Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 18:09, реферат
В процессе усложнения социокультурной динамики в начале ХХ века обозначился становящийся всё более отчетливым раскол на элитарную и массовую культуру. Первую из них составляет культура, ориентированная на небольшую группу людей, обладающих особой художественной восприимчивостью, в силу чего они должны оцениваться как лучшая часть общества, его элита. Наряду с этим в последние десятилетия ХХ века широкое распространение получила массовая культура, ориентированная своими произведениями на усредненный уровень развития массовых потребителей материальных и духовных ценностей.
Введение
Культура - это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.
Культура
характеризует особенности
В рамках же отдельного общества можно выделить:
· высокую (элитарную)
· народную
(фольклорную) культуру, в их основе
- различный уровень
· массовую культуру, к формированию которой привело активное развитие СМИ.
В
процессе усложнения социокультурной
динамики в начале ХХ века обозначился
становящийся всё более отчетливым раскол
на элитарную и массовую культуру. Первую
из них составляет культура, ориентированная
на небольшую группу людей, обладающих
особой художественной восприимчивостью,
в силу чего они должны оцениваться как
лучшая часть общества, его элита. Наряду
с этим в последние десятилетия ХХ
века широкое распространение получила
массовая культура, ориентированная своими
произведениями на усредненный уровень
развития массовых потребителей материальных
и духовных ценностей. Массовость распространения
произведения здесь не совпадает с сущностью
народного начала в культуре, основывается
не на содержании, а на формальных,
количественных признаках – массовые,
конвейерные способы производства, распространения
и потребления. Типичные воплощения такой
культуры – широко распространяющиеся
в последнее время телесериалы, видео-
и звукозаписи. На первый план выдвигается
развлекательная функция, акцент делается
на чувствительность, порой примитивную,
читающей и зрительской публики. Широко
распространенными формами массовой культуры,
привлекающими к себе широкие массы слушателей
и зрителей, стали музыкальные шлягеры
и разнообразные шоу (зрелища), сочетающие
элементы эстрадных мелодий, карнавала,
игровых представлений, световых и цветовых
эффектов.
Понятие
массовая культура
Массовая
культура — это часть общей
культуры, отделенная от элитарной
лишь большим количеством
Массовая культура формирует иную, ту, что называют высокой, или лучше — элитарной. Причем по разным оценкам потребителями элитарной культуры в Европе на протяжении нескольких веков остается примерно одна и та же доля населения — что-то около одного процента. Именно массовая культура — индикатор многих сторон жизни общества и одновременно коллективный пропагандист и организатор его, общества, настроений.
Внутри массовой культуры существует своя иерархия ценностей и иерархия персон. Взвешенная система оценок и, наоборот, скандальные потасовки, драка за место у престола.
Специфической чертой ХХ в. было распространение массовой культуры, в основном благодаря развивающимся средствам массовой коммуникации. В этом смысле массовой культуры в ХIХ в. и ранее не было — газеты, журналы, цирк, балаган, фольклор, уже вымирающий, — вот все, чем располагали город и деревня. Вспомним, как важна была газета для творческой лаборатории Достоевского. Интересно, как бы изменилось его творчество, живи он в середине ХХ в. — в эпоху радио, кино и телевидения с их разветвленной системой жанров и новостей через каждые полчаса, бесчисленных газет и журналов, видео, компьютером и Интернетом, телефоном, рекламой, авторской песней, блатным фольклором, детскими страшилками, анекдотом, комиксами, джазом, роком, поп-музыкой, матрешками, лозунгами, троллейбусами, самолетами и спутниками?
Для массовой культуры характерен антимодернизм и антиавангардизм . Если модернизм и авангард стремятся к усложненной технике письма, то массовая культура оперирует предельно простой, отработанной предшествующей культурой техникой. Если в модернизме и авангарде преобладает установка на новое как основное условие их существования, то массовая культура традиционна и консервативна. Она ориентирована на среднюю языковую семиотическую норму, на простую прагматику, поскольку она обращена к огромной читательской, зрительской и слушательской аудитории.
Можно сказать поэтому, что массовая культура возникла в ХХ в. не только благодаря развитию техники, приведшему к такому огромному количеству источников информации, но и благодаря развитию и укреплению политических демократий. Известно, что наиболее развитой является массовая культура в наиболее развитом демократическом обществе - в Америке с ее Голливудом, этим символом всевластия массовой культуры. Но важно и противоположное - в тоталитарных обществах она практически отсутствует, отсутствует деление культуры на массовую и элитарную. Вся культура объявляется массовой, и на самом деле вся культура является элитарной. Это звучит парадоксально, но это так.
Массовая
культура, будучи одним из самых
ярких проявлений социокультурного
бытия современных развитых сообществ,
остается сравнительно малоосмысленным
феноменом с точки зрения общей теории
культуры. Интересные теоретические основания
исследования социальных функций культуры
(и в том числе массовой) были разработаны
в последние годы Э.Орловой. В соответствии
с ее концепцией в морфологическом строении
культуры можно выделить две области:
обыденной культуры, осваиваемой человеком
в процессе его общей социализации в среде
проживания (прежде всего в процессах
воспитания и общего образования), и специализированной
культуры, освоение которой требует специального
(профессионального) образования. Промежуточное
положение между этими двумя областями
с функцией транслятора культурных смыслов
от специализированной культуры к обыденному
сознанию человека и занимает массовая
культура. Подобный подход к феномену
массовой культуры представляется весьма
эвристичным.
Основные
направления и
проявления массовой
культуры
Среди основных проявлений и направлений массовой культуры нашего времени можно выделить следующие:
· индустрия "субкультуры детства" (художественные произведения для детей, игрушки и промышленно производимые игры, товары специфического детского потребления, детские клубы и лагеря, военизированные и иные организации, технологии коллективного воспитания детей и т.п.), преследующие цели явной или закамуфлированной стандартизации содержания и форм воспитания детей, внедрения в их сознание унифицированных форм и навыков социальной и личной культуры, идеологически ориентированных миропредставлений, закладывающих основы базовых ценностных установок, официально пропагандируемых в данном обществе;
· массовая общеобразовательная школа, тесно коррелирующая с установками "субкультуры детства", приобщающая учащихся к основам научных знаний, философских и религиозных представлений об окружающем мире, к историческому социокультурному опыту коллективной жизнедеятельности людей, к принятым в сообществе ценностным ориентациям. При этом она стандартизирует перечисленные знания и представления на основании типовых программ и редуцирует транслируемые знания к упрощенным формам детского сознания и понимания;
· средства массовой информации (печатные и электронные), транслирующие широким слоям населения текущую актуальную информацию, "растолковывающие" рядовому человеку смысл происходящих событий, суждений и поступков деятелей из различных специализированных сфер общественной практики и интерпретирующие эту информацию в "нужном" для ангажирующего данное СМИ заказчика ракурсе, т.е. фактически манипулирующие сознанием людей и формирующие общественное мнение по тем или иным проблемам в интересах своего заказчика (при этом в принципе не исключается возможность существования неангажированной журналистики, хотя практически это такая же нелепость, как и "независимая армия");
· система
национальной (государственной) идеологии
и пропаганды, "патриотического"
воспитания и пр., контролирующая и
формирующая политико-
· массовые политические движения (партийные и молодежные организации, манифестации, демонстрации, пропагандистские и выборные кампании и т.п.), инициируемые правящими или оппозиционными элитами с целью вовлечения в политические акции широких слоев населения, в большинстве своем весьма далекого от политических интересов элит, мало понимающего смысл предлагаемых политических программ, на поддержку которых людей мобилизуют методом нагнетания политического, националистического, религиозного и иного психоза;
· массовая социальная мифология (национал-шовинизм и истерический "патриотизм", социальная демагогия, популизм, квазирелигиозные и паранаучные учения и движения, экстрасенсорика, "кумиромания", "шпиономания", "охота на ведьм", провокативные "утечки информации", слухи, сплетни и т.п.), упрощающая сложную систему ценностных ориентаций человека и многообразие оттенков миропонимания до элементарных дуальных оппозиций ("наши – не наши"), замещающая анализ сложных многофакторных причинно-следственных связей между явлениями и событиями апелляциям к простым и, как правило, фантастическим объяснениям (мировой заговор, происки иностранных спецслужб, "барабашки", инопланетяне и пр.), партикуляризирующая сознание (абсолютизирующее единичное и случайное, игнорируя при этом типичное, статистически преобладающее) и т.п. Это в конечном счете освобождает людей, не склонных к сложным интеллектуальным рефлексиям, от усилий по рациональному объяснению волнующих их проблем, дает выход эмоциям в их наиболее инфантильном проявлении;
· индустрия
развлекательного досуга, включающая
в себя массовую художественную культуру
(практически по всем видам литературы
и искусства, быть может, за определенным
исключением архитектуры), массовые
постановочно-зрелищные
· индустрия оздоровительного досуга, физической реабилитации человека и исправления его телесного имиджа (курортная индустрия, массовое физкультурное движение, культуризм и аэробика, спортивный туризм, а также система хирургических, физиотерапевтических, фармацевтических, парфюмерных и косметических услуг для исправления внешности), что, помимо объективно необходимой физической рекреации человеческого организма, дает индивиду возможность "подправить" свою внешность в соответствии с актуальной модой на тип имиджа, со спросом на типажи сексуальных партнеров, укрепляет человека не только физически, но и психологически (поднимает его уверенность в своей физической выносливости, гендерной конкурентоспособности и т.п.);
· индустрия
интеллектуального и
· система организации, стимуляции и управления потребительским спросом на вещи, услуги, идеи как индивидуального, так и коллективного пользования (реклама, мода, имиджмейкерство и т.п.), формулирующая в общественном сознании стандарты социально престижных образов и стилей жизни, интересов и потребностей, имитирующая в массовых и доступных по ценам моделях формы элитных образцов, включающая рядового потребителя в ажиотажный спрос как на престижные предметы потребления, так и модели поведения (особенно проведения досуга), типы внешности, кулинарные предпочтения, превращающая процесс безостановочного потребления социальных благ в самоцель существования индивида;
· разного рода игровые комплексы от механических игровых автоматов, электронных приставок, компьютерных игр и т.п. до систем виртуальной реальности, развивающие определенного рода психомоторные реакции человека, приучающие его к быстроте реакции в информационно недостаточных и к выбору в информационно избыточных ситуациях, что находит применение как в программах подготовки определенных специалистов (летчиков, космонавтов), так и в общеразвивающих и развлекательных целях: