Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 22:09, доклад
Для начала, определимся, а что же такое на самом деле есть массовая культура – понятие, отражающее широко распространенные в условиях индустриально развитого общества особенности бытия культуры, продукт “массового общества”.
1. Массовая культура
Для начала, определимся, а что же такое на самом деле есть массовая культура – понятие, отражающее широко распространенные в условиях индустриально развитого общества особенности бытия культуры, продукт “массового общества”. Характеризуется организованной индустрией потребления и широко разветвленной сетью средств массовой коммуникации, оказывающих соответствующее воздействие на индивидуальное и общественное сознание и создающих необходимую рекламу для обеспечения спроса на ее продукты. Основные социальные функции массовой культуры: интеграция людей в существующую систему общественных отношений: переключение их внимания с проблемного осмысления реальной жизни на зрелищное восприятие развлекательной массовой продукции, эмоциональную разрядку и игру воображения, уводящих человека в мир грез, иллюзий и создающих видимость причастности его к решению актуальных проблем современности. Хотя в форме массовой культуры осуществляется приобщение широких масс к отдельным ценностям культуры, в целом она чужда подлинно демократической культуре, нацеленной на духовно-практическое освоение мира, гуманистическое развитие культурно-исторического процесса, творческое развертывание духовного богатства личности.
1.1 Становление массовой культуры
Зарождение массовой культуры неразрывно связано с укреплением позиций буржуазии, ставшей в начале XIX века господствующим классом. До окончательной победы в обществе буржуазных ценностей массовой культуры в современном понимании этого слова и не могло быть. Очень долго европейская культура существовала как совокупность нескольких культур - культур определенных классов и каст. У дворянства была своя культура, у духовенства - своя, у крестьян - своя (которую почему-то некорректно, исходя лишь из ее древности и массовости, окрестили "народной"). Границы между ними были достаточно четкими, хотя и избирательно проницаемыми (фольклор подпитывал "высокую" культуру, проповеди католических священников популяризировали недоступную тогда для масс "Библию", а дворянская культура пародировалась или "приручалась" народной).
Демократизация общественных отношений и рост образованности населения привели к зарождению так называемого "среднего класса", появлению типа "обывателя", "мещанина". Большинство представителей этого класса желали быть также приобщенными к "прекрасному и высокому", но приобщенными, не тратя сил и времени на глубокое проникновение в суть предмета. Это не могло не вызвать появления профессионалов от искусства, призванных ублажать потребности именно этой прослойки.
Именно в XIX веке окончательно формируется такое явление, как "бульварная" литература. Внешне она как бы подражала "высокой" литературе, но упрощала ее приемы, утрировала, приноравливала к уровню образованности обывателя. Литература становилась товаром, ставилась на конвейер. Ее "производители" жаждали уже не только славы, но и денег. Правда, долгое время этим ее притязания и ограничивались. "Бульварное" искусство не претендовало на соперничество с "высоким". Они существовали порознь (не без взаимовлияния, конечно), и обыватель знал (или, хотя бы, догадывался), что рядом с "литературным продуктом", который он ежедневно потреблял, присутствует и нечто качественно иное, некий эталон и образец "подлинности". Хороший вкус в то время определяла творческая элита, критики и аристократия. И так же, как мещанин стремился "во дворянство", он тянулся и к подлинному искусству, уже "заочно" его уважая.
Неудивительно, что феномен массовой культуры окончательно сформировался в Соединенных Штатах. Кто бы мог подумать, что ленинское выражение о "кухарке, которая будет управлять государством" воплотится в жизнь именно в США. Когда сила буржуа и численность обывателей выросла, их роль в демократическом обществе стала окончательно доминирующей (расширившийся "средний класс" был уже не только "голосами" на выборах, но и главным потребителем продукции), деньги и товары стали общепризнанными ценностями. Искусство стало оцениваться по коммерческому критерию, по критерию успеха и сопутствующей ему прибыли. То есть, главным "критиком" как бы стал обыватель, та самая "американская домохозяйка", под вкус которой и подстраивается массовая культура. Домохозяйка потому, что именно эта категория людей проводит большую часть жизни возле телевизора, а так как домохозяек очень много, то совокупно они владеют большим количеством денег, чем представители многих других категорий населения, а значит - являются основным заказчиком "духовной" продукции. И создатели произведений массовой культуры стараются угодить вкусам домохозяек. Именно угодить вкусам, а не развить эти вкусы. Потому что если ты вздумаешь их развивать, найдется кто-то другой, кто "сварганит произведение", которое домохозяйка хочет видеть именно в эту минуту, и ты потеряешь своих клиентов.