Методы исследования малых групп. Социометрический опрос

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 17:39, реферат

Краткое описание

Для исследования малых групп наряду с традиционными методами применяется метод социометрических измерений.
Социометрия или метод социометрических измерений используется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершен-ствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения лю-дей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимо-сти членов конкретных групп.

Вложенные файлы: 1 файл

соци малых групп.docx

— 16.95 Кб (Скачать файл)

42. Методы исследования  малых групп. Социометрический  опрос.

Для исследования малых групп наряду с традиционными  методами применяется метод социометрических измерений.  
Социометрия или метод социометрических измерений используется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершен-ствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения лю-дей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимо-сти членов конкретных групп. Основоположник социометрии известный американский психиатр и социальный психолог Джекоб Морено. 
Социометрический метод позволяет комплектовать группы, совершенствовать структу-ру группы, усовершенствовать психологическую атмосферу, смягчать конфликты, способст-вует выработке коллективных решений, что в конечном итоге - повышает производитель-ность и эффективность работы группы.  
Социометрический метод решает следующие задачи:  
-  выявление социометрического статуса отдельных членов группы;  
-  исследование межличностных и межгрупповых неофициальных отношений;  
-  изучения неформального строения малой социальной группы.  
Достоинства метода заключены в его задачах. Главным недостатком является субъ-ективность.  
Требования к проведению и процедура социометрического опроса.  
1. Социометрический опрос можно проводить в группах, члены которых имеют опыт совместной работы не менее 6 месяцев, т.е. времени необходимого для сработанности групп.  
2.Размер исследуемой группы не должен превышать 12-15 человек. 
3. Выбранный критерий должен однозначно восприниматься всеми членами группы.  
4. Опрос должен проводиться посторонним лицом.  
 
Вопрос, задаваемый с целью выяснения взаимоотношений, называется социометриче-ским критерием. Критерий задает различные ситуации взаимодействия членов группы.  
Типы критериев:  
а) производственные и непроизводственные  
Производственные - используется при исследовании межличностных отношений в производственной, учебной и т.д. деятельности.  
Непроизводственный критерий используется при выяснении межличностных отноше-ний, не связанных с производственной деятельностью.  
б) коммуникативные и гностические  
Коммуникативный – описывает, замеряет реальные отношения в группе. Пример: "Кого бы Вы выбрали старостой группы, руководителем?»  
Гностический - отражает представление человека о том, как он оценивает свою роль, позицию в группе, кто, по мнению субъекта, выберет его для совместного решения, дей-ствия и т.п. Пример: "Кто из членов Вашей группы назвал бы Вас в качестве старосты?"  
в) положительные и отрицательные:  
Положительные - предполагают, ситуацию выделения членов группы, с которыми респондент хотел бы заниматься совместной деятельностью, фиксируют положительное отношение, реакцию.  
Отрицательные - фиксируют негативное отношение одного человека к другому.  
г) критерий ранжирования. Пример: «Укажите по порядку, с кем бы  Вы хотели совме-стно выполнять работу в первую очередь, во 2-ю, в 3-ю?»  
Социометрический критерий должен удовлетворять общим требованиям, предъявляе-мым к вопросам социологической анкеты, но есть и свои правила.  
Правила выработки критериев:  
1. в содержании социометрического критерия должны отражаться взаимоотношения между членами коллектива;  
2. в социометрическом критерии должна воспроизводится ситуация выбора;  
3.      критерий не должен ограничивать возможности выбора;  
4.      применяемые критерии должны быть значимыми для исследуемой группы;  
5.      критерий должен описывать конкретную ситуацию, близкую данной группе;  
6.       критерий должен быть вежливо и корректно сформулирован. Он должен быть            конкретным и однозначным;  
7.    число применяемых критериев зависит от того, насколько давно члены группы знают друг друга, от степени организации взаимоотношений, от опыта общения. Не реко-мендуется свыше семи-восьми критериев.  
Обработка и интерпретация результатов. 
Когда социометрические карточки заполнены и собраны, начинается этап их математи-ческой обработки. Простейшими способами количественной обработки являются таблич-ный (социометрическая матрица) и графический (социограмма).  
1. Социоматрица - это матрица связей, с помощью которой анализируются внутрикол-лективные отношения. В социоматрицу в форме числовых значений и символов заносится информация, полученная в ходе опроса.  
Основное достоинство социоматрицы – возможность представить выборы в числовом виде, что в свою очередь позволяет проранжировать порядок влияний в группе. На основе социоматрицы строится социограмма – карта социометрических выборов (социометрическая карта), производится расчет социометрических индексов.  
2. Социограмма – схематическое изображение реакции испытуемых друг на друга при ответах на социометрический критерий. Социограмма позволяет произвести сравнительный анализ структуры взаимоотношений в группе в пространстве на некоторой плоскости ("щи-те") с помощью специальных знаков.  
Социограммы бывают двух типов:  
•    групповые  
•    индивидуальные  
Первые изображают картину взаимоотношений в группе в целом, вторые – систему от-ношений, существующих у интересующего исследователя индивида с остальными членами его группы.  
Групповые социограммы в свою очередь могут быть представлены в виде:  
•    конвенциональной социограммы - индивиды, составляющие группу, изобра-жаются в виде кружочков, соединенных между собой стрелками, символизирующими социометрические выборы или отклонения.  
•    "социограммы-мишени" - представляет собой систему концентрических ок-ружностей, количество которых равно максимальному количеству выборов, получен-ных в группе. Все члены группы располагаются на окружностях в соответствии с ко-личеством полученных выборов. Вся социограмма-мишень делится на секторы по со-циально-демографическим характеристикам группы (пол, возраст и т. п.).  
Индивидуальные социограммы применяют для более наглядного представления о положении отдельных лиц в группе, на которых изображают индивида в совокупности всех его связей с другими членами группы.  
 
Для членов группы особое значение имеет не столько число выборов, сколько удовле-творенность своим положением. Его можно рассчитать с помощью коэффициента удовле-творенности (Куд): 
Куд =    Число взаимных выборов  
Число выборов, сделанных данным человеком 
Если Куд = 0 при высоком значении социометрического статуса, это свидетельствует о том, что человек вынужден взаимодействовать не с теми, с кем ему хотелось бы. 
•    В результате проведения социометрии можно оценить место каждого человека в группе и уровень благополучия взаимоотношений в группе в целом. 

Информация о работе Методы исследования малых групп. Социометрический опрос