Межгрупповые отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2013 в 00:29, контрольная работа

Краткое описание

Дифференциация и интеграция в межгрупповых отношениях.
Межгрупповые отношения на уровне социальной стратификации.
Доминирование малой социальной группы.
Интегративные межгрупповые феномены.
Отношения между малыми группами и их влияние на внутригрупповые процессы.

Вложенные файлы: 1 файл

Глава 8 МЕЖГРУППОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ.docx

— 46.13 Кб (Скачать файл)

Глава 8 МЕЖГРУППОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Дифференциация и интеграция в межгрупповых отношениях • Межгрупповые отношения на уровне социальной стратификации • Доминирование малой социальной группы • Интегративные межгрупповые феномены • Отношения между малыми группами и их влияние на внутригрупповые процессы

Все межгрупповые отношения  в обществе могут быть рассмотрены на макроуровне, мезоуровне и микроуровне социальной жизни. На макроуровне складываются отношения между большими социальными группами в рамках всего общества или даже между обществами (государствами, странами, этносами, расами, национальностями и т.д.). На мезоуровне возникают отношения между первичными группами в рамках определенной общности, как, например, отношения школьных классов в школе или студенческих групп в вузе. На микроуровне отношения существуют между микрогруппами, которые образуются уже в самой первичной группе. Это могут быть диады, триады или более крупные микрогруппы. Даже семья может быть рассмотрена с точки зрения особых межгрупповых отношений микрогрупп. Например, мать и сын образуют одну микрогруппу, бабушка с внучкой - другую и т.д. Межгрупповая дифференциация зависит от многих причин, которые исследуются как в рамках социальной психологии, так и в пределах наиболее близких для нее дисциплин: социологии и психологии.

Дифференциация  и интеграция в межгрупповых отношениях являются основными тенденциями, определяющими не только сами эти отношения, но и условия существования социальных групп. Эти две тенденции лежат в основе формирования соответствующих им типов отношений: а) отношения, обусловленные процессами дифференциации, б) отношения, обусловленные процессами интеграции. Если дифференциация определяется различиями и ведет к обособленности групп, то интеграция, напротив, содержит в себе то общее, что способствует развитию тенденции к объединению в том или ином аспекте. Эти две тенденции сосуществуют, и их динамка определяет жизнедеятельность социальной группы. Преобладание какой-либо одной тенденции может привести к негативным социально-психологическим результатам. Так, преобладание дифференциации приводит к такой обособленности группы от социальной жизни, которая разрывает социальные связи, блокирует поступление новой информации и в конечном счете останавливает развитие группы, приводя ее к стагнации (застою).

126 

С другой стороны - группа, в которой доминируют тенденции  интеграции, настолько открыта социальной жизни, что не умеет защищать свои интересы. Такая группа также быстро утрачивает свою жизнеспособность, поскольку позволяет другим группам чрезмерно влиять на внутригрупповые процессы, в результате чего и теряет собственную социальную устойчивость. Видимо, баланс интеграции и дифференциации выступает важнейшим условием жизнеспособности и развития социальной группы.

Проблема межгрупповых отношений исследуется в социальной психологии относительно недавно, по крайней мере по сравнению с изучением проблем внутригрупповых отношений. Она тесно связана с чисто психологическими и социологическими исследованиями. Можно выделить четыре основных направления в изучении межгрупповых отношений в социальной психологии и смежных с ней дисциплин. Первое направление связано с изучением отношений между большими социальными группами в рамках всего общества на уровне социальной стратификации. Второе -определяется изучением межгрупповых отношений в условиях, когда одна группа выступает в качестве лидера, а другая (или другие) следуют за ней. Третье направление связано с исследованием отношений между малыми группами. Четвертое - изучает влияние межгрупповых отношений на внутригрупповые процессы. Эти направления исследований лишь с известной долей условности можно четко разделить, поскольку все они взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Межгрупповые отношения  на уровне социальной стратификации определяются местом каждой большой социальной группы в системе общественной жизни. В широком социологическом смысле под социальной стратификацией понимают деление общества на социальные слои - страты в зависимости от различных признаков, главными из которых выступают отношение к власти, профессия, социальный престиж, уровень культуры, экономическое положение. Страта - это социальный слой или класс, который имеет собственный социальный статус и свое место в системе общественной жизни. Социальная стратификация отражает специфику общественного расслоения данного общества в конкретный исторический период. Поэтому социальные слои могут быть названы по-разному, например сословия или касты. Для социальной психологии взгляд на проблему общественной стратификации интересен с точки зрения анализа отношений больших социальных групп в рамках всего общества. Безусловно, такие отношения не только всегда существовали, но и определяли поведение многих индивидуумов. Игнорирование принадлежности субъектов взаимодействия к тому или иному социальному слою часто обре-

127

 

каст на неудачу исследователей межгрупповых и межличностных отношений, потому что в некоторых ситуациях именно данная принадлежность и определяет качество отношений.

Общество всегда делится  на социальные слои, которые могут  иметь юридический статус, как, например, сословия при феодальном строе (дворянство, духовенство, крестьянство) или не иметь его совсем. Несмотря на то что современная стратификация в большинстве стран не определяется жесткой юридической фиксацией, она имеет относительно устойчивую структуру. В то же время отсутствие правовых рамок, определяющих принадлежность человека к тому или иному слою, обеспечивает широкие возможности для мобильности каждого индивида, групп и общества в целом.

Любое общество делится  на три страты, или класса: высший, средний и низший. Основными критериями такого деления являются: доход, богатство, уровень жизни, профессиональная деятельность, отношение к власти и т.д. Все это вместе определяет социальный статус человека и группы.

В целом, социальное благополучие общества определяется по среднему классу: чем большее количество людей в него входит, тем более стабильным является общество. Мощный средний класс -основа стабильной жизни любого государства. И напротив, чем слабее и меньше средний класс, тем слабее и неустойчивее является общество. Ослабление среднего класса происходит обычно за счет его обеднения и перехода большого количества людей на более низкую ступень социальной жизни. Разумеется, деление общества на три страты носит относительный характер, поскольку каждая страта не является однородной, она, в свою очередь, также делится на три большие социальные группы. В каждой страте есть, соответственно, высший слой, средний и низший. Поэтому желательно знать не только принадлежность человека или группы к социальной страте, но и уточнить его позицию в ней по отношению к другим субъектам данной страты.

Экономическая основа существования  человека и группы в обществе уже давно приобрела важное социально-психологическое значение, поскольку она определяет социальную позицию, отношения с другими субъектами, образ жизни и досуг. Профессиональная деятельность или работа, которую выполняют люди, уровень их дохода влияют и на мотивационные тенденции - готовность субъекта взаимодействия поступить так или иначе, а также на общий культурный фон его существования. Поэтому среди многочисленных критериев выделения страты профессиональная деятельность стоит на одном из первых мест.

Несмотря на пристальное  внимание к проблеме социальной стратификации, до сих пор не разрешены вопросы, связанные с

128 

определением социального  статуса некоторых социальных групп  в системе социальной стратификации общества, в частности проблемы принадлежности к среднему классу. Определение социального статуса среднего класса затруднено в связи с размытостью его границ. Нет согласия по поводу критериев, которые бы позволили четко отделить средний слой от высшего и низшего. Вполне понятно, что данный вопрос никогда не будет решен до конца, потому что каждый критерий принадлежности к страте относителен, тем более когда речь идет о границе страт. Одного и того же человека, одну и ту же группу мы можем определить как принадлежащую к нижнему социальному слою верхней страты и высшему социальному слою средней страты, приведя соответствующие доводы в пользу их принадлежности. Однако именно двойственная позиция субъекта отношений на уровне социальной стратификации как раз и является важным социально-психологическим фактором специфики его отношений.

Возможно, именно противоречивость социального статуса и определяет некоторые особенности поведения и отношений субъекта. Те социальные группы и те люди, которых можно охарактеризовать с точки зрения «пограничного» состояния по социальной стратификации (маргинальное состояние), относятся к числу наиболее активных в социальном плане субъектов взаимодействия. Это связано с противоречивым характером их общественного состояния, являющегося источником их активности.

В целом, выделяют три стратегии  взаимодействия между группами на уровне социальной стратификации. Стратегия индивидуальной мобильности объединяет все действия индивидов, стремящихся перейти из одной страты в другую. Чаще всего это индивиды, которые переходят из низкостатусной страты в высокостатусную. Но может быть и обратное движение. В условиях резких социальных перемен и смены социального контроля происходит массовое изменение социальных статусов. Так, во время революции стратегия индивидуальной мобильности перерастает в стратегию массовой мобильности.

Стратегия социального  творчества состоит в том, что на уровне социальной группы происходит переоценка критериев сравнения в пользу низкостатусной группы. В данном случае группа ищет новые основания для сравнения. Например, группа террористов может считать доблестью неповиновение властям и проведение террористических актов. В такой ситуации поддерживается разрыв между ценностями общества и ценностями группы.

Стратегия выбора аутгруппы заключается в стремлении членов группы (обычно низкостатусной) выбрать группу с еще более низким статусом для сравнения. В любом обществе можно найти

 

 

группу, чей уровень  жизни по каким-то критериям является более низким. Выбор аутгруппы предполагает обычно отсутствие существенных оснований для сравнения. Выбирают такую группу, которая на самом деле не может быть приведена в качестве сравнительной. Здесь выбор обслуживает психологическую функцию повышения статуса тех, кто осуществляет выбор.

Стратегии социального  творчества или выбора аутгруппы могут приниматься большим количеством людей, если они по каким-то причинам почувствовали себя ущемленными. Так, после поражения в Первой мировой войне, в результате условий Версальского мира и экономического кризиса в Германии достаточно широко и в относительно короткий срок распространились идеи фашизма, в которых без труда можно обнаружить данные стратегии. Само возникновение социальных идей, поддерживающих подобные стратегии, свидетельствует о стремлении большой социальной группы изменить свой статус под благовидным предлогом. В данном случае социальная группа, проявляющая себя агрессивно по отношению к другой социальной группе, как бы устраняет нравственные барьеры, препятствующие реализации антисоциальных замыслов.

Проблемы второго направления  исследований определялись вопросом о доминировании малой социальной группы и осмысливались в контексте социологического подхода. После Второй мировой войны, на фоне исторических событий, межгрупповые отношения изучались, прежде всего, в двух аспектах: влияние малой группы на большую социальную группу; влияние личности лидера на межгрупповые отношения. Особое значение придавалось авторитарной личности, поскольку влияние таких политиков, как, например, Гитлер или Сталин, было совершенно очевидным. Этой проблемой занимались представители знаменитой социологической и философской Франкфуртской школы - Т.Адорно, Э.Фромм и др. В целом, Франкфуртская школа - это направление в общественной мысли, обозначенное первоначально по месту нахождения Института социальных исследований (возникла с 30-х годов XX века). Многие ученые примкнули к данному направлению, которое занималось исследованием различных аспектов общественной жизни.

К социальной психологии (и в рамках интересующей нас темы) имеет отношение вопрос о взаимодействии лидера, малой и большой группы. Представители данного направления полагали, что некоторые межгрупповые отношения, особенно отношения больших социальных групп, определяются деятельностью лидера, обладающего авторитетом и большой властью. Особая роль в этом процессе отводится малой социальной группе, которая, в свою очередь, детерминирует поведение большой социальной

130 

группы. Малая группа способна вести  за собой большую социальную группу и определять основные направления ее развития только в том случае, если она обладает сплоченностью, высоким уровнем ценностно-ориентационного единства ее членов. Как только сплоченность малой группы ослабевает, она утрачивает способность влиять на большую социальную группу. Если проанализировать политические события, связанные со сменой власти в любой стране и в любой исторический период, то можно заметить действие данной закономерности. Таким образом, во Франкфуртской школе межгрупповые отношения исследовались с учетом конкретных исторических событий и трех субъектов отношений: личность - группа - общество.

Позднее в работах социолога  С.Московичи (70-е годы), исследующего процессы социальных изменений в обществе, нашла подтверждение идея о доминирующем влиянии малой активной и сплоченной группы на большую социальную группу, частью которой является малая. Он также обратил внимание на значение стиля поведения меньшинства, учет модных социальных тенденций и понимание «духа времени». Чтобы правильно понять сущность межгрупповых отношений, необходимо учитывать всех субъектов отношений, в противном случае анализ будет неполным. Особая роль отводилась личности лидера, руководителя, который может во многом определять межгрупповые отношения.

Информация о работе Межгрупповые отношения