Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 12:00, реферат
Развитие современной цивилизации характеризуется глубинными изменениями во всех областях общест¬венной жизни – в экономике, политике, праве, науке, культуре, образовании. Эволюция обществ, идущих в авангарде прогресса, создает условия для раскрепощения человека, в нем высвобождается энергия социального действия. В то же время, полезный социальный эффект подчас оказывается не столь высоким, как ожидалось, реформаторские начинания порой утрачивают динамизм и последовательность, приводят к противоречивым ре¬зультатам.
Введение
1. СДЖ как отраслевое направление современной социологии 4
2. Методологические и методические принципы социологии
духовной жизни 6
2.1.Теоретические методы исследования 6
2.2. Конкретные методы исследования 7
Заключение 8
Библиографический список 10
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
АМУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
(ГОУВПО «АмГУ»)
Кафедра социологии
РЕФЕРАТ
на тему: Методология и методика социологического исследования духовной
по дисциплине социология духовной жизни
Исполнитель
студент группы 963
Руководитель
кандидат философских наук Ю. Г. Магницкий
Благовещенск 2012
ВВЕДЕНИЕ
Развитие современной
цивилизации характеризуется
В формировании целостного взгляда на общество особую роль играет социология. Она позволяет видеть социальный мир как систему, которая не только позитивно развивается, но и «болеет», переживает кризисы. Социология ищет и находит способы решения общественных проблем как на глобальном уровне, так и на уровне социальных групп, конкретных социальных институтов и организаций, социального поведения индивида. Отсюда вытекает отношение к социологии как к многоуровневой науке, представляющей единство абстрактных и конкретных форм, макро- и микроподходов, теоретического и эмпирического знания. Социологическое знание нацелено в конечном счете на решение практических вопросов социальной жизни. Это значит, что для социологии большинство проблем являются срочными, требующими быстрого реагирования, поскольку затрагивают важнейшие стороны жизни современного общества.
В этом смысле социология духовной жизни сегодня в полной мере является отраслевым направлением социологии и рассматривает весьма широкий круг проблем.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. СДЖ как отраслевое направление современной социологии 4
2. Методологические и методические принципы социологии
духовной жизни 6
2.1.Теоретические методы исследования 6
2.2. Конкретные методы исследования 7
Заключение 8
Библиографический список 10
1 СОЦИОЛОГИЯ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ОТРАСЛЕВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ СОЦИОЛОГИИ
Духовная жизнь – это внутренний мир чувств, идей, мыслей, других духовных феноменов, которые тем не менее людьми эмпирически не воспринимаются.
Социология изучает сознание как сферу духовной жизни общества, в которой осмысливаются, обосновываются, идейно формируются интересы и представления различных социальных слоев, групп, общностей и общества в целом.
Таким образом социология рассматривает роль сознания в организации общественного бытия человека, в исторической динамике его общецивилизационного и культурного развития.[2, 123-135 С.]
Духовная жизнь общества – это относительно самостоятельная область общественной жизни, основу которой составляют специфические виды духовной деятельности и общественных отношений, регулирующих духовную деятельность и функционирование общественного сознания.
Причем центральным
пунктом социологических
Социология духовной жизни – это отрасль социологии, изучающая духовную жизнь, как особый тип производства, потребления и распределения культурных ценностей, характеризующих степень возвышения человека, его интеллектуальное богатство, используемое в интересах гуманизма.
Группы функций социологии духовной жизни:
Всем известная структура социологии как науки, состоящая из трех основных элементов:
1 Макросоциология (теория)
2 Теории среднего уровня (ТСУ)
3 Микросоциология (КСИ)
Как отмечал Мертон: «за ТСУ будущее развитие социологии»
Именно второй прикладной уровень и включает в себя социология духовной жизни как отраслевое направление современной социологии. .[1, 213-243 С.]
2 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ СОЦИОЛОГИИ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ
Методика социологического исследования - средство адаптации общих теоретических и методологических принципов социологического исследования к уникальным особенностям конкретной исследовательской ситуации или какому либо классу таких ситуаций. Методология социологического исследования - составная часть и особая область социологического познания имеющая своим содержанием совокупность принципов и способов организации развития и оценки теоретического и эмпирического социологического знания системы норм и регулятивов проведения соц. исследований. На протяжении истории социологии было выработано множество способов получения информации, необходимой для того, чтобы формировать знание об обществе характеризующих его процессах. Чтобы немного разобраться в этом разнообразии, необходимо провести разграничение между теоретическими и конкретными методами социологии.
2.1.Теоретические методы исследования
Теоретические методы - это особые способы рассмотрения фактов, в основе которых лежат те или иные положения об «устройстве» изучаемых объектов и о значимых с этой точки зрения факторах. Теоретические методы, опираясь на наблюдаемые факты и во многом создавая их, вырабатывают понятийный аппарат социологии, который затем применяется в качестве обоснования при использовании конкретных методов. Выделяют следующие теоретические методы:
1) структурно-функциональный метод, который рассматривает общество и составляющие его социальные институты и организации, как системы, имеющие определенные функции и характеризующиеся устойчивостью. Следовательно, общество и другие социальные образования рассматриваются как совокупности взаимосвязанных элементов;
2) сравнительный метод, который опирается на сопоставление однотипных социальных явлений и образований, как правило, принадлежащих к разным культурам. Данный метод основав на предпосылке, в соответствии с которой все социальные явления и образования имеют как свою специфику, зависящую от конкретной культуры, так и универсальные черты, которые характеризуют социальную реальность в целом. Если структурно-функциональный метод акцентирует внимание на соотношении элементов внутри системы, и на связях между ними, то сравнительный метод сопоставляет разные системы;
3) исторический метод, который рассматривает общество и другие социальные образования с точки зрения их становления и изменения. Например, при изучении семьи мы можем сопоставлять данные, касающиеся различных эпох, с целью выяснить, как изменялись роли матери, отца и детей, перераспределялись ли между ними функции, как менялась роль семьи в социализации (воспитании и образовании) и т. д.;
4) интерпретирующий (герменевтический) метод, направленный на реконструкцию контекста, предполагаемого действием. Под контекстом в данном случае понимаются смыслы, вкладываемые в действие деятелем и «считываемые» лицом, на которое направлено данное действие или которое его просто воспринимает. .[3, 23-35 С.]
2.2. Конкретные методы исследования
Конкретные методы направлены на получение данных, то есть информации, касающейся того или иного аспекта социальной действительности.
К конкретным методам относятся:
1) опрос, который предполагает непосредственное обращение к определенной группе людей с целью выяснения их мнений и взглядов, а также способов их поведения в тех или иных ситуациях. Основная форма опроса — анкетирование. Опрашиваться могут как все люди, входящие в исследуемую группу (генеральная совокупность), так в их часть (выборочная совокупность).
2) наблюдение, которое предполагает сбор первичной информации без прямого вмешательства и взаимодействия с индивидами, находящимися в определенных социальных отношениях. Преимуществом данного метода является то, что наблюдение осуществляется в тот момент, когда имеет место изучаемое явление, недостатком — то, что это явление не может быть воспроизведено вторично.
3) эксперимент, заключающийся в целенаправленном создании условий и прослеживании того, как данные условия влияют на поведение и реакции испытуемых. Эксперимент позволяет проследить, как определенный фактор или их группа влияют на индивидов.
4) анализ документов, который оперирует с совокупностями текстов. Как правило, в социологии используются статистические методы исследования текстов, известные под названием контент-анализ. В этом случае исследование направлено на то, чтобы выявить частотность упоминании того или иного человека, явления, процесса, а затем дать получение результатам содержательную характеристику. Например, более частое упоминание политика по сравнению с другими может свидетельствовать о его большей популярности или, поскольку упоминания могут быть критичными, о том, что он привлекает больше внимания потенциальных избирателей. .[1, 13-45 С.]
Конкретные методы принято делить на качественные; и количественные. Сбор социологической информации может осуществляться количественными и качественными методами. Под количественными методами сбора информации понимают исследования, в процессе которых большое число людей отвечают на некоторую совокупность закрытых вопросов. Закрытый вопрос — это вопрос, который предполагает точно определенное число ответов (например, «да» или «нет»; «нравится», «не нравится» или «не знаю»). Ответы на такие вопросы обрабатываются при помощи подсчета каждого типа ответов, в результате чего можно сделать выводы о том, что предпочитает население, чего оно хочет, чего ему не хватает и т. д. Например, на вопрос о том, покупает ли человек определенный товар, часть опрошенных ответит «да», а ругая часть — «нет»; обобщив эти данные, можно утверждать, что определенная часть населения (например, треть) покупает товар, тогда как другая (две трети) не окупает его. Предполагается, что опрос, проведенный на достаточно большом количестве людей, является репрезентативным, то есть отражает предпочтения общества в целом. Качественные методы — это методы, которые позволяют получить информацию, не поддающуюся математической обработке. К ним относят наблюдение, анализ протокола и глубинное интервью.
Однако ко всем социологическим исследованиям несмотря на различия между ними и независимо от того, при помощи какого метода они осуществляются, применяются три требования.
1. Объективность состоит в необходимости учета всех факторов и недопустимости принятия определенной точки зрения для того, как анализ всей собранной информации будет завершен.
2.Точность предполагает
четкость подстановки задач,
3. Тщательность - это принцип,
состоящий в детальности
Этапы социологического исследования: 1 подготовительный (разработка программы исследования) 2 основной (проведения эмперического исследования) 3 завершающий (обработка и анализ данных, формирование выводов и рекомендации)
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Информация о работе Методология и методика социологического исследования духовной жизни