Методы социиологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 16:58, реферат

Краткое описание

Метод - способ достижения цели, совокупность приемов и операций теоретического или практического освоения действительности, а также человеческой деятельности, организованной определенным образом.
Социологический опрос — это метод получения первичной социологической информации, основанный на непосредственной или опосредованной связи между исследователем и респондентом с целью получения от последнего необходимых данных в форме ответов на поставленные вопросы.
Суть метода сводится к общению исследователя прямо или косвенно в форме вопросно-ответного диалога.

Вложенные файлы: 1 файл

методы социологии.docx

— 19.15 Кб (Скачать файл)

Метод - способ достижения цели, совокупность приемов и операций теоретического или практического освоения действительности, а также человеческой деятельности, организованной определенным образом.

Социология как наука использует два метода:

1. общенаучные, характерные для всех наук, такие как анализ, синтез, индукция, дедукция;

2. специальные (специфические) методы:

  • опрос;
  • наблюдение;
  • анализ документов;
  • эксперимент.

Социологический опрос — это метод получения первичной социологической информации, основанный на непосредственной или опосредованной связи между исследователем и респондентом с целью получения от последнего необходимых данных в форме ответов на поставленные вопросы. 
Суть метода сводится к общению исследователя прямо или косвенно в форме вопросно-ответного диалога.

Выбор вида опроса определяется целями исследования.

Различаются две основные формы опроса: анкетирование и интервьюирование.

Интервьюирование − это метод получения первичной социологической информации путем непосредственной целенаправленной беседы интервьюера и респондента. Преимущества метода интервью перед анкетированием заключаются в следующем: 
• появляется возможность учесть уровень культуры, образования, степень компетентности респондента; 
• этот метод дает возможность следить за реакцией интервьюируемого, его отношением к проблеме и поставленным вопросам; 
• опытный социолог может видеть, искренне или нет отвечает респондент, в силу этого интервью считается наиболее точным методом сбора социологической информации. 
Виды. Интервью может проводиться по месту работы (учебы) или по месту жительства (дома) − в зависимости от характера проблем и поставленной цели. По технике проведения интервью подразделяется на формализованное (заранее сформулированы вопросы) и свободное (раскованная беседа).

Социологическая анкета −  это объединенная единым исследовательским  замыслом система вопросов, направленных на выявление мнений и оценок респондентов и получение от них информации о социальных фактах, явлениях, процессах. 
По числу опрашиваемых различают групповое и индивидуальное анкетирование. По месту проведения выделяют анкетирование дома, на работе и в целевых аудиториях. По способу распространения анкет выделяют раздаточную (раздается самим анкетером), почтовую (рассылается по почте), прессовую анкеты (публикуется в газете или журнале).  
Анкета имеет строгую структуру и состоит из нескольких частей. Первая 
− вводная − представляет собой непосредственное обращение к респонденту (цели и задачи анкеты). Вторая часть анкеты – основная (сами вопросы). В третьей части анкеты - социально-демографические характеристики опрашиваемых: их пол, возраст, семейное положение, образование, профессия, место учебы или работы. В заключении выражается благодарность респонденту за заполнение анкеты.

Вопросы, содержащиеся в  анкетах и формализованных интервью, принято подразделять:

- по структуре: на закрытые (респонденту предлагаются готовые варианты ответов), открытые (респондент самостоятельно, в свободной форме отвечает на вопросы) и полузакрытые (опрашиваемый может внести и собственный вариант ответа);

- по функциям: на основные (цель - получение значимой информации в соответствии с целями исследования), контактные (цель - создание мотивации для ответов); фильтрующие (определяющие, какой категории респондентов следует или не следует отвечать на последующие вопросы) и контрольные (их задача - проверить, насколько искренен респондент или насколько он понимает поставленную перед ним проблему); 
- по содержанию: на вопросы о событиях, фактах, вопросы о знаниях, вопросы о мнениях, установках, мотивах поведения.

Наблюдение - это целенаправленное и организованное восприятие действительности. Наблюдение основано на какой-то определённой цели или задачах исследования.

Наблюдение достаточно объективно, и косвенно, т.е. объектом наблюдения выступает не сам объект, а его  взаимоотношение с другими объектами. Наблюдение может быть как скрытым (участники деятельности не догадываются о присутствии исследователя), так и явным (исследователь сообщает участникам о своих намерениях), а так же включённым и не включённым. 
Если социолог изучает поведение забастовщиков со стороны, то он проводит не включённое наблюдение. Если же он встал в ряды забастовщиков, , то он проводит включённое наблюдение.   

Анализ документов − сбор социальных данных при изучении автобиографии, произведений, картин, печатных СМИ и т. п. Существуют два основных метода анализа документов - традиционный и формализованный или контент-анализ (анализ содержания). 
Традиционный анализ – совокупность определенных логических построений, направленных на раскрытие основного содержания изучаемого документа.  
Контент-анализ (анализ содержания) ориентирован на извлечение социологической информации из больших массивов документальных источников. В процессе данного анализа в изучаемом тексте выделяются определенные, интересующие исследователя элементы содержания. Единицы анализа классифицируют, подсчитывают и проводят количественный анализ.  
Контент-анализ не отменяет необходимости обычного анализа документов. Первый дополняет второй, их сочетание углубляет понимание смысла любого текста. Контент-анализ используется в таких областях, как изучение социальных оценок тех или иных событий, анализ пропаганды, методов журналистики.

Эксперимент - это метод исследования, позволяющий получить информацию о количественном и качественном изменении показателей деятельности изучаемого социального объекта в результате воздействия на него вводимых или видоизменяемых экспериментатором и контролируемых им новых факторов.

В отличие от наблюдения, эксперимент предполагает активное взаимодействие на определённый объект исследования. В этом случае объект ставится в определённые условия, которые  позволяют изучить их влияние на него. 
По характеру экспериментальной ситуации эксперименты в социологии бывают: полевые и лабораторные, линейные и параллельные.  
В полевом эксперименте объект (группа) находится в естественных условиях своего функционирования, при этом членам группы может быть известно или нет о том, что они участвуют в эксперименте.  
В лабораторном эксперименте экспериментальная ситуация и экспериментальные группы формируются искусственно.  
Линейный эксперимент отличается тем, что анализу подвергается одна и та же группа, являющаяся и контрольной (ее первоначальное состояние), и экспериментальной (ее состояние после изменения нескольких характеристик).  
В параллельном эксперименте одновременно участвуют две группы: контрольная и экспериментальная.

 

 


Информация о работе Методы социиологии