Методологические основы социального проектирования.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 12:58, курсовая работа

Краткое описание

На современном этапе организация деятельности социальных сфер происходит под влиянием существующих социальных проблем в обществе. В основном это проблемы социально-экономической и политической нестабильности в современной России. Определение ближайших и дальнесрочных программ требуют инновационных действий и широкого современного мышления, основанного на интеграции наук. Деятельность социальных служб должна быть прогнозируемой и проектируемой на этапе становления, внедрения и развития. Прогнозирование занимает здесь особо важное место как высокотехнологичный метод научного анализа и предвидения.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………….….2
Глава 1. Социальное проектирование……………………………………………….……4
Сущность социального проектирования……………………………………….4
Объект и субъект социального проектирования…………………………..6
Типы социальных проектов……….......................................................7
Глава 2.Технология социального проектирования……………………………….14
2.1. Подготовка проекта………………………………………………………………………14
2.2. Реализация проекта……………………………………………………………………..16
2.3. Действенность социального проектирования…………………………….18
Заключение…………………………………………………………………………………………….20
Список литературы…………

Вложенные файлы: 1 файл

социология управления.docx

— 64.54 Кб (Скачать файл)

 

    1. Типы социальных проектов.

Существует множество  типологий социальных проектов, выделяют проекты по срокам, по виду собственности, по направленности деятельности и т.д.

  1. По характеру проектируемых изменений.

Последнее время все чаще с экранов телевизоров мы слышим словосочетание «инновационный проект». Что же это такое? Главное слово – инновация, т.е. преобразование, следовательно, данный проект направлен на преобразование чего ли, задача которого состоит во внедрении принципиально новых разработок.

В начале 70-х годов министерство обороны США создало экспериментальную  сеть из нескольких компьютеров, с тем чтобы сохранить базу данных в случае уничтожения противником одного или нескольких компьютеров. Эксперимент прошел с незапланированными последствиями: сотрудники, занятые обслуживанием нового изобретения, стали использовать его как средство личной переписки, сделали из компьютерного комплекса «быструю почту». Этот побочный эффект был осмыслен как социальный по своей сущности проект, который стал осуществляться с нарастающими масштабами. Интернет раскрыл принципиально новые возможности для активной коммуникации (заочные конференции), стал выполнять некоторые социальные функции (например, выступает в роли службы знакомств). Научно-техническое достижение перешло из военной в социокультурную сферу, расширив возможности человека и общества9.

Если есть проекты, которое  вводят новое, то должны быть проекты  которые поддерживают старое. Такие  проекты называются поддерживающими.  В большей степени данные проекты направлены на экологию, историко-культурную и социальную сферы. В данных проектах рассматриваются такие проблемы как – вопросы занятости населения, развитие туризма, участие населения в самоуправлении, поддержание традиций, обрядов и т.д.

В Бельгии каждый год 5 июля проходит необычное шествие в  костюмах XVI века. Это шествие организуется в ознаменование давнего события: 5 июля 1549 г. император Священной  Римской империи, король Испании  прибыл в Брюссель, и его приветствовали жители города. Событие, которому скоро  полтысячи лет, по видимости малозначительное, породило традицию: ежегодно этот эпизод истории повторяется в точных костюмах того времени, в точном порядке  следования всех участников. В колоннах идут и потомки участников встречи  короля в тот далекий день10.

  1. По направлениям деятельности.

Как говорил Ленин –  «Учиться, учиться и еще раз  учиться». Именно от уровня образования  зависит мощь и сила страны. В 1992 году после распада СССР и создания РФ был принят закон об образовании. С тех пор многое изменилось, и сам закон претерпевал изменения и редакции не один раз. Следовательно, чтобы внести какие – либо изменения в данную сферу, необходим социальный проект, в котором были бы отражены все цели, задачи, методы,  а главное результат преобразований. Исходя из выше сказанного, можно заключить, что социальные проекты бывают  образовательные.

Последнее время Правительство  то и дело хочет что-то поменять в  системе образования. То вводит ЕГЭ, то меняет учебный план начального образования и т.п. Социальное проектирование в сфере образования — дело сложное,  а крупные изменения в ней сопряжены с огромной организационной работой по кадровому и материально-финансовому обеспечению. Активно проявляется и сопротивление нововведениям со стороны педагогов. Характерно, например, что более 65% отзывов на основные положения Концепции реформы системы образования, пришедших со всех концов России в министерство, имели своим содержанием отрицание необходимости какой-либо образовательной реформы11.

Следующий тип проектов – научно – технические проекты. Научно-технические проекты могут иметь поисковый, экспериментальный характер и через представление результатов общественному мнению приобретать социальную функцию. Такие проекты тесно связаны с инновационными проектами. Примером может служить Инновационный центр в Сколково.

Культурные проекты могут включать в себя эстетические, художественные, экзотические проекты. У культурного проекта прежде всего социальные функции. Тенденция последних лет такого, что на каждый праздник устраивается какой-нибудь концерт в парк, на большой сцене со свободным входом, чтобы все желающие могли сплотиться, приобщиться к культуре – это с одной стороны, и с другой – это вынесение авторами на суд зрителей, слушателей своих произведений.

Проект француженки Анабель Арден, которая в 1998 г. поставила балет с участием инвалидов-колясочников. В спектакле участвовали и профессиональные танцовщики, и в этом сочетании выявлялся особый смысл постановки не только как благотворительное мероприятие, но и как эстетический момент12.

 Очень часто бывает, что такие проекты поступают  от государства, т.к. требуют  больших финансовых затрат.

  1. По способам финансирования.

Социальные проекты нуждаются  в финансировании — это общеизвестно. Но также общеизвестно и то, что  проекты по-разному нуждаются  в финансовых средствах. Выбор модели финансирования зависит от многих факторов, и, прежде чем с ней определиться, необходимо понять ведущий мотив  финансиста и оценить возможности  взаимодействия с ним.

 Инвестиционные проекты. Инвестиция — это вклад собственности в дело с целью извлечения прибыли.  Для того чтобы убедить инвестора вложить деньги в данный проект необходимо обосновать цель этого проекта, в какой срок к инвестору вернуться деньги и в каком соотношении.

 Расчет на инвестиции  для социального проекта должен  учитывать и различие форм  инвестирования, в том числе таких,  как:

 — денежные средства  и их эквиваленты (целевые вклады, оборотные средства, паи и доли  в уставных капиталах предприятий,  ценные бумаги, кредиты, займы,  залоги);

 — земля;

 — здания, сооружения, машины и оборудование, измерительные  и испытательные средства, оснастка  и инструмент, любое другое имущество,  используемое в производстве  и обладающее ликвидностью;

 — имущественные права  (оцениваемые, как правило, денежным  эквивалентом), секреты производства, лицензии на передачу прав  промышленной собственности13.

 Экономическое обоснование  инвестиционных проектов предполагает, что при сравнении различных  проектных предложений выбор  лучшего из них производится  по показателям экономической  и коммерческой эффективности,  таким, как чистый дисконтированный  доход, индекс доходности, внутренняя  норма доходности, срок окупаемости  и т.д.

 В роли инвестора  может выступить государство  (в лице органов государственной  власти) и органы местного самоуправления.  Здесь менее выражена увязка  инвестиции с максимальной прибылью, поскольку финансирование имеет  целевой характер, предопределенный  бюджетной классификацией.

 Наконец, в роли  инвестора может выступить и  сам инициатор проекта (индивидуальный  или коллективный). Естественно,  что его отношение к собственному  проекту будет в первую очередь  определяться стремлением реализовать  цели проекта. Но и в этом  случае инвестиция подчиняется  экономической целесообразности.

 Спонсорские проекты. Спонсор, как и инвестор, проявляет интерес к целям нуждающегося в средствах проекта, но в первую очередь преследует свою выгоду.

 Чтобы уяснить выгоду  спонсора, зададимся вопросом: почему  есть спонсоры у команд КВН,  выступающих по телевидению, и  нет у команд КВН, соревнующихся  в каком-нибудь клубе? Ответ  в том, что спонсор предоставляет  средства на поддержку проекта,  если это может стать формой  его рекламы или презентации  (формирование образа фирмы)14.

 В мировой практике  принято заключать договор о  спонсоринге, из которого вытекает взаимная ответственность сторон: спонсор обязуется предоставить запрашиваемые средства для осуществления проекта, а организаторы проекта обязуются рекламировать и другим образом представлять интересы спонсора (создавать его положительный имидж в общественном мнении и т.д.). Это, собственно, и есть расплата по договору спонсоринга, который не предусматривает возврата выделенных под проект финансовых средств. Телевидение — пока наиболее распространенный канал, по которому поступают средства спонсоров. На российском телевидении, в частности, стоимость спонсорской рекламы в середине 2001 г. составляла от 500 до 44 000 долларов США за одну минуту трансляции — в зависимости от канала и рейтинга той или иной программы. Формируется система спонсоринговой поддержки через интернет15.

Кредитные проекты.  Такой проект также предполагает развернутое финансово-экономическое обоснование, которое должно убедить и инициаторов проекта, и кредитора в том, что кредит будет погашен и по нему будут уплачены проценты в соответствии с принятым порядком. Кредитор в праве отказать заемщику без объяснения причины.

 Государство, местное  самоуправление могут содействовать  в получении кредита под социально  значимый проект и даже брать  на себя поручительство по  кредитным обязательствам негосударственных  организаций, связанным с их  уставной деятельностью. 

 К кредитным проектам  принципиально близки те, которые  осуществляются с применением  лизинга. Лизинг — долгосрочная, иногда до нескольких лет, аренда  средств производства (машин, оборудования, производственных сооружений и т. д.), предполагают возможный последующий выкуп арендатором полученного в аренду имущества. Имущество остается собственностью лизинговой компании до конца сделки, а после того как организация-арендатор расплатилась за него, она становится собственником этого имущества16. Это фактически форма инвестиции, позволяющая начинать дело с меньшими затратами и избегать влияния на эффективность работы морального старения оборудования. Очевидно, что и это форма финансового обеспечения проекта, способного приносить доход.

Бюджетные проекты. В силу того, что социальные проекты нередко бездоходны и убыточны в прямом финансовом выражении, но при этом решают важные социальные задачи (и в этом смысле себя окупают), значительная часть проектов осуществляется в рамках государственной социальной политики и решения местных задач. Такие проекты у нас в стране финансируются из соответствующих бюджетов (федерального бюджета, бюджета субъектов Российской Федерации, местных бюджетов) чаще всего в виде ассигнований для осуществления плановой деятельности государственного или муниципального учреждения, а в некоторых случаях — целой сети соответствующих органов и учреждений (например, Федеральной миграционной службы), а также субсидий территориальным органам исполнительной власти, органам местного самоуправления, негосударственным организациям17.

Субсидия (дотация) — это  государственное финансовое пособие  юридическим и физическим лицам  в виде ассигнования на покрытие Убытков, сбалансирование бюджета и т. д. Такую модель финансирования социальных проектов избирают органы государственной  власти и органы местного самоуправления для поддержки проектов и программ негосударственных организаций, привлекая . Для субсидий бюджетные средства и средства из внебюджетных источников18.

Благотворительные проекты. Многочисленные факты финансирования бездоходных или затратных проектов по неэкономическим соображениям позволяют выделить как самостоятельный тип благотворительные проекты. Финансирование таких проектов часто имеет форму меценатства, когда лицо (организация), обеспечивающее проект средствами, не ставит ни перед проектом, ни перед собой коммерческих задач и само по возможности участвует в проекте не только выделением финансов.

Расчет на такой тип  финансирования проекта требует  ясного осознания, что на инициатора проекта ложится сложная миссия по представлению своих замыслов потенциальным меценатам в форме  просьбы, иногда — униженной просьбы, чего не могут избежать даже те инициаторы, которые имеют громкую славу  и большой опыт реализации подобных проектов.

  1. Типы проектов по срокам реализации.

Для каждого социального  проекта приходится определять временные  рамки его осуществления. Они  будут различаться в зависимости  от множества обстоятельств —  и тех, которые связаны с намерениями  инициаторов, и тех, которые возникают  за пределами проекта, но предопределяют его ресурсную базу.

 Краткосрочные проекты. Обычно краткосрочные проекты требуют для своей реализации примерно год, максимум два года. Срок определяется целью, наличием ресурсов, особенностями потенциального поведения потребителя.

 Часто коммерческие  проекты реализуются как краткосрочные,  когда планируется производство  какой-нибудь новинки. В этом  случае заказчик идет на увеличение  стоимости проекта, поскольку  выигрыш в скорости становится  залогом общего успеха проекта.

 В социальной сфере  потребность в ускорении сроков  исполнения проекта может проявляться  в чрезвычайных ситуациях (например, при разворачивании пунктов психологической  помощи населению после природной  или техногенной катастрофы) и  в некоторых других случаях,  обычно все же не связанных  с опережением конкурентов по  внедрению нововведений.

Среднесрочные проекты. Обычно среднесрочные проекты осуществляются за 3—5 лет.

 Практика среднесрочного  проектирования мероприятий утвердилась  в ООН и ее специализированных  учреждениях. Так, среднесрочное  планирование своей работы ведет  ЮНЕСКО19.

 Распространенной стала  практика создания среднесрочных  программ, состоящих из множества  проектов.

Долгосрочные  проекты. Такие проекты осуществляются на протяжении 10—15 лет. Они предусматривают существенные социальные преобразования и сложны для разработки, которая должна строиться с учетом долгосрочного прогноза. Но скорость научно-технических изменений (а значит, и социальных изменений, к которым они ведут) так велика, что сегодня невозможно вполне надежно прогнозировать ситуацию в таком временном диапазоне.

Информация о работе Методологические основы социального проектирования.