Массовая культура: основные ценностные установки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2013 в 01:17, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы: Выявление доли освещения в средствах массовой информации элементов массовой культуры.
Для достижения данной цели поставим задачи:
1.изучить литературу по теме;
2.разработать план и инструментарий исследования;
3.выбрать объект исследования;
4.изучить методику и технику проведения социального исследования;
5.собрать информацию ( провести анализ СМИ, сделать выборку статей по изучаемой теме )
6.провести анализ результатов исследования;
7.сделать выводы.

Содержание

Введение.
1.Современная массовая культура.
1.1.Появление массовой культуры и ее социальные функции.
1.2.Массовая культура в средствах массовой информации.
1.3.Нравственные аспекты массовой культуры.
2.Ценностные установки.
2.1.Ценности и их значение.
2.2.Ценности массовой культуры.
2.3.Подмена ценностей.
3.Методическая часть.
3.1.Метод контент – анализа.
3.2.Схема анализа текстов.
4.Аналитическая часть.
Заключение.
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная по социологии.doc

— 115.00 Кб (Скачать файл)

                                    

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РФ

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

 

 

«ПСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

 

 

Кафедра

«Гуманитарные науки»

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по учебному курсу

«Социология»

Вариант 32

                     «Массовая культура: основные ценностные  установки.»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студента 4-го курса заочной формы обучения

Специальности (08109

«Бухгалтерский учет, анализ и аудит»)

 

Москвитиной Виктории Николаевны

группа №674-1202

шифр 0867112

 

 

Преподаватель: Проскурина А.В.

 

 

 

 

 

 

ПСКОВ

2011

 

Содержание:

Введение.

1.Современная массовая культура.

1.1.Появление массовой культуры и ее социальные функции.

1.2.Массовая культура в средствах массовой информации.

1.3.Нравственные аспекты массовой культуры.

2.Ценностные установки.

2.1.Ценности и их значение.

2.2.Ценности массовой культуры.

2.3.Подмена ценностей.

3.Методическая часть.

3.1.Метод контент – анализа.

3.2.Схема анализа текстов.

4.Аналитическая часть.

Заключение.

Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                 Введение.

 Идея массовой культуры возникает в 20-х годах в рамках доктрины массового общества. Теория массового общества возникает из того, что в XX в.классовая популяризация исчезает и во главе исторического процесса становится «масса».Понятие «масса» имеет не только количественные характеристики, но и качественные, что гораздо важнее в культуре. К качественным характеристикам «массы» относятся : обезличенность, преобладание чувств, утрата интеллекта и личной ответственности за свои решения и поступки. Общество делится на массу ( толпу ) и элиту, имеющую доступ к высшим культурным ценностям. Отсюда «массовым» называют такое общество, в котором человек становится безликим элементом социальной машины, подогнанным под ее потребности. А массовой культурой называют то, что противостоит подлинной культуре.

 

Массовая культура создается для  целей потребления. Ее главной функцией является развлекательная функция. Массовая культура появляется, когда средства массовой информации ( радио, телевидение, печать ) проникают в большинство стран мира и становятся доступными для представителей всех социальных слоев. Она является массовой по объему ( охвату аудитории ) и по времени ( производится постоянно ). Массовая культура превратилась в особенный вид бизнеса, при этом она не только потребляется человеком, но и потребляет самого человека, заслоняя от него и заменяя ему другую культуру. Типичными примерами массовой культуры могут быть телевизионные сериалы, популярная и эстрадная музыка и другие массовые шоу – программы. Такая культура и доступна всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования.

Актуальность данной темы заключается в тесном проникновении массовой культуры во все сферы жизни общества. Массовая культура в последнее время получает все большее распространение, и все сильнее ее критикуют, хотя у нее есть и положительные черты, такие как предоставление обществу новой (полезной) информации, появление направлений «развлекательной» культуры и др. Современный человек уже не представляет своей жизни без средств массовой информации.

 Средства массовой информации  во многом диктуют человеку модели поведения, приоритетные ценностные установки, используя в качестве основного инструмента механизм статусности и престижности.

 Попытаемся разобраться влияют  ли средства массовой информации  на формирование массовой культуры и ценностных установок человека. Для этого определим цель работы:

 Выявление доли освещения в средствах массовой информации элементов массовой культуры.

 Для достижения данной цели  поставим задачи:

1.изучить литературу по теме;

2.разработать план и инструментарий  исследования;

3.выбрать объект исследования;

4.изучить методику и технику  проведения социального исследования;

5.собрать информацию ( провести  анализ СМИ, сделать выборку  статей по изучаемой теме )

6.провести анализ результатов исследования;

7.сделать выводы.

 

                                1.Современная массовая культура.

      1.1.Появление массовой культуры и ее социальные функции.

 Истоки широкого  распространения массовой культуры  в современном мире кроются  в коммерциализации всех общественных  отношений, на которую указывал  еще К. Маркс в “Капитале”. В своем произведении К. Маркс рассмотрел через понятие “товар” все многообразие социальных отношений в буржуазном обществе.

Стремление видеть товар  в сфере духовной деятельности в  сочетании с мощным развитием  средств массовой коммуникации и  привело к созданию нового феномена — массовой культуры. Заранее заданная коммерческая установка, конвейерное производство — все это во многом означает перенесение в сферу художественной культуры того же финансово-индустриального подхода, который царит и в других отраслях индустриального производства. К тому же многие творческие организации тесно связаны с банковским и промышленным капиталом, что изначально предопределяет их на выпуск коммерческих, кассовых, развлекательных произведений. В свою очередь потребление этой продукции — это массовое потребление, т.к. аудитория, которая воспринимает данную культуру - это массовая аудитория больших залов, стадионов, миллионы зрителей телевизионных и киноэкранов.

 В социальном плане  массовая культура формирует  новый общественный слой, получивший  название “средний класс”. 
Понятие “средний класс” стало основополагающим в западной культуре и философии. Этот “средний класс” стал и стержнем жизни индустриального общества. Он же и сделал столь популярной массовую культуру.

 Массовая культура  мифологизирует человеческое сознание, мистифицирует реальные процессы, происходящие в природе и в человеческом обществе. 
Происходит отказ от рационального начала в сознании. Целью массовой культуры является не столько заполнение досуга и снятия напряжения и стресса у человека индустриального и постиндустриального общества, сколько стимулирование потребительского сознания  у зрителя, слушателя, читателя, что в свою очередь формирует особый тип — пассивного, некритического восприятия этой культуры у человека. Все это и создает личность, которая достаточно легко поддается манипулированию [ 9.С.254]. Другими словами, происходит манипулирование человеческой психикой и эксплуатация эмоций и инстинктов подсознательной сферы чувств человека и прежде всего чувств одиночества, вины, враждебности, страха, самосохранения.

Формируемое массовой культурой  массовое сознание многообразно в своем  проявлении. Однако, оно отличается консервативностью, инертностью, ограниченностью. Оно не может охватить все процессы в развитии, во всей сложности их взаимодействия. В практике массовой культуры массовое сознание имеет специфические средства выражения.

 Массовая культура в художественном творчестве выполняет специфические социальные функции. Среди них главной является иллюзорно-компенсаторская: приобщение человека к миру иллюзорного опыта и несбыточных грез. И все это сочетается с открытой или скрытой пропагандой определенного образа жизни, которое имеет своей конечной целью отвлечение масс от социальной активности, приспособления людей к существующим условиям.

 Отсюда и использование в массовой культуре таких жанров искусства как детектив, вестерн, мелодрама, мюзикл, комикс. Именно в рамках этих жанров создаются упрощенные “версии жизни”, которые сводят социальное зло к психологическим и моральным факторам. Этому служат и такие формулы массовой культуры, как “добродетель всегда вознаграждается”, 
“добро всегда побеждает зло”.

 Несмотря на свою кажущуюся бессодержательность, массовая культура имеет весьма четкую мировоззренческую программу, сформировать определенное сознание и приоритетные ценностные установки в обществе, которым можно управлять.

          1.2.Массовая культура в средствах массовой информации.

 Массовая культура - это культура  масс, культура, предназначенная для  потребления народом; это сознание не народа, а коммерческой индустрии культуры; она враждебна подлинно народной культуре. Она не знает традиций, не имеет национальности, ее вкусы и идеалы меняются очень быстро в соответствии с потребностями моды. Массовая культура обращается к широкой аудитории, апеллирует к упрощенным вкусам, претендует на то, чтобы быть народным искусством .

 Модернизм, напротив, апеллирует  к вкусам элиты, опирается на  различные направления авангардистского  искусства. В настоящее время  происходит интенсивный процесс превращения авангарда в искусство ширпотреба.

 Феномен массовой культуры  существует, а телевидение является  самым эффективным средством  тиражирования и распространения  этой культуры. 
Массовая культура воздействует на массовое сознание, по средствам массовой коммуникации, ориентирована на потребительские вкусы и инстинкты, имеет манипулятивный характер. Средства массовой информации представляют собой большую угрозу для независимого человека, она обладает опасным орудием внушения, орудием социальной дезориентации человека.

Массовая культура осуществляет стандартизацию духовной деятельности человека. Человеческая масса хочет, чтобы ее отвлекали  от жизни, а не раскрывали ее смысл.

 По, ориентированным на рынок  предметам потребления, рекламе  в средствах массовой информации мы узнаем о типичных формах поведения, позициях, общепринятых мнениях, предрассудках и ожиданиях большого количества людей.

 Одна из важных функций  современной массовой культуры  состоит в мифологизации общественного  сознания. Произведения массовой культуры, так же как и мифы, основаны на не различении реального и идеального, они становятся предметом не познания, а веры.

 Существует мнение, что наиболее адекватным термином, выражающим сущность произведений массовой культуры, является термин икона. Именно икона соответствует русскому понятию образ. Этот термин характеризует такой тип художественного отражения, который носит символический, принципиально нереалистический характер, является предметом веры, поклонения, а не средством отражения и познания мира.

 Массовая культура – это  специфический способ освоения  действительности и адаптации  к ней, проявляющийся в условиях  индустриально развитого «массового  общества», это явление, характеризующее  специфику производства и распространения  культурных ценностей в современном обществе. Ее отличительными особенностями являются такие, как ориентация на вкусы и потребности «среднего человека», исключительно высокая гибкость, способность трансформировать продукты, созданные в рамках других культур и превращать их в предметы массового потребления, коммерческий характер, использование клише при создании ее продуктов , а также связь со средствами массовой коммуникации как главным каналом распространения и потребления ее ценностей.

 

                1.3.Нравственные аспекты массовой культуры.

 Можно упрекать  массовую культуру в безнравственности  и бездуховности и  рассматривать  ее с позиций нравственных  ценностей «высокой культуры». Но скорее это занятие можно считать бесперспективным, т. к. еще практически не определены в современных культурологических исследованиях критерии нравственности для анализа массовой культуры.

Несмотря на это, попробуем разобраться, что несет массовая культура c точки  зрения нравственных позиций современному  человеку.

 Во-первых, доступность и понятность образной сферы, содержания. Это «герои» и образы современного мира, проблемы и ситуации не раз поднимаемые в СМИ. В наше сложное время, когда человека окружает в повседневной жизни насилие и произвол, экономический и политический кризисы, в сериалах, книгах и фильмах обыватель видит возможность успешной борьбы с преступностью и коррупцией, честных, «непродажных чиновников» и журналистов. Конечно, порой нас не устраивает форма воплощения этого содержания. Да, поражает обилие сцен насилия и крови - это победа добра на физическом уровне, а не на нравственном. Но ведь это реалии нашей современной жизни, наша действительность. Сюжеты многих фильмов, сериалов и романов строятся на резком противопоставлении добра и зла, геройства и злодейства. Но если о зле и злодействе в «массовой культуре» пишут повсюду, то категория добра как-то выпала из поля зрения критики. Однако именно она оказывает решающее воздействие во всех видах поединков, именно Добро всегда борется со Злом, и всегда побеждает.

 Основная масса произведений массовой культуры придерживается общечеловеческих норм и принципов – в обличье Зла выступают обычно преступники всех мастей, болезни, неприятности по работе, удары судьбы. Добро же всегда олицетворяют люди, герои, которые наделяются высокими моральными качествами и вступают в борьбу со Злом не только в силу своих служебных обязанностей, но и по причине благородства своей души. Традиционный счастливый финал вселяет в зрителя-читателя веру в торжество справедливости, в победу добра. Это своеобразный сеанс психотерапии, «нравственный катарсис» и в этом кроется одна из причин магнетической силы этого вида культуры.

 Однако, в массовой культуре  присутствуют формы созданные  только с целью развлечения  людей. И в сфере влияния развлекательной культуры оказывается чаще всего молодежь, обладающая большим количеством свободного времени. Поэтому воздействие таких форм массовой культуры на молодежь требует более глубокого, всестороннего изучения. Развитие национальных форм развлекательной массовой культуры, именно с точки зрения духовности, могут дать положительные результаты. Общественная практика свидетельствует о том, что национальные формы развлекательной массовой культуры успешно могут конкурировать в молодежной среде с аналогичной западной продукцией. Это в свою очередь может способствовать реальному сохранению менталитета, системы ценностей нации. Часто через такие формы массовой культуры идет реальное приобщение к национальным формам культуры: религии, фольклору, искусству, литературе. Конечно, присутствие национального содержания в массовой культуре не может быть свидетельством соответствия всем нравственным и эстетическим критериям, предъявляемым подлинным творениям культуры. Поэтому для решения этой насущной проблемы необходимо всестороннее изучение нравственных аспектов всех направлений и жанров массовой культуры, разработка новой государственной духовно-культурной программы, и конечно, ответственность производителей всей продукции массовой культуры перед обществом.

Информация о работе Массовая культура: основные ценностные установки