–
воспитательные:
- Воспитание
уважительного отношения к родному языку,
воспитание гражданской позиции, формирование
общей культуры личности.
–
развивающие:
- Развитие
культуры речи школьников.
- Развитие
общего кругозора учащихся.
Оборудование:
«Толковый словарь живого великорусского
языка» В.И. Даля, тексты современных газетных
публикаций с рекламой товаров и услуг,
рекламные объявления из Интернета, уличные
плакаты и т.д.
Ход
урока:
- Слово
учителя:
Сегодня
мы на нашем уроке рассмотрим особенности
функционирования рекламы в нашем обществе.
Реклама
прочно вошла в жизнь современного
общества. Её проникновение в различные
сферы деятельности человека становится
всё более очевидным. Прежде всего,
реклама служит средством коммуникации
между производителем какого-либо товара
и покупателем.
Но
на современном этапе реклама
оказывает огромное влияние на социально
– культурные аспекты жизни общества.
Реклама способна дать людям новые
знания и новый опыт. Кроме того,
она вызывает реакцию общественности
на информацию и способствует удовлетворению
материальных нужд потребителей.
современной
отечественной и западной культуре
накоплен значительный опыт в области
рекламы. Рекламная деятельность представляет
собой чрезвычайно сложный и многогранный
феномен социокультурный, который продолжает
развиваться и видоизменяться под воздействием
новых экономических, политических, социокультурных
и технологических условий XXI века.
Само
слово «реклама» – латинского
происхождения (от лат. «reclamar») и превоначально
означало «кричать, выкрикивать». Затем
к нему присоединились такие значения,
как, «откликаться», «требовать».
Познакомившись
с основными теоретическими понятиями
рассматриваемого нами вопроса, обратимся
теперь к рекламным текстам.
- Работа
с рекламными текстами.
Учитель
предлагает ребятам самим попытаться
рассмотреть рекламные тексты. Ученик
читает обнаруженный им пример и анализирует
его с точки зрения смысловой значимости,
языковых средств, используемых в нем.
Проанализировав
таким образом несколько примеров, учитель
предлагает школьникам перейти к следующему
этапу урока – составлению собственных
рекламных текстов.
- Составление
рекламных текстов
и их краткая инсценировка.
Учащиеся,
опираясь на определенный алгоритм самостоятельно
составляют рекламу канцелярских принадлежностей,
учебников, методических пособий и т.д.
и кратко инсценируют ее.
4.
Беседа:
–
Насколько реклама руководит вашим выбором
товаров и услуг?
–
Влияет ли реклама на массовое сознание
людей? Если да, то какие средства используют
производители рекламы для привлечения
к своему товару внимания потребителей?
–
Каков он – язык современной рекламы?
Назовите отличительные особенности современных
рекламных текстов
–
Как вы думаете, какая судьба ждет
сам феномен рекламы?
Центральный
вопрос урока:
–
На ваш взгляд, почему реклама имеет такое
значение в современном обществе?
- Заключительное
слово учителя
Краткий
вывод о ходе урока, цели и задачах
его.
Заключение
Итак,
подводя итоги нашей работе, мы
можем сделать вывод о том, что на
современном этапе общественного развития
такой социокультурный феномен как реклама
имеет достаточно широкое распространение
и значительное влияние. Безусловно, реклама
дает людям новую информацию, новый опыт,
однако мы наблюдаем, что даже сегодня
реклама продолжает неоднозначно восприниматься
в обществе. С одной стороны, она по своей
сути апеллирует к ценностям потребления,
что заложено в самой природе человеческой
жизни, с другой, – являясь одним из элементов
массовой культуры, безусловно, влияет
на содержание и направленность ценностных
ориентаций. Об этом ее влиянии существует
множество противоречивых мнений.
Все
это приводит к осознанию необходимости
прогнозировать результаты рекламной
деятельности, что обусловливает
интерес рекламистов к психологическим
научным исследованиям, к пониманию закономерностей
индивидуального и массового восприятия
информации, к экспериментальным способам
изучения психологических реакций потребителей
на тот или иной вид рекламы, а также нравственных,
эстетических и прагматических аспектов,
которыми сопровождается взаимодействие
аудитории с рекламной продукцией.
Рассмотрев
особенности функционирования рекламы
в современном обществе, мы пришли к следующим
выводам:
- На современном
этапе реклама представляет собой
многоаспектное явление, характеризующееся
различными признаками: информационной
наполненностью, массовой адресованностью
и эмоциональной насыщенностью. В научной
литературе существует несколько теоретических
подходов к осмыслению социально-философской
роли рекламы в обществе. Мы можем выделить
экономический, социологический,
культурологический
подходы. Каждый из них не исключает другого,
а напротив, рассматривая рекламу под
определённым углом зрения, вносит свой
вклад в создание всесторонней картины
данного социального явления. Однако наиболее
наиболее плодотворным представляется
нам социально–философский
подход, который позволяет выявить многоуровневость
и многозначность рекламы как сложного
динамического социального
явления, формирующегося и развивающегося
как важнейший механизм
социализации и идентификации
личности, задаёт новый тип отношений,
новые ценности, характерные для информационного
общества. Информационное общество может
быть представлено как единое коммуникативное
пространство, внутри которого существуют
разные социально–коммуникативные диалоги.
- Как и всякое
явление, существующее в дельных пространственно
– временных измерениях, реклама имеет
свою историю. Мы можем с полной уверенностью
утверждать, что реклама – это продукт
истории, так как зародившись на ранних
этапах развития человеческого общества,
прошла путь эволюции от примитивных форм
до целостного социального института,
являющегося инструментом культуры. В
современных индустриальных обществах
реклама является подсистемой общества,
выполняющей социально – культурно необходимые
функции, обусловленные экономической
коммуникацией.
- Структурная
модель организации рекламы включает
в себя следующие компоненты:
- Виды рекламы
(коммерческая реклама, социальная, политическая,
реклама частных объявлений);
- Принципы
рекламной деятельности (принцип привлечения
внимания, принцип поддержки заинтересованности,
принцип ассоциаций рекламируемого предмета
с положительными образами, принцип найденного
преимущества, принцип организации, принцип
активной деятельности);
- Функции рекламы
(экономическая, социальная,
культурологическая,
креативная).
- На современном
этапе реклама является одним из мощных
средств продвижения товаров на рынке
услуг. Отсюда возникают попытки психоаналитиков
воздействовать на массовое сознание
людей с целью привлечения интереса к
определенным видам товаров и услуг. Так,
В середине XX века в американской психологии
(Лун Ческин, Дэвид Огилви, Эрнест Дихтер,
Пьер Мартино) стали активно разрабатываться
теории применения массового психоанализа
в рекламе. Для нахождения и определения
мотивов и желаний потребителей психоаналитики
пользуются разнообразными методами.
Это классические методы наблюдения, беседы,
опроса, анкетирования и интервьюирования.
Кроме этих, преимущественно вербальных
средств, сейчас довольно широко используются
методы психофизиологического характера,
фиксирующие реакции человека при разглядывании
товара или восприятии информации о нем.
Таким образом, выстраивается определенная
схема воздействия на сознание потребителей,
прогнозируется наиболее оптимальный
результат, делаются выводы.
- Реклама является
феноменом коммуникативной культуры,
поэтому проблема языка рекламы определяет
ее функционирование. Как правило, создатели
рекламных текстов использует лексику
прагматической направленности, часто
употребляются глаголы в повелительном
наклонении, простые предложения, легкие
для понимания и запоминания. Активно
используются также слоганы, каламбуры,
перефразы, неологизмы. К сожалению, в
погоне за коммерческим успехом рекламы
авторы подобных текстов пренебрегают
нормами русского литературного языка.
На
современном этапе развития общества
реклама стала одним из видов
профессиональной деятельности, многообразнейшим
социокультурным феноменом, который
в достаточной мере определяет структуру
социальных и межкультурных отношений
между людьми.
Реклама
рассматривается не только как потребительский
товар, не только как непосредственный
знак изобилия, но и как явление
культуры, как некая фундаментальная
ценность.
Список использованной
литературы
- Айзенберг,
М. Менеджмент рекламы. – М.: ИнтелТех, 1993.
- Акулова,
О.В. Школьное образование в современных
социокультурных условиях / О.В. Акулова,
С.А. Писарева, Е.В. Пискунова. – СПб.: ПетроПресс,
2005.
- Аренс, У. Современная
реклама / У. Аренс, К. Бове; пер. с англ. –
Тольятти: Издательский Дом Довгань, 2010.
- Арнсон, Э. Эпоха
пропаганды: механизмы убеждения. Повседневное
использование и злоупотребление / Э. Арнсон,
Э.Р. Пратканис. – СПб.: Прайм-Еврознак,
2002.
- Белл, Д. Грядущее
индустриальное общество. Опыт социального
прогнозирования. – М., 2009.
- Бобкова,
А.Н. Философский словарь / www.ukrinfo.com.ua.
- Брокгауз,
Ф.А. Энциклопедический словарь / Ф.А. Брокгауз,
И.А. Ефрон. – М.: Эксмо, 2002.
- Гермогенова,
Л.Ю. Эффективная реклама в России. Практика
и рекомендации. – М.: РусПартнерЛтд, 1994.
- Гольман И.А. Рекламное
планирование. Рекламные технологии. Организация
рекламной деятельности. – М.: Гелла-принт,
1996.
- Гуревич,
П.С. Психология рекламы: учебник. – М.:
Юнита-Дана, 2005.
- Даль, В.И. Токовый
словарь живого великорусского языка.
– М.: Русский язык, 2009. – Т. 4.
- Дейян А.
Реклама. – М., 2008.
- Джон Р. Росситер,
Лари Перси. Реклама и продвижение товаров //
Advertizing communications & promotion management. – 2-е изд.
– СПб.: Питер, 2002.
- Зухумов,
З.А. Образовательный потенциал современной
рекламы // Философия образования. – 2007.
– №2.
- Исаева, Н.В.
«Творение» новых слов в рекламных текстах //
Русская речь. – 2007. – №4.
- Кара-Мурза,
С.Г. Манипуляции сознанием. – М.: Изд-во
ЭКСМО-Пресс, 2001.
- Козловский,
В. Рекламная коммуникация: социальный
и креативный аспект: сборник материалов
X Всероссийской конференции заведующих
кафедрами рекламы, связей с общественностью
и смежных дисциплин. // www.pr-dialog.ru.
- Котлер, Ф. Основы
маркетинга. – М., 2009.
- Крылов, И.В. Теория
и практика рекламы. – М. Центр, 2010.
- Лебедев А.Н. Экспериментальная
психология в российской рекламе. – М.:
Академия, 2008. – 144 с.
- Лобачев В.И. Парадоксы
творческого мышления. – Л., 2008
- Макарова,
Е.А. Реклама как социальное поле: соотношение
явных и латентных функций: автореф. дис.
… канд. социолог. наук. – Нижний Новгород,
2007.
- Музыкант
В. Реклама: международный опыт и российские
традиции. М.: Право и закон, 1996.
- Общество
потребления? // Знание-сила. – 2002. – №7.
- Орлова, Н.В. Реклама
в пространстве информационного общества
автореф. дис. … канд. философ. наук. –
Саратов, 2007.
- Пушкарев,
Н.С. Искусство рекламы: теория и практика
современной рекламы. – Казань: Изд-во
Казанского университета, 1992.
- Рожков И.Л. Международное
рекламное дело. – М., 2008.
- Ростовцева,
Л.И. Потребительская культура. – Вестник
МУ. – Серия. Социология и политология.
– 2002. – №4.
- Рюмшина Л.И. Манипулятивные
приёмы в рекламе. – М.: Март; 2004.
- Серегина Т.К. Реклама
в бизнесе. – М., 2007.
- Словарь
иностранных слов / по ред. И.В. Лёхина и
профессора Ф.Н. Петрова. – М., 2010.
- Симоненко,
В.Д. Основы потребительской культуры:
учебник / В.Д. Симоненко, Т.А. Степченко.
– Вита-Пресс, 2004.
- Соловьев,
А.В. Информационное общество: полифония
культурных форм. – Рязань, 2007.
- Сэндидж Ч.,
Фрайбургер В., Ротцолл К. Реклама: теория
и практика. М.: Прогресс, 1989.
- Сэндидж,
Ч. Реклама: теория и практика. – М.: Прогресс,
1989.
- Тимофеев М.И. Все
о рекламе. – М., 1995.
- Толмачева,
С.В. Реклама глазами молодежи / С.В. Толмачева,
Л.В. Генин // Социологические исследования.
– 2007. – №4.
- Ученова,
Н.В. История рекламы: детство и отрочество
/ ВВ. Старых, Н.В. Ученова. – М.: Смысл, 1994.
- Ученова,
В.В. Философия рекламы. – М.: Гела-Принт,
2003.
- Фаттахова,
М.М. Реклама как социальное явление и воздействие
на потребителей // Ломоносовские чтения
2003. Студенты. – Т. 1. – М., 2003.
- Хромов, Л.Н. Рекламная
деятельность: искусство, теория, практика.
– Петрозаводск: Фолиум, 1994.
- Чаган, Н.Г. История
рекламы // http://ru.wikipedia.org/wiki/Реклама.
- http://metromir./voc/phylosofy.php?
mode=search.
- http://ru.wikipedia.org/wiki/Реклама.
- http://vvvvv.narod.ru/biblioteka/catalog/mark/mar7.html.
- http://www.teenresearch.com.