Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 22:48, контрольная работа
Хронологически первым методом в социологических исследованиях было наблюдение. Рассмотрим подробнее этот метод. Каждый из нас ежедневно использует метод наблюдения в повседневной жизни: мы наблюдаем за детьми, за пациентами поликлиники во время ожидания приёма и т. д. Иногда мы обобщаем наблюдения и делимся ими с другими людьми, иногда – это просто мимолётные взгляды. С профессиональным подходом к наблюдению мы встречаемся когда комментатор информирует нас о событиях на футбольном поле, кинооператор снимает камерой участников демонстрации, учитель, применяя новую методику преподавания, наблюдает за поведением класса на уроке и т. п. Таким образом, во многих сферах социальной практики наблюдение успешно используется для изучения реальности. Естественно, что в науке метод наблюдения применяется уже много столетий, приобретая специфические формы в связи с тем или иным объектом и предметом исследования.
Введение. 3
Сущность метода наблюдения 4
1.1 Виды наблюдений. Этапы наблюдений. 6
1.2 Классификация наблюдений. 8
2. Достоинства и недостатки метода наблюдения. 12
Заключение. 14
Список литературы. 15
В простом
наблюдении наблюдатель регистрирует
события «со стороны».
По условиям организации наблюдения делятся на полевые (наблюдения в естественных условиях) и лабораторные (в экспериментальной ситуации). Эти разновидности наблюдения также предъявляют специфические требования к профессиональным знаниям и умениям, а также личностным качествам социолога. В лабораторных наблюдениях, проводимых в искусственно созданных условиях, повышается значимость умения исследователя регулировать эти условия и контролировать их влияние на наблюдаемых, а также таких черт, как принципиальность и аккуратность, техническая грамотность (в связи с использованием аудиовизуальных средств наблюдения). В полевых наблюдениях, осуществляемых в обычной социальной жизни, особую роль играют знания смыслов невербальных реакций людей (улыбок, жестов), оперативная память, аналитичность мышления наблюдателя, его способность ограничивать друг от друга отдельные признаки изучаемого объекта, распределять свое внимание на все эти признаки и переключать его на один из них.
Существуют
также систематические,
Случайные, не предусмотренные исследовательской программой, наблюдения, при которых единицы наблюдения жестко не регламентированы, могут стать эвристически ценными лишь при условии развитости теоретического мышления, научного воображения и интуиции социолога.
Однако эти качества не являются обязательными при систематическом наблюдении, нацеленном на регулярную фиксацию (по строгому графику и в четко регламентированных методических документах) единиц наблюдения, определенных не самим наблюдателем, а научным руководителем исследования.
Социологические школы, ориентированные на качественные методы изучения общества используют метод наблюдения как один из центральных самостоятельных методов. История знает немало исследований подобного рода: это работа Трашера по изучению городских банд (Чикаго, 1928). Одним из относительно недавних примеров подобного подхода служит исследование профессора социологии университета Калифорнии в Беркли М. Борового, который в течение нескольких лет работал в разных странах (в том числе в России) рабочим на заводах.
Обратимся
к одному из классических примеров
использования включённого
Будучи
сотрудником Гарвардского университета,
Уайт поселился в трущобах одного
из американских городов, чтобы изучить
образ жизни итальянских
2. Достоинства и недостатки метода наблюдения.
Метод наблюдения, как и все другие, имеет ряд достоинств и недостатков.
Главным
преимуществом этого метода можно
назвать непосредственную связь
исследователя с объектом его
изучения. Кроме того, очень важным
является отсутствие опосредствующих
звеньев и оперативность
Наблюдатель вольно или невольно влияет на изучаемый процесс, вносит в него что-то такое, что не присуще его природе. Оперативность же оборачивается локальностью, ограниченностью изучаемой ситуации, неспособностью охватить совокупность всех признаков познаваемого явления. Иначе говоря, этот метод весьма субъективен, личностные качества наблюдателя неизбежно сказываются на его результатах. Поэтому, во-первых, последние подлежат обязательной перепроверке другими методами, во-вторых, к поведению наблюдателей предъявляются особые требования.
Кроме того, данный метод редко может быть применён к наблюдению больших совокупностей и большого количества событий.
Если
мы обратимся к анализу
Однако, не следует забывать и о нравственной проблеме включённого наблюдения: насколько вообще этично, маскируясь под рядового участника какой-то общности людей, в действительности исследовать их?
Нравственный долг социолога, как и врача, - «не вредить» своими действиями, но, напротив, активно помогать обществу решать возникающие проблемы. Если так и только так он понимает свою позицию, он всегда найдёт нужную форму осуществления наблюдения и займёт правильную нравственную позицию, будь то в качестве «стороннего» или в качестве включённого в гущу событий наблюдателя.
Тем не менее, неточность результатов, полученных методом наблюдения, можно минимизировать, постаравшись избежать распространенных просчетов в его применении, таких как: Недостаточная продуманность программы наблюдения, нечеткое определение категорий наблюдения
Отсутствие органической связи категории наблюдения с гипотезами исследования
Аморфная формулировка условий наблюдения, что предопределяет трудности регистрации единиц наблюдения
Преждевременное начало массовых наблюдений, то есть до того, как будет подготовлен весь инструментарий
Отсутствие
должной апробации
Не соответствие профессиональной подготовки и личностных качеств наблюдателя тому набору функций, который им реально придется выполнять
Не соответствие кодировки карточек наблюдения программе обработки данных
Отсутствие
классификатора контент-анализа дневников
наблюдателей.
Заключение.
Метод
наблюдения дает возможность выявить
лишь внешние стороны явления. Вследствие
этого в практике социологических
исследований метод наблюдения должен
использоваться как дополнительный
метод в сочетании с опросом,
экспертной оценкой, анализом документов,
экспериментом и другими
Люди обращались к наблюдению как одному из важнейших источников социальной информации, непосредственно воспринимающей и прямо регистрирующей все факты об объекте и значимости, с точки зрения целей.
Самостоятельную
роль метод наблюдения играет при
изучении уникальных и быстротечных
явлений общественной жизни и
при монографическом
Список литературы.
1. Андрущенко В. П., Волович В. И., Головченко Г. Т., Горлач Н. И., Заздравнова О. И. и др. Социология. Учебное пособие для студентов ВУЗов.
2. Дружинин Н.К. Выборочное наблюдение и эксперимент. М.: Статистика,
3. Лукьянов В.Г., Лялин В.С., Урсу И. С. Социология 2010г.
4. Здравомыслов А.Г. Методология и процедура социологического исследования.
5. Осипов Г. В. Социология. Основы общей теории: Учебн. для ВУЗов. 2002.
6. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности., 2000.
7. Как провести социологическое исследование. 1990
8. Методы сбора информации в социологических исследованиях. Наука, 1994.