Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2014 в 19:25, реферат
Общественное мнение - специфическое проявление общественного сознания, выражающееся в оценках (как в устной, так и в письменной форме) и характеризующее явное (или скрытое) отношение больших социальных групп (в первую очередь большинства народа) к актуальным проблемам действительности, представляющим общественный интерес.
Дело в том, что общественное мнение существует не в любом обществе, так как оно не есть просто сумма тех частных мнений, которыми люди обмениваются в узком, частном кругу семьи или друзей.
Ядром работы PR работы является воздействие на состояние общественного мнения.
Сообщения в СМИ подаются в эмоциональной и драматизированной форме. Экономические и социальные трудности объясняются присутствием “инородцев”, мешающих налаживанию нормальных жизненных условий. Пресса иногда поддерживает экстремистские лозунги решительного изгнания людей другой национальности. Национальные вопросы нередко связываются с религиозными.
Механизм создания “образа врага” нередко используется для создания негативной общественной реакции, в основе механизма заложена идея дегуманизации – враг представляется непохожим на вас: он другой национальности, вида, умственных способностей, кроме того, он агрессивен и ничего хорошего от него ждать нельзя. Рисуются только отрицательные черты, сведения о положительном утаиваются.
Немало внушающих элементов содержат радио- и телепередачи.
Таким образом, элементы внушения можно “подать” в любое время в “упаковке” с новостями, передачами, фильмами; можно манипулировать человеческим сознанием с помощью радио и даже путем подачи информации в определенном виде в печатной продукции. Эти элементы западают в подсознание человека и заставляют его действовать определенным образом; поскольку взаимодействие человека со СМИ происходит ежедневно, то и влияние на общество и на каждого человека в отдельности можно назвать очень существенным. Многие методы хорошо изучены и давно стали “классикой” манипулирования. Эти методы уже настолько “срослись” с деятельностью СМИ, что стали как бы составным компонентом деятельности. В частности, воздействие массовой информации на сознание людей нередко достигается с помощью стереотипов, мифотворчества и имиджей.
Формирование стереотипов. Стереотипы эффективно управляют всем процессом восприятия информации.
Процесс восприятия - это всего-навсего механическая подгонка еще неизвестного явления под устойчивую общую формулу (стереотип). Поэтому пресса стандартизирует сообщение, т.е. особым образом “подводит” информацию под стереотип, всеобщее мнение. Человек должен воспринимать сообщение без усилий и безоговорочно, без внутренней борьбы и критического анализа.
Стереотипы формируются под воздействием двух факторов: бессознательной коллективной переработки и индивидуальной социокультурной среды, а также, безусловно, при целенаправленном идеологическом воздействии с помощью СМИ. С помощью стереотипов легко манипулировать сознанием человека, поскольку стереотип тесно связан с жизнедеятельностью общества в целом и конкретных групп людей в частности, например, в сознании жителей нашей страны сохранилась как стереотип “философия надежды”, ориентация на идеальные образцы. У американцев существуют свои стереотипы. Люди в США воспитываются так, что не верят в безысходность ситуации: они считают, что при соответствующем умении любая задача может быть решена. У них присутствует “оптимизм до последнего”.
Большинство исследователей указывают на связь стереотипов с гигантским влиянием СМИ, формирующих отношение к миру, на поведение, воспроизводящее поступки “героев”, созданных прессой, радио или телевидением. Так, например, в настоящее время неким стереотипом становится человек, ориентированный на достиженчество, целеустремленный, рассчитывающий на свои собственные силы.
СМИ приучают человека мыслить стереотипами и снижают интеллектуальный уровень сообщений так, что превратились в инструмент оглупления. Этому послужил главный метод закрепления нужных стереотипов в сознании - повторение.
Еще один метод, позволяющий влиять на общественное мнение – это имидж. Функции имиджа и стереотипа различны. Стереотип обозначает образ, отражающий свойства и характеристики, по крайней мере отчасти присущие объекту, имидж - это искусственно сфабрикованный образ.
Имидж создается путем навязывания определенных ассоциаций, он всегда связан с воображением. Имидж создает реальную социально-психологическую установку, определяющую поведение человека по отношению к объекту. И, поскольку воздействует на психику человека, следовательно, легко воспринимается, запоминается и потому часто используется в рекламе, имидж можно эффективно использовать как средство пропаганды, как инструмент управления сознанием.
Создатели рекламы утверждают, что “люди курят не сигареты, а их образ”, ”женщины покупают не косметику, а желание быть красивой” и т.д.
Так, например, хорошо знаком образ мужественного ковбоя, предпочитающего сигареты “Mallboro”.
СМИ формирует огромное разнообразие имиджей политиков, актеров, музыкантов, режиссеров. В немалой степени этому способствует телевидение, которое является основой создания сценического имиджа (Мэрилин Монро). Формируя имидж, СМИ формируют и представление о человеке, привлекает к нему внимание населения. Особенно запоминающимися выглядят первое время эпатажные, яркие, оригинальные образы. И, чтобы образ не стал “затертым”, СМИ часто представляют его в несколько ином “свете”, что часто вновь привлекает аудиторию.
Сложно определить наиболее эффективный метод, поскольку каждый из них оказывает определенное целенаправленное влияние. Все эти средства внушения оказывают огромнейшее влияние на человеческое сознание, заставляя самого человека действовать и думать определенным образом.
Конечно, все зависит от пристрастности самого человека по отношению к средствам массовой информации, но далеко не каждый будет критично воспринимать всю информацию, обрушивающуюся с газет, радио и телевидения, всякого выбора информационную ловушку.
В условиях тотальной нестабильности системы, резкого политического противостояния все более серьезным фактором борьбы за власть, фактором политики становится и борьба за влияние на СМИ, своего рода «синдром четвертой власти», который перерастает в борьбу за моно влияние как на СМИ- систему, так и на отдельные средства массовой информации. Неудивительно, что при этом проблемы удовлетворения собственно информационных запросов общества уже (или вновь) не являются определявшими и преобладающими в деятельности СМИ и коммуникации.
В то же время для формирования общественного мнения, основанного на информации, адекватной происходящим событиям, важно существование не только разнообразных источников информации, но и условий доступа к ним. В Конституции Российской Федерации (ст. 29) закреплено право граждан искать, получать, передавать, производить и распространять информацию. Однако, как уже отмечалось выше, реальных и законодательно обеспеченных условий для реализации права на информацию, в частности доступа к информации граждан и их организаций, нет. Очевидно, что необходимы действия и властей, и общества, направленные на решение двуединой задачи: с одной стороны, укрепление гарантий свободы слова и свободы доступа к информации, а с другой – укрепление гарантий, обеспечивающих защиту самого общества от злоупотреблений этими свободами.
В силу особенностей отечественного экономического и политического развития в России монополия на оперативное распространение информации по- прежнему принадлежит в основном телевидению и радио. Однако она уже не столь безусловна и не носит исключительного характера, как прежде. Многократное повышение стоимости жизни, введение платы за услуги, предоставляемые учреждениями культуры, постоянный рост подписных цен на газеты и журналы ведут к резкому падению уровня информированности, культурной активности населения.
Основным каналом приобщения к информации и культурным ценностям для абсолютного большинства населения все больше становится телевизор.
Итак, можно констатировать: во-первых, в России отсутствует действенный законодательный механизм, препятствующий монополизации СМИ и превращению их в бесконтрольный со стороны общества инструмент обслуживания политических либо экономических интересов отдельных коммерческих и политических структур; во-вторых, отсутствует механизм обеспечения прав граждан на информацию, свободный доступ к ней.
Чтобы формировать оптимальное общественное настроение населения, потребуется:
- вернуть доверие к
источникам и к самой
- создать независимые, подчиненные только «Закону о СМИ»;
- разработать основы новой информационной политики.
От того, какая форма собственности, какой строй, какая власть и в какие сроки сумеют это сделать, и будет зависеть роль информации в формировании социального настроения населения.
Мы находимся на пороге нового этапа в информационном обеспечении населения. Причем, если не уделять внимание специфическим условиям жизни в России, то, несмотря на все сложности реализации этого этапа, он будет характеризоваться следующими особенностями: постоянное обновление средств механизации и автоматизации производства, развитие массовых коммуникаций, увеличение скорости транспорта и связи предъявляют новые повышенные требования к сознанию вообще и психике человека в частности, который должен постоянно адаптировать себя в условиях частой смены ситуации, в самые сжатые сроки успевать осмысливать огромный поток разнородной информации и принимать незамедлительные и вместе с тем нравственно обоснованные решения.
ВТОРОЙ ВАРИАНТ
Средства массовой информации выражают и формируют общественное мнение, которую принято рассматривать как коллективное суждение людей, в котором отношение к событиям и явлениям проявляется в форме одобрения, осуждения или требования. Общественное мнение формируется в процессе движения информации в обществе, отражает человеческое бытие, общественную практику людей и выступает как регулятор деятельности. Она создается под влиянием обычного сознания (включая социальную психологию), эмпирических знаний, даже предрассудков, а также науки, искусства, политики и, разумеется, всех источников массовой коммуникации.
Будучи состоянием общественного сознания, общественное мнение является будто посредницей между сознанием и практической деятельностью людей. Не подменяя ни одной из форм общественного сознания, не опираясь на организованную силу как закон, не определяя целей, как это делает программа, общественное мнение с помощью специфических средств, путем одобрения или осуждения, захват или пренебрежения, акцентирование интересов, рациональной и эмоциональной оценки людей и их поступков способствует трансформации тех или иных идей в конкретные поступки. Понимая всю сложность вычленение мотивов поведения людей, связанных с их потребностями и убеждениями, нельзя не согласиться с мнением ученого О. Улєдова о том, что "состояние сознания (в том числе общественное мнение) составляют субъективный сторону реальных отношений и деятельности людей, выступая в роли движущей силы".
Итак, выражая и формируя общественное мнение, средства массовой информации, с одной стороны, аккумулируют опыт и волю миллионов, а с другой - влияют не только на сознание, но и на поступки, групповые действия людей. Тоталитарные режимы не считаются с общественным мнением. В демократическом обществе управления социальными процессами предусматривает изучение и влияние на общественное мнение. А в связи с этим действительно огромная роль средств массовой информации. Они становятся важным компонентом демократических форм управления социальными процессами.
Средства массовой
информации осуществляют свою
политическую, управленческую роль
в политической системе путем
обсуждения, поддержки, критики и
осуждения различных
Следует также помнить, что пропаганда, даже поддержка тех или иных политиков, их программ не означает их некритического восприятия. Горький опыт прошлого предостерегает от прежних увлечений программами и действиями отдельных политических лидеров. Пресса должна взвешенно и критически оценивать их. Конечно, критический подход не имеет ничего общего с тем огульным, предвзятым отрицанием новых идей, движений, формирований, характерным для компартийной прессы. Речь идет о нарушении элементарных норм плюрализма, этики и морали. Во-первых, это нежелание дать объективную информацию о явлении. Можно не соглашаться с чужим позицией, но объективно изложить ее - норма журналистики. Искажения и подтасовка фактов искажения позиции оппонента и поныне остаются средствами борьбы против нового как враждебного, невозможного, антинародного. Это типичный большевистский подход, который нужно преодолевать. Во-вторых, это типичные публичные доносы на отдельных лиц, нахождения "компромата", информации из сомнительных и загадочных источников о том или ином человеке, которыми пестрели страницы коммунистических газет уже в так называемые перестроечные годы.
А между тем, именно
средства массовой информации
должны показывать образец
Демократизм, политическая
культура несовместимы с
Информация о работе Место и роль СМИ в формировании общественного мнения