Методология и методика эмпирического исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2012 в 18:42, доклад

Краткое описание

К социологическим исследованиям обращаются для того, чтобы получить как можно более полную информацию, отражающую различные стороны жизнедеятельности общества, которые могут быть скрыты, но которые необходимо учитывать в практике самых разных видов социального управления.
Решение о проведении социологического исследования должно быть обосновано практической (или научной) целесообразностью.

Содержание

1. Понятие и виды социологического исследования
2. Программа социологического исследования
3. Методы сбора эмпирических данных
4. Анализ и интерпретация данных

Вложенные файлы: 1 файл

социология.docx

— 50.73 Кб (Скачать файл)

К структуре содержания опросника  следует соблюдать ряд требований:

  1. В анкете должна быть «шапка», включающая название организации, проводящей опрос, название темы опроса, обращение к респонденту или эксперту с кратким изложением цели исследования и правил заполнения анкеты.
  2. Отдельные тематические блоки вопросов целесообразно предварить кратким подзаголовком, чтобы акцентировать внимание респондента на очередную проблему;
  3. В конце анкеты следует поблагодарить респондента за участие в опросе.

Вопросы должны включать простые и  понятные термины, широко используемые в повседневной жизни.

Вопросы классифицируются:

  1. по структуре - линейные, перечневые, табличные, шкальные, тестовые, графические, семантические, образные;
  2. по форме – закрытые, полузакрытые, открытые;
  3. по характеру ответов – альтернативные и неальтернативные.

Метод наблюдения

Социологическое наблюдение связано  с прямым, непосредственным восприятием  событий, а иногда и участием в  них. Социологическое наблюдение как  метод сбора первичной социологической  информации – это всегда направленное, систематическое, непосредственное прослеживание  и фиксация сущностных сторон социальных явлений, процессов

Разновидности метода наблюдения:

  1. По степени формализованности – неструктурированное, структурированное
  2. По степени участия наблюдателя в исследуемой ситуации – включенное, невключенное
  3. По месту проведения наблюдения – полевое, лабораторное
  4. По регулярности проведения наблюдения – систематическое и несистематическое

Важнейшее достоинство метода наблюдения заключается в том, что оно  осуществляется одновременно с развитием  изучаемых явлений, процессов. Это  дает возможность непосредственно  воспринимать поведение людей в  конкретных условиях и в реальном времени.

Недостатки метода наблюдения сводятся в две группы:

объективные, которые не зависят  от наблюдателя и субъективные, связанные  с личностными, профессиональными  особенностями наблюдателя.

Метод анализа документов – один из широко применяемых и эффективных методов сбора первичной информации.

Документы содержат сведения о процессах  и результатах деятельности отдельных  индивидов, коллективов, групп населения  и общества в целом.

Классификация документов

Документы различаются:

  1. по статусу – официальные и неофициальные (пресса, личные документы).
  2. по форме изложения – вербальные (письменные), аудиальные, визуальные, аудио-визуальные, статистические;
  3. по функциям – информационные, регулятивные, коммуникативные, культурно-просветительские
  4. по целевому назначению – существующие независимо от исследователя, созданные исследователем

Информацию, содержащуюся в документах, принято разделять на первичную  – описание конкретных ситуаций, освещение  деятельности отдельных лиц или  органов  и вторичную, которая  носит более обобщенный, аналитический  характер. Как правило, она отражает более глубокие социальные связи.

Виды анализа документов

  • Качественный анализ (традиционный)
  • Формализованный (контент-анализ)

Как самостоятельный метод качественный анализ приобретает особое значение при изучении уникальных документов. Их число всегда невелико, поэтому нет надобности в количественной обработке информации.

Контент-анализ. Согласно этому методу, содержание текста определяется как совокупность имеющихся в нем сведений, оценок, объединенных в некую целостность единой концепцией, замыслом.

Формализованный анализ документов имеет  дело с текстом, но ориентирован прежде всего на изучение стоящей за ним  реальности.

Для исследователя важно и то, что вошло в содержание текста, и то, что оказалось вне его  рамок.

Эксперимент представляет собой разновидность углубленного аналитического социологического исследования и одновременно метод сбора информации о факторах, воздействующих на состояние тех или иных социальных явлений и процессов, а также о степени и результатах этого воздействия.

Классификация видов эксперимента:

  • По характеру экспериментальной ситуации (полевой и лабораторный)
  • По логической структуре доказательства гипотез – (линейный и параллельный).

Метод отбора экспериментальных групп - попарный отбор, структурная идентификация, случайный отбор.

4 Анализ исследования

Какими бы методами не была получена первичная социологическая информация, сама по себе она еще не позволяет  сделать обобщающие выводы, выявить  тенденции, проверить гипотезы, т.е. решить задачи, поставленные в программе  исследования

Для того, чтобы первичная социологическая  информация составила основу объективных  выводов, ее необходимо интегрировать  в обобщенный статистический показатель, проанализировать и научно проинтерпретировать.

Только после этих процедур появится реальная возможность сформулировать рекомендации, применимые в практике социального управления.

Формами обобщения первичной информации являются: статистическая группировка, ряды распределения, таблицы сопряженности, графики и диаграммы, индексы

Интерпретация данных проводится методами  соотнесения, сравнения, последовательного  исключения, синтеза

Оформление результатов  исследования

Итоги анализа и интерпретации  социологических данных излагаются в документах, имеющих как теоретическое, так и практическое значение.

По результатам социологического исследования составляется отчет, приложение к отчету, информационная или аналитическая  справка (записка, содержащие информацию, выводы и рекомендации), на основе которых  в последующем принимаются управленческие решения.

Итоги социологического исследования оформляются в виде отчетов. Он включает пояснительную записку о решении  поставленных задач и приложения к ней.

В пояснительной записке излагается последовательность выполнения программы  социального исследования, дается сводка материалов, расчетов, обоснований. В  приложениях к записке даются цифровые, графические и прочие показатели и документы, а также все формы, анкеты, бланки, тесты. 

Отчет служит исходным документом подготовки директивных решений и разного  рода литературных материалов в виде монографий, коллективных публикаций, книг, сборников, статей, диссертаций.

Характер отчета зависит от типа исследования – проводилось оно  в соответствии с научными либо прикладными  целями. В первом случае внимание акцентируется  прежде всего на постановке проблем, их концептуальной разработке и формулировке задач исследования. Освещается состояние  проблемы и существующие к ней  подходы. Специальный раздел отчета отводится проблемам методологии  – выбору и обоснованию инструментария исследования, типологии выборки, методов  сбора информации. Заключает отчет  содержательный анализ полученных результатов  исследования (непременно в форме  отдельного раздела). Дается ответ на вопрос, были ли решены поставленные задачи и каким образом. Этот раздел отчета завершается указанием на практические результаты исследования и конкретные выводы, если они возможны. В приложении к отчету даются материалы, иллюстрирующие положение всех предыдущих разделов, включая обоснование выборки  и ее качественные характеристики. Сюда же помещают основные методические материалы, по которым проводился сбор данных.

Основные требования к  отчету

  1. Возможно более полное и глубокое отображение всех ступеней проведенного исследования, взаимосвязанность всех его звеньев и логику научного поиска.
  2. Строгое следование разработанному программой методологическому аппарату исследования.
  3. Логическая последовательность выполняемых процедур.
  4. Итоги исследования в отчете рассматриваются как применительно к решаемым задачам и выдвинутым гипотезам, так и организационно – в соответствии с планами (поисковым, описательным и экспериментальным).
  5. Указание всех привлекаемых к исследованию организаций, состава и порядка подготовки инструкторских кадров, характера, формы и методов работы с обследуемыми единицами (где, когда, как и кем проводились инструктажи и другие виды разъяснительной деятельности).

Важно с большой точностью отразить организацию сбора материала  и в приложении дать образцы всех используемых документов обследования. Кроме того, исследователь должен обращать внимание на правильное воспроизведение  в отчете систем кодирования информации и использованных методов ее машинной обработки.

Рекомендации - обязательный компонент всякого отчета. Рекомендации представляют собой перечень основных предложений, вытекающих из анализа отчетных данных. Рекомендации носят сугубо утвердительный характер, и в них вносится сугубо то, что подлежит внедрению в научную или практическую деятельность. Если в аналитические разделы не внесены по каким-то причинам нужные расчеты и обоснования выдвинутых практических предложений, то должно быть указано, какие дополнительные исследования необходимо провести. Рекомендации должны быть доведены до сведения коллектива работников изучаемого объекта. При этом могут и должны быть использованы средства массовой информации в показе результатов работы. Более того, в соответствии с рекомендациями желателен выпуск соответствующих распорядительных документов по предприятиям (организациям, учреждениям).

Результаты социологических исследований широко используются для анализа  управленческой деятельности.

Учет результатов социологических  исследований в процессе планирования работы позволяет конкретизировать содержание планируемых мероприятий; учитывать направленность запросов и потребностей; осуществлять рациональный выбор тех средств и форм работы, которые позволят выполнить намеченные задачи.

ЛЕКЦИЯ 3

ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИИ

План лекции:

  1. Предпосылки возникновения социологии
  2. Классический период развития социологии
  3. Современная социология: основные тенденции и направления развития
  4. Институциализация социологической мысли в Казахстане

 

1 Предпосылки возникновения  социологии 

Становление социологии как самостоятельной  науки связано с глубокими  изменениями, которые происходили  в Европе в конце XVIII -начале XIXвв.

  1. Великая Французская революция 1789 г.
  2. Промышленная революция
  3. Радикальные изменения в ментальности
  4. Развитие естествознания

Появление социологии как науки  носило объективный характер и было вызвано насущными потребностями  развития социальной жизни, подготовлено всей историей развития знания.

2 Основателем социологии является французский ученый Огюст Конт (1798-1857). Он не только ввел в научный оборот термин «социология», но через все его творчество красной нитью проходит одна важная мысль, которая оказала огромное влияние на  всю последующую интеллектуальную историю западной цивилизации: человеческое общество может и должно стать предметом научного изучения.

Опираясь на труды своих предшественников, Конт выдвинул конструктивную идею, суть которой состояла в том, чтобы  отделить социологию от философии и  от других абстрактных, метафизических наук, не базирующихся на опытном знании. Социологическая концепция его  основывалась  на «законе трех стадий», по которому каждое общество в своем  развитии проходит три этапа: теологический, метафизический, позитивный. На первом из них в обществе господствуют религиозные  представления, на втором главенствует философия, а на смену им приходит третий этап, позитивный, во время которого решающая роль переходит к позитивным, т.е. конкретным положительным знаниям.

О.Конт стремился выработать рациональный подход к изучению общества, основу которого составили бы наблюдение и  эксперимент. По его мнению, такой  подход, часто называемый позитивизмом, обеспечит практическую основу для  нового, более устойчивого общественного  порядка. Двумя главными категориями  социологии, согласно Конту, являются социальная статика и динамика. Социальная статика дает понимание условий  установления и сохранения порядка  всякой социальной общности и общества в целом. Социальная динамика изучает  последовательные этапы, которые проходит общество в своем развитии. В целом  статика и динамика соотносятся  с терминами порядка и прогресса.

Информация о работе Методология и методика эмпирического исследования