Марксистская социология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 06:26, контрольная работа

Краткое описание

Настоящая работа посвящена марксистскому учению об общественно-историческом процессе – материалистическому пониманию истории. Оно составляет неотъемлемую часть философии марксизма и наиболее ярко иллюстрирует самую ее суть. Здесь наиболее ярко прослеживается воплощение диалектико-материалистической теории развития, ее общих законов, благодаря которым осуществляются процессы движения и изменения материи.
Целью настоящей работы является исследование сущностных основ марксистского понимания исторического развития общества через его основные категории и закономерности.

Содержание

Введение
1 Общество как целостный социальный организм
2 Материалистическое понимание исторического процесса
3 Диалектика исторического процесса
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Социология кр.doc

— 87.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

Введение

1 Общество как целостный социальный  организм

2 Материалистическое  понимание исторического процесса

3 Диалектика исторического процесса

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Введение

   Маркс, один из наиболее выдающихся мыслителей 20 века, стал основоположником теории марксизма. Одной из его заслуг по праву считается научный анализ современного ему капиталистического общества.

На идеи Маркса оказали влияние диалектика Г.Гегеля, а также социологические воззрения мыслителей предшествующего периода (А.Смит, К.Сен-Симон)

Марксистская социология основана на материалистическом понимании истории, выработанном на основе реального содержания исторического процесса, его объективных закономерностей.

Обосновывая материалистическое понимание истории,  Маркс подчеркивал основной принцип: развитие исторического процесса обусловлено способом производства материальных благ, и, прежде всего, производительными силами, с изменением которых меняется способ производства,  вслед за которым меняются все экономические отношения

Основной принцип марксистской социологии - "сведение индивидуального к социальному".  

Главный тезис социальной философии – “ Общественное бытие определяет общественное сознание”.

      Философия марксизма представляет собой колоссальную  по  уровню  своей логической обоснованности и идеологического влияния систему  научных  знаний о человеке,  обществе,  государстве.  Именно  она  еще  так  недавно  играла огромную роль в жизни  нашей  страны,  являлась  идеалом  мировоззрения  для миллионов  людей.  И  на  сегодняшний  день,  несмотря   на   утрату   былой популярности, она продолжает впечатлять глубиной и точностью  умозаключений, неопровержимостью своей логики.

      Настоящая  работа  посвящена  марксистскому  учению  об   общественно-историческом  процессе  –   материалистическому   пониманию   истории.   Оно составляет  неотъемлемую  часть  философии   марксизма   и   наиболее   ярко иллюстрирует самую ее суть. Здесь наиболее  ярко  прослеживается  воплощение диалектико-материалистической теории развития, ее общих  законов,  благодаря которым осуществляются процессы движения и изменения  материи.  Кроме  того, воплощенный  в  марксистской  теории  исторического  процесса   формационный подход к общественно-историческому развитию  является,  по  мнению  автора, наиболее обоснованным не только с теоретической, но и с  практической  точки зрения.

      Целью  настоящей  работы  является   исследование   сущностных   основ марксистского понимания исторического развития общества через  его  основные категории и закономерности.

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             1 Общество как целостный социальный организм

      Учение Карла Маркса  об истории человеческого общества складывалось  в процессе формирования марксистской философии в целом.  В  его  основе  лежит базовая для всей философской системы  Маркса  идея  о  материальной  природе мира, о том, что в мире нет ничего, кроме материи и законов  ее  движения  и изменения. При этом в качестве метода познания  используется  диалектический материализм. Именно с этих позиций исследуются  общие  законы  исторического развития и формы их реализации в деятельности людей.

      Впервые  материалистическое понимание истории  освещается  в  совместной работе  Маркса  и  Энгельса  «Немецкая  идеология»  (1845-1846  гг.).  Здесь история  определяется  как  «…последовательная  смена  отдельных  поколений, каждое из которых использует  материалы,  капиталы,  производительные  силы, переданные ему всеми предшествующими поколениями».[1]

      В  рамках   своего   учения   Маркс   доказывает,   что   материальное производство –  объективное,  необходимое  условие  общественной  жизни.  Но главное, что было доказано Марксом и из чего вытекают  все  его  последующие открытия, по словам Т.  И.  Ойзермана,  -  это  то,  что  человечество  само создает  объективные  условия,   которые   определяют   его   развитие.   Ни географические условия, ни климат, ни другие естественные факторы  не  могут быть определяющей силой общественно-исторического процесса. Такой  силой,  в конечном счете, являются производительные силы.[2]

      Категорию  производительных  сил,  как  и   другие  ключевые  категории материалистического  понимания  истории,  Маркс  выводит  из  одного  общего основания  – материальной природы человека, его потребностей и  деятельности, направленной на их удовлетворение. «Первая предпосылка  всякой  человеческой истории, - читаем мы в «Немецкой идеологии», -  это  …  существование  живых человеческих индивидов… Сами они начинают отличать  себя  от  животных,  как только начинают производить  необходимые  им  средства  к  жизни…  Производя необходимые им средства к жизни, люди косвенным образом производят  и  самоё свою материальную жизнь».[3]

      Итак,  свое  начало  история  человеческого  общества  берет  в   мире материальных   вещей.   На   этом   общем   основании   покоятся   категории «общественное  бытие»,  «общественное  сознание»,  «производительные  силы», «производственные отношения»,  «базис»,  «надстройка»,  при  помощи  которых конструируется логика изложения материалистического понимания истории.      Общественное бытие людей, по Марксу, есть реальный процесс  их  жизни.

Люди живут и действуют в различных отраслях общественной жизни. Это  и  есть их  общественное  бытие.  В  основе  общественного  бытия  людей  лежит   их экономическая деятельность. Ведь для  того,  чтобы  жить  и  работать,  люди прежде всего должны есть, пить, одеваться и т.д. А  это  все  обеспечивается людьми в процессе общественного производства, экономической жизни.

      Но  люди в обществе не только  живут, производят и развивают  формы своей общественной жизни, но и отражают в своем сознании данное бытие,  размышляют о нем, воссоздают его в виде  образов,  идей  и  теорий.  Если  общественное бытие есть жизнь  непосредственная,  то  мысли  об  этой  жизни  есть  жизнь опосредованная, отраженная в сознании.

      Вот  эта сторона  общественной  жизни  людей  –  жизнь, посредованная сознанием,  производная,  духовная   –   является   областью   общественного сознания.  Общественное  сознание  есть  сознание  общественных   отношений, отражение общественного бытия.

      Так, литература и искусство описывают, изображают  лишь  то,  что  уже существует в  жизни,  или  то,  что  в  жизни  зарождается.  Политические  и моральные идеи суть отражения в головах людей потребностей  жизни  общества.

Общественное бытие первично, а общественное сознание вторично, производно. Люди, живя и действуя  в  обществе,  вырабатывают,  создают  различные представления и идеи о своей общественной жизни.

      В  этой связи нужно различать  сознание как свойство  каждого  разумного существа  и  сознание  как  понимание  сущности  общественных  отношений,  в которых человек живет и действует. В первом смысле человек всегда  действует сознательно,  во  втором  же  смысле,  когда  имеется  в  виду  общественное сознание, он может действовать бессознательно, стихийно.

      Сознание  как свойство человеческой  деятельности  может  относиться  к сфере удовлетворения личных, будничных  интересов  человека.  Маркс  называл такое сознание обыденным.

      Первичность  общественного бытия  в  отношении  общественного  сознания состоит не только в том, что явления общественного бытия  возникают  раньше, чем они отразятся в общественном сознании людей, и состоит не только в  том, что общественное бытие является независимым от  общественного  сознания,  но еще и в том, что общественное бытие определяет общественное сознание.

      Если  общественное бытие людей различно, то различны и  их  взгляды  на бытие. Л.Фейербах говорил: “В хижинах думают иначе, чем во дворцах”.

      Но  сознание людей отнюдь не является  пассивным,  зеркально  -  мертвым отражением жизни. Марксистский материализм в  понимании  общественной  жизни отнюдь не отрицает и не принижает роли  идей  в  общественном  развитии.  Он лишь подчеркивает, что эти идеи определяются жизнью и  поэтому  должны  быть теснейшим  образом  связаны  с  последней,  правильно  отражая  тенденции  и требования ее развития.[4]

 

 

 

 

          2 Материалистическое понимание исторического процесса

 

Материалистический  подход   к   пониманию   истории   стал предпосылкой,  обоснованием  формационной   теории.   Согласно   ей   каждый исторический тип  общества  представляется  живым,  находящимся  в  развитии организмом, а история –  закономерным  процессом  смены  общественных  форм, утративших свое прогрессивное значение,  новыми  формами,  создающими  более широкие возможности  для развития материального  производства,  общественной жизни в целом. К. Маркс писал: «Моя точка  зрения  состоит  в  том,  что  я смотрю   на   развитие   экономической   общественной   формации   как    на естественноисторический процесс…». Общество «не может ни  перескочить  через естественные фазы развития, ни отменить последние декретами».[5]

      Категория  общественно-экономической  формации  обозначает  исторически определенную ступень общественного развития,  исторический  тип  конкретного общества, общественного устройства.

Марксом  из  геологической  науки,   где   им   обозначалось   напластование геологических отложений определенного периода,  которое  представляло  собой исторически  сложившееся  образование  в   земной   коре.   Сходство   между «формацией» в виде  категории  геологической  науки  и  «формацией»  в  виде категории  исторического материализма в том, что в обоих случаях  речь  идет возникающих и изменяющихся образованиях.

      Впервые  категория «формация» была употреблена  К. Марксом в 1852  г.  в книге  «Восемнадцатое  брюмера  Луи  Бонапарта».   Анализируя   политические процессы становления и  развития  буржуазного  общества,  К.  Маркс  обращал внимание на особенность  формирования  идей,  отражающих  коренные  интересы нового  господствующего  класса.  Вначале  эти  идеи  облекались  идеологами буржуазии в форму, характерную для  общественного  сознания  рабовладения  и феодализма. Но так было только  до  утверждения  буржуазных  отношений.  Как только «новая  общественная  формация  сложилась,  -  отмечал  К.  Маркс,  - исчезли допотопные гиганты и  с  ними  вся воскресшая  из  мертвых  римская старина…».[6] Следует отметить, что термин  «формация»  употреблялся  им  в разных сочетаниях: «общественная экономическая  формация»,  «  экономическая формация», «общественная формация».

      В  качестве  критерия  формационного  развития  человеческого  общества наиболее  общий,  фундаментальный   характер   имеет   способ   производства материальной жизни: производственные отношения, типы (формы)  собственности, т.е.  та  сторона  общественного  способа  производства,  которая   выражает общественные  отношения  между  людьми.   Именно   это   составляет   основу формационных   ступеней   исторического    процесса    и,    соответственно, формационных типов конкретного общества. К. Маркс выделял  рабовладельческое (античное), феодальное,  буржуазное,  коммунистическое  общества.  Также  он обращал  внимание  на  азиатский  способ  производства,  а  после  работ  Г. Маурера, Х. Банкрофта и особенно Л.  Моргана  в  качестве  исходного  пункта развития  человеческого  общества  называл  архаическую  формацию  общинного типа.[7]

      В  процессе разработки своей теории  общественно-исторического  процесса К. Маркс использовал  и  иные  критерии  членения  истории  человечества  на отдельные этапы. Так, в работе «К критике  гегелевской  философии  права»  в качестве таких критериев выдвигалось  соотношение  гражданского  общества  и государства. Под этим углом  зрения  различались  древность,  средние  века, новое время и демократия  будущего.  В  «Экономическо-философских  рукописях 1844 года» история представлялась в виде  процесса  зарождения,  движения  и отмирания исторических форм отчуждения труда. Опираясь на  данный  критерий, К. Маркс выделял доклассовое, классовое  и  бесклассовое  (коммунистическое) общество.

      В  «Немецкой  идеологии»,  где  материалистическое  понимание  истории обретает зримые черты и определенность, К. Маркс  и  Ф.  Энгельс  за  основу членения исторического процесса взяли формы собственности, которые  выражают различные ступени в развитии разделения труда. Соответственно были  выявлены четыре  господствовавших  в  историческом   процессе   форм   собственности: племенная, античная (общинная и государственная), феодальная  и  буржуазная.

Обосновывалась также неизбежность  коммунистического  общества.  Наконец,  в предисловии к книге «К критике политической экономии» К.  Маркс,  формулируя суть  материалистического  понимания  истории,  выделял  еще  один  критерий членения исторического процесса – способ производства материальной жизни.  В качестве  прогрессивных   ступеней   общественного   развития   он   называл азиатский, античный, феодальный и буржуазный способы производства.[8]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Марксистская социология