Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2012 в 14:31, контрольная работа
Социология образования уже давно стала признанной и активно разрабатываемой отраслью социологического знания. Она имеет тесные, давно сложившиеся связи с другими областями знания, поэтому значительная часть работ принадлежит не только этой области, но и ее обширным связям. В связи с этим далее будут затронуты вопросы места социологии образования в общей системе социологического знания, ее проблемное поле, ее объекты и история развития.
Введение ……………………………………………………………………………..3
1. История развития социологии образования …………………………………….4
2. Интегративная роль социологии образования ………………………………….5
3. Объект и предмет социологии образования …………………………………....7
4. Основные проблемы социологии образования ………………………………..12
Заключение …………………………………………………………………………21
Список литературы ………………………………………………………………..22
Изучение образовательных систем, самого института образования как мощного социального феномена наиболее активно представлено в теориях функционализма. Именно эти теории и подходы дали специфические основы для понимания включенности института образования в жизнь общества, его роли во многих общественных процессах, его воздействия, повлекшего множественные изменения. Функциональный подход внес особый вклад в описания общества и определения его структурных элементов и их функций. Наряду с функциональным подходом серьезный вклад в социологию образования внесли теории конфликта, структурно-функциональный и феноменологический подходы. [7]
Связи института образования с другими важнейшими социальными институтами (семьи, науки, права и других) предмет особого рассмотрения и исследований. Например, детская преступность не может анализироваться без обращения к школьному образованию. Таким образом, социология образования своим объектом считает прежде всего сам институт образования во всех его составляющих и связях: система образования, учебные заведения, а также те социальные группы, которые включаются в действие институтов образования.
Сказанное выше относится к изучению института образования в количественных стратегиях, что не означает того, что в последние годы не сделано многого в качественных стратегиях
Социология образования работает в разных подходах и на разных уровнях познания явлений. В ней сочетаются интра- и экстраспективный подходы, т. е. социология образования изучает как процессы, характеризующие взаимодействия людей, социальных групп внутри сферы образования, так и взаимодействия самой сферы образования с другими сферами общественной жизни, с другими общественными подсистемами. Очень важным моментом является влияние образования на функционирование общественной системы в целом и на ее подсистемы.
Сфера образования предстает перед исследователем на мега-, мезо- и микроструктурных уровнях своего проявления. Каждый уровень анализа охватывает свои объекты и процессы. Например, многие исследования участия российской системы образования в Болонском процессе наиболее яркий пример исследования мегауровня. Изучение различных образовательных систем регионального уровня можно отнести к мезоуровню. [7]
Говоря о подходах (как особой методологической схеме исследования), необходимо отметить, что социология образования использует практически весь их спектр. Есть исследования, выполненные в историческом, сравнительном, комплексном, системном, синергетическом, эволюционном и других подходах. Это обстоятельство также говорит о том, что социология образования давно является сложившейся отраслью общего социологического знания.
Объекты социологии образования по своей природе, мере включенности в социальные структуры и отношения имеют социальный характер. Обратимся ли мы к неким социальным общностям (школьникам, взрослым людям, включенным в образовательный процесс) или к образовательным подсистемам (школа, вузы), все эти объекты вносят в жизнь социума свои изменения, выполняют вполне определенные функции, преобразуют общую социальную жизнь.
На различных исторических этапах образование оказывалось мощным фактором развития многих государств. Были и обратные процессы экономического и политического характера, когда развитие образования и его влияние на социальные процессы замедлялось. Изучение таких масштабных явлений представляет интерес не только для самой системы образования, но и для общества, его политических, экономических и управляющих систем. Важной особенностью социологии образования является ее органическая связанность с другими областями знания.
Внимание к образованию не случайно: обучение и воспитание людей к настоящему времени становится фундаментальным и длительным процессом. В этот процесс вовлечены огромные людские и финансовые ресурсы. Он воспринимается на индивидуальном и государственном уровнях как процесс, обеспечивающий перспективы устойчивого развития общества, самореализации индивидов, расширения возможностей во всех сферах человеческой деятельности, наконец, развития человечества и его совершенствования. Образовательные процессы позволяют индивиду адаптироваться к окружающей действительности, базируясь на опыте предшествующих поколений. Система образования для каждого индивида и общества в целом воспринимается как нечто обязательное, как неотъемлемая часть жизни. Причем и отдельные индивиды, и социальные группы, и даже социальные институты нередко воспринимают сложившиеся образовательные практики как нечто столь очевидное, укоренившееся, что поддается общественному осознанию лишь в том случае, когда возникают значительные помехи.
4. Основные проблемы социологии образования
В сознании российского населения процесс получения образования до сих пор ассоциируется с ответственностью государства за обеспечение его доступности, прежде всего в виде финансирования и поддержки всех институтов образования от детского сада до поствузовских его форм.
Тенденции последних лет во всем мире связаны с повышением платы за высшее образование. Требования и ожидания к российским образовательным системам включают внимание к общественному интеллекту и творческому потенциалу молодежи (проблема «утечки мозгов» особенно обострила этот общественный дискурс), широкий доступ к образованию, его диверсификация, фундаментальность и др. Вхождение России в европейское образовательное пространство высвечивает эти и многие другие проблемы с новых позиций. Особой проблемой стала проблема опережающего развития образования, его новое качество (не улучшенное, а построенное на иных принципах, более современных).
Вхождение России в мировое экономическое и политическое пространство поставило перед системой нашего образования такие задачи как обязательная оценка его качества, соответствие мировым тенденциям, адаптивность и гибкость к новым ситуациям и проблемам, конкурентоспособность не только на европейском образовательном рынке, но и на рынке труда. По сути, сегодня наше образование стоит перед сложнейшей задачей выбора оптимальной модели, ориентированной на будущее, на перспективу. Важнейшими вопросами ближайшего десятилетия становятся выбор обучающих стратегий в школе и в высшем образовании. Среди насущных идей называются усиление влияния научных исследований в вузах, их прямое включение в процесс обучения; общественный контроль над образованием, его качества и соответствия запросам всех заинтересованных субъектов; автономия вузов в области содержания обучения для придания образованию большей гибкости; создание гибких связей с бизнесом и промышленностью, которые могли бы сделать систему подготовки специалистов более адекватной запросам экономики.
Образование ассоциируется с успешностью, развитием личности и ее самореализацией. Для развитых государств образование стало потенциалом его развития, показателем устойчивости и мощности. Образование является столь важным процессом, что общество и соответствующие государственные органы создали разветвленные и многообразные структуры, каждая из которых отвечает за определенный участок, выполняет свои, как правило, четко заданные и контролируемые задачи. Так, система детских садов реализует задачи физического и психического развития детей, их подготовки к школе, первичной социализации.
Школа, среднее и высшее образование решают иные задачи. Существуют специальные структуры постдипломного образования. Уже давно обсуждаются и реализуются идеи непрерывного образования, имеются формы и специальные организации, направленные на его развитие. Важно отметить и наличие систем дополнительного образования, которое выполняет функции социокультурного развития для различных контингентов населения. Таким образом, система образования буквально пронизывает всю жизнь людей как на институциональном уровне, так и на личностном.
Образование один из каналов процесса социализации, с помощью которого индивид осваивает модели поведения, необходимые ему для эффективного участия в жизни общества. Само общество значительно влияет на этот процесс через свои институты, причем на определенных этапах оно оказывает наиболее сильное влияние (время получения школьного и профессионального образования).
Образование теснейшим образом связано с другими социальными институтами (семьи, права, экономики и др.). Сегодня уместно отметить, что системы образования начинают интегрироваться в континентальных масштабах. Поистине, образование один из столь разветвленных и социально значимых феноменов, что его влияние можно обнаружить практически во всех сферах социальной жизни.
Основные знания мы получаем в школе (основы культуры, гражданственности, научные знания и т. п.). В школе и последующих видах образования закладываются основы мировоззрения, бытующих социальных норм, социального контроля, традиции и доминантная культура. Таким образом, можно сказать, что институт образования на начальных этапах обучения закладывает основы для успешного вхождения в общественное устройство, создает предпосылки для дальнейшего движения личности по избранным траекториям (образовательным, профессиональным и личностным). В дальнейшем своем продвижении человек может сталкиваться с системой образования самым различным образом. В качестве примера можно привести следующие, характерные для современной России, образовательные траектории:
После получения базового профессионального образования новые знания осваиваются в системе повышения квалификации;
При смене профессии человек снова вливается в систему высшего образования, получая второе высшее образование уже в более краткие сроки;
При необходимости освоения дополнительных знаний человек может избрать собственный путь (различные курсы, семинары, мастер- классы и пр.);
Современные российские студенты, аспиранты уже освоили совмещение обучения в российских вузах с различными формами стажировки и учебы за рубежом;
Для многих людей процесс получения образования становится некоей пожизненной траекторией, на каждом из этапов которой человек осваивает нечто новое в самых различных формах, включая самообразование.
Образование, с одной стороны, «задается», нормируется, изменяется обществом, с другой, оно активно воздействует на самые различные контингенты общества, формируя и преобразуя их. Поскольку любое государство подвержено самым различным трансформациям, как материальным, так и духовным, институт образования также постоянно реагирует на них. Соответственно, в каждый период времени он сталкивается с некоей совокупностью проблем, образующих своеобразное проблемное поле.
Проблемное поле современной социологии образования включает проблемы разного уровня и содержания. В числе наиболее важных и серьезных находятся доступность образования и его качество. Доступность высшего образования характеризует возможности поступления в высшие учебные заведения и успешного завершения обучения. Разные граждане и разные социальные группы имеют неодинаковые возможности получения высшего образования.
Если рассматривать агрегированные количественные показатели развития системы высшего образования в России, то они свидетельствуют о расширении доступности высшего образования. Численность студентов вузов за последние десять лет увеличилась вдвое, в то время как численность лиц в возрасте от 15 до 24 лет выросла лишь на 12 %. Данные государственной статистики о численности выпускников 11 класса и приеме в вузы в последние годы сближаются: в 2000 г. выпуск составил 1,5 млн. школьников, прием — 1,3 млн. студентов. Эти показатели скорее отражают формальное положение по численности студентов. Доступность высшего образования предстает совсем в ином свете, если принять во внимание изменения в структуре финансирования образования и в качестве предоставляемых образовательных услуг.
Значительный приток студентов был обеспечен в основном за счет расширения платного приема, появления значительного числа филиалов вузов с заочными формами обучения. Нельзя не заметить, что современное заочное обучение в настоящее время сильно потеряло свой потенциал в силу того, что будущие специалисты уже практически не работают по профилю своего образования, что делает его малоэффективным, сводя результат к получению диплома, а не знаний. [7]
Качество образовательных услуг снижается и в силу того, что многие студенты включаются в рабочую деятельность, начиная со второго, третьего курса, что с очевидностью ведет к снижению мотивации на учебу, сокращению реального учебного времени и т. д. Процесс снижения качества образования оказался связанным и с изменением позиции самих вузов, постепенно переходящих в рыночную систему, обозначающих свою деятельность как предоставление «образовательных услуг». Разумеется, российское образование, как образование многих других стран, со временем во многом перейдет к данной форме, однако к этому переходу пока не готовы ни вузы, ни сами студенты.
Динамика показателей развития системы образования в России в последнее десятилетие и многочисленные данные наблюдений свидетельствуют об усилении дифференциации услуг высшего образования с точки зрения их качества. Так, значительные изменения произошли в соотношении обучения по дневной, вечерней и заочной формам. Наибольшими темпами растет число студентов, использующих заочную форму обучения, особенно в негосударственных вузах. В 2002/2003 гг. на очные отделения негосударственных вузов было принято 242,4 тыс. студентов, на заочные формы 426,5 тыс. По заочной форме обучения сейчас занимается более 70 % студентов негосударственных вузов. В государственных вузах на заочной форме обучения учится 37 % заочников (2002/2003 г.).
Имеющиеся данные свидетельствуют, что структура выпуска специалистов и его численность не соответствуют потребностям рынка труда. Многие выпускники вузов не могут найти работу, соответствующую их квалификации, работают не по специальности, или на рабочих местах, не требующих такого уровня образования. Эти факты, как и эмпирические наблюдения, говорят о том, что существующее у значительной части людей стремление к получению высшего образования безотносительно к реальному его качеству и специальности отражает потребность в приобретении не столько профессиональных знаний, сколько социального статуса человека «с дипломом». [7]
В социальной политике при решении задач доступности высшего образования обычно принято концентрировать внимание на так называемых социально уязвимых группах населения: инвалиды, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица с низкими доходами, малочисленные народы. Особое внимание к ним обусловлено тем, что в обществе существуют ценностные представления о необходимости повышения доступности образования для представителей тех социальных групп, которые обладают заведомо худшими возможностями участия в разных видах деятельности в сравнении с другими группами населения.
Информация о работе Место социологии образования в системе социологического знания