Методика преподавания социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2014 в 10:49, курсовая работа

Краткое описание

Сближаясь с социальной философией, социология никогда с ней не отождествляется в силу того, что не склонна рассматривать общество как часть мироздания и потому видит в обществе самоценную социальную систему с характерными для неё внутренней структурой, самовоспроизводством и саморегуляцией.
Социология отводит роль философии в своей теоретической базе. Но социолога не интересуют космос, природа, живая и неживая материя сами по себе.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая методика препод..docx

— 74.76 Кб (Скачать файл)
  • выделяются отдельные интересно поставленные вопросы и ответы;

  • дается оценка активности и качества подготовки отдельных подгрупп и занятия в целом.

Семинар - исследование используется прежде всего в спецкурсах.  
По предложению преподавателя в начале семинара образуется несколько подгрупп по 7-9 человек, которые получают список из заранее заготовленных проблемных вопросов по теме занятия.  
Для того, чтобы ответить на эти вопросы, необходимо обменяться мнениями, провести дискуссию, "доисследовать проблему", пользуясь любыми источниками информации.  
В семинаре - деловой игре воссоздаются основные ситуации и элементы, присущие профессиональной деятельности, с целью овладения предметным содержанием профессиональной деятельности. Играющие познают "себя через других" и "других через себя". Выполняя игровую роль, вступая в условно реальные отношения с другими играющими, студенты приобретаете опыт познавательной и профессиональной деятельности, а также социальных отношений.  

Немаловажную роль в совершенствовании методики обучения играет внедрение в практику семинарских занятий нетрадиционных методов активного обучения.  
Обычные формы учебной работы (лекции, семинары, практические работы, консультации, экзамены, зачеты) имеют ограниченные возможности в изменении позиции студента, поскольку он всегда находится в состоянии обучающегося.  
Нетрадиционные же формы обучения в одном случае ставят его: в позицию режиссера, в другом — учителя, в третьем — консультанта, в четвертом — организатора определенной деятельности и т. д.  
И чем разнообразнее выполняемые студентом роли и занимаемые им в деятельности позиции, тем разностороннее развивается личность будущего специалиста. Его мыслительная деятельность приобретает системный характер, вырабатываются гибкость мышления и действий, умение ориентироваться в ситуации. 
Наиболее эффективными в развитии технологий обучения в системе высшего образования являются такие методы активного обучения, как игровое проектирование и анализ конкретных ситуаций. 
При игровом проектировании воспроизводится процесс создания или совершенствования условного или моделируемого объекта.  
Учебно-познавательная и исследовательская деятельность студентов направлена, прежде всего, на коллективное проектирование изучаемого объекта.  
Такой подход имеет огромное познавательное значение для будущих специалистов. 
Анализ конкретных ситуаций способствует формированию у будущего специалиста умения формулировать и решать задачу (проблему) в определенной обстановке.  
Ситуационные задачи существенно отличаются от учебных задач-упражнений: если в последней всегда сформулировано условие (что дано) и требование (что надо найти), то в ситуационной производственной задаче, как правило, таких параметров нет.  
Будущему специалисту в ходе решения подобных задач необходимо прежде всего разобраться в реальной ситуации, определить, существует ли проблема и в чем она состоит, т. е. самостоятельно установить, что ему известно и что надо определить для принятия решения.  
Ситуационная задача может иметь несколько вариантов решения, которые окажутся приемлемыми в конкретной ситуации, что требует от специалиста умения выбрать из них наиболее оптимальный.  
Таким образом, развивается способность определять рациональные способы анализа проблемной ситуации и пути ее решения.  
Использование нетрадиционных форм обучения на основе усиления интеграции образования, науки и практики позволяет студентам не только увидеть имитации различных профессиональных ситуаций, но и самим непосредственно участвовать в преобразующей деятельности. 
Наиболее распространенным видом проведения семинарских занятий является развернутая беседа. Данный вид предполагает подготовку студентов по всем вопросам семинара с единым для группы перечнем рекомендованной литературы; выступления студентов (по их желанию или же по вызову преподавателя). Развернутая беседа позволяет вовлечь в обсуждение поставленных вопросов максимум студентов, разумеется, при использовании всего арсенала средств их активизации; постановку хорошо продуманных, четко сформулированных дополнительных вопросов к выступающему и всей группе; умелую концентрацию внимания студентов на сильных и слабых сторонах выступлений товарищей; своевременное акцентирование интересов студентов на новых моментах, возникающих в процессе обсуждения и т.д.  
Заключительное слово преподавателя, содержащее оценку рефератов, докладов, сообщений, должно, кроме того, помочь студентам увидеть сильные и слабые стороны выступлений, научить их критически осмысливать сказанное товарищем. В этом отношении семинар — более сложная форма работы, чем лекция. Здесь требуется не только прекрасное владение материалом, но и умение распределять время студентов, быстрая реакция на содержание и форму подачи идей, организация и оценка работы всего коллектива и внимание к отдельному студенту.

 

 

 

Рекомендации по работе с документами и докладами на занятиях по социологии

 

Методические рекомендации для работы с докладами:

1) Дав тему доклада, нужно  обозначить время (не более 10 минут), подсказать литературу и сразу  разъяснить студенту, что преподаватель  хотел бы услышать и чего  – ни в коем случае. Особенно  хорошо воспринимается доклад, прочитанный  не по бумажке.

2) Перед чтением доклада  можно объявить: в докладе будут  термины и проблемы, которые встретятся  в экзаменационном билете.

3) Прежде, чем докладчик  выступит, можно предложить каждому  студенту подготовить хотя бы  по одному вопросу по теме  выступления. Так повысится внимание  к докладу.

4) После чтения доклада  его надо обсудить и выделить  самые важные моменты.

5) Можно предложить студентам  коротко написать, что они узнали  из доклада и что в нём  было хорошо, а что недостаточно  доработано. Так повысится уровень  ответственности выступающих и слушающих.

6) Целесообразно назначить  оппонента, который выступит после  докладчика, оценит доклад и приведёт  свои контраргументы.

Методические рекомендации по работе с документами:

1) Документ можно либо  зачитать целиком (для достоверности), либо процитировать из него  отрывок, используя в качестве  примера.

2) Документ можно сочетать  с другими учебными средствами  – например, с показом фильма, таблицы или рисунка.

3) Можно организовать  самостоятельную работу студентов  с текстом. В таких случаях, если  документ сложный по содержанию, его лучше читать с параллельными  комментариями преподавателя.

4) В последние годы  нередко рассматриваются альтернативные  источники, излагающие разные точки  зрения.

13. Рекомендации по использованию  средств наглядности, техники и  учебной доски

 

Правила использования средств наглядности:

1) Лучше не использовать  большое количество наглядных  пособий на одном занятии –  это отвлекает студентов от  осмысления теории.

2) Наглядное средство  должно быть адекватно содержанию  занятия.

3) Наглядное средство  демонстрируется лишь в тот  момент, когда о нём говорится.

4) Обязательна подготовка  к восприятию наглядного материала  – объяснение того, что будет  дальше показано.

5) Наглядные пособия вначале  воспринимаются в общем, потом по деталям, а в конце делается обобщение.

6) Наглядное средство  показывается с комментарием  и объяснением преподавателя. В  некоторых случаях перед показом  картинки, фильма или таблицы  уместно продиктовать вопросы, ответы  на которые будут обсуждены  после просмотра.

Правила работы на доске:

1) Записи на доске ведутся  по порядку: слева направо и  сверху вниз.

2) Термины и фамилии  записываются в именительном  падеже.

3) Записывая что-то, желательно  проговаривать это вслух.

4) Рисуя схему или таблицу, запишите краткие обозначения  символов, иначе получатся никому  не понятные стрелочки и квадраты.

5) Следует записывать  только самое необходимое:

а) трудные для восприятия на слух слова (обычно иностранные);

б) те слова, на которых нужно сфокусировать наибольшее внимание.

6) Если Вы испишите  всю доску, она покажется аудитории  слишком пёстрой и будет отвлекать  внимание студентов. Поэтому те  схемы и слова, в записи которых  отпала необходимость, можно постепенно  стирать.

7) Написав что-то на  доске, следует тут же отойти  вправо, чтоб аудитория увидела  написанное.

Правила использования технических средств:

1) Материал для показа  или прослушивания необходимо  отобрать и проверить ещё при  составлении тематического плана.

2) Следует предусмотреть  запасной вариант работы, так  как основной может не осуществиться  по техническим причинам.

3) Накануне или в начале  занятия надо подготовить студентов  к восприятию показа, т.е. рассказать, что будет показано, зачем и  каковы задачи учащихся во  время просмотра материала.

4) Необходимо определиться, как Вы будете обрабатывать  впечатления студентов от увиденного  и услышанного – в виде обсуждения, творческого задания или письменной  контрольной работы.

 

Заключение

Эффективность процесса обучения, прежде всего, зависит от организации деятельности учащихся. Поэтому педагог стремится самыми разнообразными приемами активизировать эту деятельность, и потому наряду с понятием методы обучения мы употребляем и понятие приемы, обучения. Прием - это действие учителя, вызывающее ответную реакцию учащихся, соответствующую целям этого действия. Прием - это более частное понятие по отношению к понятию метод обучения, это деталь метода.

Приемы могут определяться особенностями обучающей системы; при проблемном обучении - это постановка проблемных ситуаций, при объяснительно-иллюстративном - это подробное планирование действий учащихся для достижения конкретных целей и т. п. Располагая разнообразными приемами и по-разному организуя характер деятельности учащихся и педагогов, мы, тем не менее, не можем однозначно определить сущность методов обучения.

Если процесс обучения носит в основном характер включения учащихся в непосредственную практическую деятельность (процесс обучения, как таковой, и носил характер подражательной деятельности на первых этапах своего возникновения), то методы обучения можно определить как способы включения учащихся в практическую деятельность с целью формирования у них соответствующих умений и навыков.

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

1. Бордовская Н.В. Педагогика : учебник для студентов вузов / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб. [и др.] : Питер, 2010. – 299 с.

2. Голуб  Б.А. Основы общей дидактики : учеб. пособие для пед. вузов /

Б.А. Голуб. – М. : ВЛАДОС, 2010. – 96 с.

3. Елсуков  А.Н. Методика преподавания социологии  в высшей школе :

учеб. пособие / А.Н. Елсуков. – Минск : ТетраСистемс, 2011. – 240 с.

4. Основы  социально гуманитарных наук.  Учебнометодический комплекс: учеб.метод. пособие / [авт. и сост. Г.И. Бабко и др.]. – М. : Высш.

шк., 2013. – 559 с.

5. Руденко  Р.И. Практикум по социологии : учеб. пособие для вузов /

Р.И. Руденко. – М. : ЮНИТИДАНА, 2012. – 447 с.

6. Социология :  практикум /  [сост.  и  отв.  редакторы А.В.  Миронов,

Р.И. Руденко]. – М. : Соц.полит. журн., 2013. – 240 с.

7. Жук, А. И., Кашель, Н. Н. Активные методы обучения в системе повышения квалификации педагогов: учеб.- метод. пособие / А. И. Жук, Н. Н. Кашель. – Минск: Аверсэв, 2014.-336 с.

8. Григальчик, Е. К., Губаревич, Д. И., Губаревич, И. И. Обучаем иначе. Стратегия активного обучения / Е. К. Григальчик, Д. И. Губаревич, И.И. Губаревич. - Минск: НОООО «БИП-С», 2013.-181 с.

9. Боголюбов, Л.Н. Повышение эффективности преподавания обществоведения / Л.Н. Боголюбов. – М.: Просвещение, 2010.-204 с.

10. Дружкова, А.В. Методика преподавания обществоведения в средней школе / А.В. Дружкова. – М.: Просвещение, 2009.-207 с.

11. Методическое пособие по курсу основ политических знаний. Для начальных политических школ системы партийной учебы. – М.: Политиздат, 2009.-160 с.

12. Лазебникова, А.Ю. Уроки обществоведения: 11класс. Методическое пособие по курсу «Человек и общество» / А.Ю. Лазебникова. – 3-е издание – М.: Дрофа, 2009.-288 с.

13. Никифоров, Д.Н. Наглядность в преподавании истории и обществоведения: пособие для учителей / Д.Н. Никифоров. – 2-е издание – М.: Просвещение, 2012.-318 с.

14. Власина, А.Л. Основы методики преподавания общественных наук в высшей школе / А.Л. Власина. - М.: издат. Московск. унив.,2011.-388с.

15. Полторак, Д.И. Технические средства в преподавании истории и обществоведения: пособие для учителей / Д.И. Полторак. – М.: 2012.-176 с.

16.  Гин, А.А. Приемы педагогической техники: свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: пособие для учителей / А.А. Гин. – Гомель: ИПП «Сож», 2009.-88 с.

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Методика преподавания социологии