Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 00:25, доклад
Массовая культура - это культура масс, культура, предназначенная для потребления народом; это сознание не народа, а коммерческой индустрии культуры; она враждебна подлинно народной культуре. Она не знает традиций, не имеет национальности, ее вкусы и идеалы меняются с головокружительной быстротой в соответствии с потребностями моды. Массовая культура обращается к широкой аудитории, апеллирует к упрощенным вкусам, претендует на то, чтобы быть народным искусством.
Массовая культура - это культура масс, культура, предназначенная для потребления народом; это сознание не народа, а коммерческой индустрии культуры; она враждебна подлинно народной культуре. Она не знает традиций, не имеет национальности, ее вкусы и идеалы меняются с головокружительной быстротой в соответствии с потребностями моды. Массовая культура обращается к широкой аудитории, апеллирует к упрощенным вкусам, претендует на то, чтобы быть народным искусством.
В прошлом народная культура определяла и нормировала все аспекты жизнедеятельности, обычаи, обряды, регулировала взаимоотношения членов сообщества, тип семьи, воспитание детей, характер жилища, способы освоения окружающего пространства, тип одежды, отношение к природе, миру, предания, верования, язык, художественное творчество. Иными словами, определялось, когда сеять зерно, выгонять скот, убирать урожай, как выстраивать взаимоотношения в семье, в общине и мн. др.
В последней четверти ХХ
в. сложилась практика воссоздания
традиционного механизма, конечно,
в измененном, модернизированном
виде, в "неаутентичных" условиях,
"неаутентичной" среде, например,
в среде городской молодежи. Такая практика
вылилась в образование (стихийное и преднамеренное)
любительских групп, детских, взрослых,
разновозрастных. Включение в традицию
в них часто основывается на общении носителями
традиций (аутентичными мастерами-ремесленниками,
певческими коллективами, отдельными
исполнителями) по возможности в процессе
совместной деятельности, которые выступают
для участников групп в качестве наставников,
учителей, хранителей традиционных образцов,
стереотипов, канонов. Естественный механизм
в таких группах (студиях, кружках) неизбежно
опосредуется технологиями целенаправленного
обучения при участии специалистов-фольклористов,
дополняется использованием звуко и видеозаписей,
расшифровок, методических пособий. Данное
направление в среде специалистов получает,
неоднозначную оценку, в т.ч. и отрицательную
как "вторичное". Однако его вклад
в современную народную культуру, в поддержание
традиций не вызывает сомнения.
В настоящее время, когда общество усложнилось,
появилось множество больших и малых социальных
групп формального и неформального типа,
произошло расслоение социальной и социально-культурной
практики, народная культура стала одним
из элементов современной многослойной
культуры.
В современной культурной практике широких слоев населения существует достаточно обширный слой бытового творчества, функционирующий по фольклорному типу. Сюда принято относить, в частности, музыкальное (песенное, инструментальное) и словесное творчество. Это - песни (бытовые, уличные, дворовые, студенческие, туристские, частично так называемые бардовские песни), припевки, разного рода устные повествования несказочного характера: предания, современные былички, байки, устные рассказы, анекдоты, слухи, толки, и, конечно, повседневную речевую стихию. Здесь формируется повседневный опыт, мир чувств, мир представлений, близких и понятных каждому человеку, иногда собственная система ценностей, верований, обычаев, стереотипов поведения, имеющих хождение в различных социальных средах, субкультурах. Все это аккумулируется, закрепляется в разного рода текстах (вербальных, интонационно-мелодических, пластических, иконических и пр.), которые наполняют повседневность.