единый мысленный образ. Вебер  особо подчеркивал, что в реальной действительности этот мысленный образ  никогда не встречается. Задачу исторического  исследования автор видел в том, чтобы в каждом отдельном случае установить, насколько действительность близка или далека от соответствующего мысленного образа.

Так, с помощью этого  метода, как считал Вебер, можно создать  в виде утопии «идею ремесла», соединив определенные черты ремесел самых  различных эпох и народов в  один свободный от противоречий идеальный  образ. Идеальному типу «ремесла» можно, абстрагируя определенные черты  современной крупной промышленности, противопоставить идеальный тип  капиталистического хозяйства.

Конструируя свои идеальные  типы, Вебер весьма часто действовал по схеме: что было бы, если бы исследуемое  явление или процесс беспрепятственно развивались в указанном нами направлении. Для этого он, например, моделировал ситуацию биржевой паники, после чего пытался ответить на вопрос: «Каким было бы поведение игроков  на бирже, если бы они не поддались  сильным эмоциям и действовали  абсолютно хладнокровно, со знанием  дела?»

Нарисовав себе эту «идеальную»  картину происходящего, Вебер получал  представление о том, насколько  исказили ее иррациональные моменты  в поведении людей, как именно сказались страх и отчаяние на результатах их деятельности.

Точно так же ученый пытался  подойти и к анализу результатов  любой военной или политической акции. При этом он обязательно стремился понять: каким было бы поведение участников события, если бы они в полной мере обладали всей необходимой информацией и удачно нашли средства, необходимые для достижения поставленной задачи.

Хотя, как отмечал сам  Вебер, сконструированные подобным образом «идеальные типы» (или «утопии») нельзя обнаружить в реальности, в  них «действительно отражены известные, значимые в своем своеобразии  черты нашей культуры, взятые из действительности и объединенные в  идеальном образе» {«Объективность социально-научного и социально-политического  сознания»).

Проводя линию на непредвзятый характер научного познания в сфере  социальных наук, Вебер предостерегал  от использования идеальных типов  в виде образцов, несущих характер долженствования. Идеальные типы должны быть мотивированными и, насколько  возможно, «объективными» и адекватными. В определении их научной ценности может существовать лишь один критерий — «в какой степени это будет способствовать познанию конкретных явлений культуры в их взаимосвязи, в их причинной обусловленности и значении» («Объективность социально-научного и социальнополитического сознания»).

 

Таким образом, в образовании  абстрактных идеальных типов  Вебер видел не цель, а средство познания. Эта установка применима  практически ко всему множеству  используемых им идеальных типов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Монополии - это крупные хозяйственные объединения (картели, синдикаты, тресты, концерны и так далее), находящиеся в частной собственности (индивидуальной, групповой или акционерной) и осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей. Господство в экономике служит основой того влияния, которое монополия оказывает на все сферы жизни страны.

 

 

 

Виды монополий

Вид монополии зависит  от рыночной структуры и формы  конкуренции. Существуют разные виды монополии, которые можно классифицировать на три основных: естественная, легальная, искусственная.

 

Естественная  монополия.

Ею обладают собственники и хозяйственные организации, имеющие  в своем распоряжении редкие и  свободно не воспроизводимые элементы производства (например, редкие металлы, особые земельные участки под  виноградники). Сюда также относятся  отрасли инфраструктуры, имеющие  особо важное и стратегическое значение для всего общества (железнодорожный  транспорт, военно-промышленный комплекс и т.п.). Существование естественных монополий оправдывается тем, что  они дают огромный экономический  выигрыш от больших масштабов  производства. Здесь создают товары и меньшими затратами по сравнению  с расходами ресурсов, которые  были бы на множестве аналогичных  фирм.

 

Легальные (от лат. legalis – законный) монополии образуются на законном основании. К ним можно причислить такие формы монополистических организаций:

а) патентная система. Под  патентом подразумевается свидетельство, выданное правительством страны гражданину на право исключительного пользования  сделанным изобретением. Патентом также  именуется документ, дающий право  на занятие промыслом, торговлей.

б) авторские права, согласно которым интеллектуальные собственники получают исключительное право продавать  или размножать свои произведения в  течении всей жизни или какого-то периода;

в) торговые знаки – специальные  рисунки, названия, символы, которые  позволяют идентифицировать (отождествить) товар, услугу или фирму (конкурентам  запрещается использовать зарегистрированные товарные знаки).

 

Искусственные монополии.

Под этим условным названием (которое отделяет эти организации от естественных монополий) имеются в виду объединения предприятий, создаваемые ради получения монополистических выгод. Эти монополии преднамеренно меняют структуру рынка:

 

а) создают барьеры для  вхождения на отраслевой рынок новых  фирм;

б) ограничивают аутсайдерам (предприятиям, которые не вошли  в монополистические объединения) доступ к источникам сырья и энергоносителям;

в) создают очень высокий (по сравнению с новыми фирмами) уровень технологии;

г) применяют более крупный  капитал (дающий больший эффект от роста  масштаба производства);

д) «забивают» новые фирмы  хорошо поставленной рекламой.

 

Искусственные монополии  образуют ряд конкретных форм. Простейшие формы – картели и синдикаты.

 

Картель – союз нескольких предприятий одной отрасли промышленности, в котором его участники сохраняют свою собственность на средства и продукты производства, а созданные изделия сами продают на рынке, договариваясь о квоте – доле каждого в общем выпуске продукции, о продажных ценах, распределением рынков и др.

Синдикат – объединение ряда предприятий, изготовляющих однородную продукцию; здесь собственность на материальные условия хозяйствования сохраняются за участниками объединения, а готовая продукция сбывается как общее достояние через созданную для этого контору.

 

Более сложные формы монополистических  объединений возникают тогда, когда  процесс монополизации распространяется и на сферу производства. На этой основе появляется такая более высокая  форма монополистических объединений  как трест.

 

Трест – это объединение ряда предприятий одной или нескольких отраслей промышленности, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт (производственную и коммерческую самостоятельность). То есть объединяется производство, сбыт, финансы, управление, а на сумму вложенного капитала собственники отдельных предприятий получают акции треста, которые дают им право принимать участие в управлении и присваивать соответствующую часть прибыли треста.

Многоотраслевой концерн – это объединение десятков и даже сотен предприятий различных отраслей промышленности, транспорта, торговли, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, а главная фирма осуществляет над другими участниками объединения финансовый контроль.

 

Монополии также можно  классифицировать по видам:

закрытая монополия. Она защищена от конкуренции с помощью юридических ограничений. Примером может служить монополия почтовой службы США на доставку почты первым классом. Другими вариантами возникновения закрытой монополии является патентная защита, институт авторских прав;

открытая монополия. В этом случае фирма не некоторое время становится единственным поставщиком какого-либо продукта, не обладая никакой специальной защитой от конкуренции. В ситуации открытой монополии часто оказываются фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией.

 

  1. Монополия предполагает, что одна фирма является единственным производителем данной продукции, не имеющей аналогов. Монополист полностью контролирует её цену и объём выпуска.
  2. Главной целью монополиста является получение максимальной прибыли
  3. Монополист всегда назначает цену выше величины предельных издержек. Более того, выпуск монопольной отрасли меньше выпуска конкурентной отрасли, сталкивающейся с таким же спросом и теми же условиями формирования издержек, а монопольная цена выше конкурентной цены.
  4. Иногда эффект масштаба делает монополию желательной. Но для того чтобы максимизировать социальное благосостояние, правительству нужно устанавливать и регулировать цены.
  5. . Решающую роль в создании на рынке благоприятной конкурентной среды играют антимонопольное законодательство и деятельность антимонопольных органов, правильное поведение которых способствует стабилизации всей экономики в целом.

Информация о работе Макс Вебер